Дневник sparrow
дневник заведен 20-02-2004
постоянные читатели [4]
EXotiCA, Liamen, Про это, Юлия Цезарь
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Москва, Россия
интересы [9]
03-06-2004 03:33 опять об иезуитах
Уже в Манрезе Игнатий Лойола не отдается слепо своим видениям и озарениям. Он определяет их ценность по вполне определенным критериям: 1) по действию, которое они оказывают на его душу; 2) по внешним обстоятельствам, среди которых они происходят. Если за ними следует томление или упадок сил, если они возникают внезапно, среди ночного отдыха, или, как это было позднее, во время рабочих часов, если они таким образом, нарушают порядок дня или планы жизни, он рассматривает их как искушения или проявления злых духов .
Во время выздоровления, когда его посещали видения о светской и о духовной жизни, он заметил странное явление. Эти видения оказывали совершенно различное воздействие на его настроение: за картинами светских наслаждений следовала тревога и печаль, мечты о духовном будущем вызывали радостное чувство, долго не покидавшее его .
Аналогично, в Манрезе он пришел к выводу, что мысли, смущающие и подавляющие душу, исходят от дьявола.

Немного напоминает выработку условного рефлекса по методу профессора Павлова. Подумаешь о мирском – тревога, подумаешь о духовном – радость.
Начнешь сомневаться в способности священника отпускать грехи – дойдешь до мыслей о самоубийстве, а это уже один из самых страшных грехов.
Подопытным кроликом ощущаешь себя только в том случае, если принять за основу положение, по которому все чувства навеваются извне.
Очень странно вышеперечисленное перекликается с тем, что происходит со мной.
Я давно уже чувствую себя некомфортно от своей страсти к чтению. Прочитанная книга редко приносит облегчение, скорее недовольство собой.
Вернее, не сама книга, а то, что я не могу удержаться от чтения. Несмотря на то, что завтра надо рано вставать, несмотря на то, что надо заняться другим делом – например, английским или диссертацией, я против своей воли тянусь к книге.
Причем тянусь к книге, которая редко вызывает у меня новые мысли, чувства или расширяет кругозор. Нет, моя рука тянется к книгам, которые в большинстве своем притупляют разум, утомляют глаза и мозг.
Наверное, этот критический взгляд есть результат двухгодичной группы.
С другой стороны, я очень люблю покупать книги, которые развили бы мой ум, расширили кругозор, но дальше предисловия я их редко читаю. Такое впечатление, что я боюсь думать, или боюсь развивать разум, или что-то не хочет, чтобы я его развивала.
Подобно Лойоле, у меня появился четкий критерий – книги, вызывающие чувства и эмоции – благо, книги, которые позволяют убить время – благо только в часы, отведенные для отдыха. Если желание читать такие книги возникает в рабочие часы – то это происки дьявола.
Но для этого надо быть совершенно уверенным в том, что то, чему посвящены рабочие часы – это действительно важно и нужно.
Я уже принимала решение ничего не читать, и заниматься только диссертацией и английским. А если мне наскучивает и то и другое, то идти спать или гулять. Но тем не менее, я прочитала две толстенные книги.
Эти книги нельзя назвать совсем бессмысленными, это – продолжение Дюны. Дюна и ее продолжения, Властелин колец, Средиземье триста мет спустя, Не время для драконов, Волшебник из Земноморья, Безмернее и медленней империй, Хроники Перна, Мятеж на окраине галактики, Вечный, Гарри Поттер, книги Крапивина, эпопея Звягинцева – то, что я поставила бы в свою библиотеку из множества прочитанных томов, не очень велико.
К счастью, я отказалась от чтения того множества фантастической литературы, которая наводнила прилавки. Я мало читаю (вернее практически не читаю) художественную литературу. Мне она не интересна. Взгляд автора на некую проблему и восприятие этой идеологии через художественные образы – не самая актуальная моя потребность.
Воспоминания и мемуары, автобиографии, социологические исследования – то, что в настоящее время привлекает внимание. Наверное, происходит постепенный отрыв от мира фантазий и восстанавливается контакт с действительностью. Однако то, что отрыв от действительности был достаточно велик, сыграло и положительную роль. Я практически выпала из действительности 90-х годов. Та действительность была не самая лучшая для непосредственного проживания. Возможно, мне стоит поблагодарить Бога за то, что я смогла дистанцироваться от реалий и выдержать эти тяжелые годы. Не отравиться тем негативом, который наводнил нашу страну, не захлебнуться в той куче грязи, которая обрушилась на наши неподготовленные умы. Многие кричат о том, что западная культура – зло, бездушие, потребительство. Нет, это не так. Западная культура – это живая культура с кучей достоинств и кучей недостатков. И то, что мы считаем недостатками, многие также считают недостатками и на Западе. Просто не все избавиться могут, хотя и стараются. Их недостатки – это издержки их пути развития, который привел их к правам человека и понятию свобода.
Читаю Р.Пайпса «Собственность и свобода». Там очень интересные факты о трудностях перевода на восточные языки слова «свобода». В тех культурах нет для них адекватного эквивалента. В Японии в 19 веке это слово перевели как «распущенность». В Китае тоже долго мучились и долго относились к этому понятию отрицательно. Что уж говорить про восприятие других идей.
Да так вот, возвращаясь мысленно в прошлое, я понимаю, что то, что я так и не смогла добиться успеха в некоторых областях, и в том числе, на работе, являлось результатом категорической неприязни некоторых «жизненных реалий». Черт возьми, я хотела быть честным государственным чиновником, делать нужное дело (а оно действительно нужное, мало кто представляет, как много работы в госучреждениях) и пользоваться уважением в обществе, а не быть чем-то вроде прокаженного. И не искать взяток. Это так несовременно. Но как же это хорошо для меня. Я только теперь это понимаю. То, что меня удерживала какая-то брезгливость, теперь получает объяснение.
Но вернемся к тем мыслям, которые возникают при чтении.
Самая парадоксальная мысль, которая возникла у меня – это то, что я очень похожа на Митянина, по крайней мере в том, что очень подвержена эмоциям, очень подвержена воздействию других людей. Редко думаю, меня порой захватывают эмоции так, что размышлять не получается. И главное сходство – это то, что я также, как и он, не смогла претворить в жизнь свое видение контрольной работы. Я знала, как нужно проверять акцизы на нефтепродукты, но не смогла внедрить эти камеральные проверки в практику работы отдела. Он наверняка знал, как надо проверять экспорт и другие схемы, но не смог внедрить этого.
Наверное, мне надо поблагодарить его за то, что я смогла увидеть свои недостатки. Также, как поблагодарить Татьяну Карасеву, Татьяну Сафонову.
Во время отдыха выявилась еще одна интересная мысль, вернее не мысль, а вывод. Мне совершенно не требуется тихая и спокойная жизнь. Это желание возникло исключительно от усталости, от переутомления, от переизбытка активности. Стоило отдохнуть, и мне опять хочется бурления жизни. Отдых в Египте тоже показал это. Я не могу быть такой активной, как Татьяна, но днями лежать на пляже – тоже не для меня.
На этом я заканчиваю.

Талант учиться – это дар,
Способность учиться – это навык,
Желание учиться – это выбор.

Дар у меня есть, желание тоже, а вот с навыком туго. Привычки к самостоятельному обучению нет. С этим и будем бороться.

Закрыть