что мы никогда не хотели знать, но о чем нас всегда спрашивают
Конфуцианский канон (тринадцатикнижие)
тринадцатикнижие - это полный канон, то есть пятикнижие, плюи четверокнижие, плюс еще 4 книги.
Пятикнижие ("У цзин")
1."Чунь цю" ("Весны и осени") - летопись того, что успело произойти в царстве Лу (это такое царство на территории Китая, где родился Конфуций) с 722 по 481 год до н.э. Конфуций отредактировал этот ужас и частично прокомментировал. Потом этот текст комментили все, кому не лень (хотя те, кому лень, имхо, тоже), но самым авторитетным (то есть интересным) считается "Цзо чжуань" (комментарий (семейства) Цзо), доживший до нашего времени в редакции конца третьего века до н.э.. Считается, что в "Веснах и осенях" отражена цикличность истории... но лучше не замарачивайтесь.
2. "Шу цзин" ("Книга истории") - да, любили китайцы историю... и потрепаться! Туда записывали предания, мифы. Много фальсификации - но фальсификация, выполненная до нашей эры. По этой книге сначала был Китай, а потом... ну, потом появилось недоразумение, называемое миром.
3. "Ши цзин" (книга песен) - сборник стихов, отобранных лично Конфуцием. Автор стихов - народ. Всего 305 произведений в 4-х разделах: народные песни ("Нравы царств" - Го фэн), 2 раздела песен для исполнения во время церемоний (Малые и Великие оды - Сяо я, Да я), культовые песни (Гимны - Сун).
4. "Ли цзи" (книга обрядов) - ритуальное уложение. Китайцам, к сожалению, обряды нужны и важны.
5. "И цзин" (книга перемен) - ее вы знаете, это по ней гадают
Состоит из 2-х частей :каноническая (гадание) и комментарий - "Ши и", перевод. как "10 крыльев". В комментарии изложены формулировки китайских натур-философских концепций. В состав пятикнижия "И цзин" включен неоконфуцианцами (перевод: поздно!)
"Четверокнижие" (Сы шу)нумерация будет сквозной, разберетесь?
6. "Лунь юй" (рассуждения и беседы) - то, что говорил Конфуций. Разбирается на цитаты с ходу. Собирали его ученики...
7. "Да сюэ" (великое учение) - учебник (то есть трактат) по принципу: вопрос-ответ.
8. "Чжун юн" (учение о середине) - приписывается Цзы Сы, ученику Конфуция, но не подходит по датам - скорее всего, создан через 2 века после смерти Цзы Сы. Рассуждения на тему природы личности и реализации ее в социуме.
9. "Мэн-цзы" - это так философа звали - Мэн Кэ (название трактата переводится "учитель Мэн", "наставник Мэн"). Жил в 4-3 веках до н.э.. Исследовал мораль и психологию...
то, что добавляется для получения числа 13
10. "Чжоу ли" (ритуалы Чжоу) - считайте, что альтернативное "Ли цзы".
11. "И ли" (правила этикета и ритуалы) - чтоб уж до всех дошло, что кости на пол не бросают... то есть, простите, ритуалы - это очень важно!
12. "Сяо цзин" (канон сыновьей почтительности) - сяо (сыновья почтительность) очень важна для китайцев. Например, они могут убить своего ребенка, если считают, что не смогут максимально обеспечить свою старую мать при живом дите. Так было раньше.
13. "Эр я", словарь - для тех, кто запутался - словарь-энциклопедия.
И все это несчастные китайцы учили. Наизусть. С 4-х лет.
Императоры. Китайские.
(те имена, под которыми они вошли в историю - то есть, девизы правлений)
Мин (1368-1644)
Хунъу 1368-1398 (как и положено первому императору, полководец, хороший правитель)
Цзяньвэнь 1399-1402
Юнлэ 1403-1424 (создал тот самый Запретный город, который в Пекине. Его ворота - на площаде Тяньаньмэнь. Кроме того, перенес столицу из Нанкина в Пекин. Также считается гениальным правителем)
Хунси 1425- неизвестно (что странно)
Сюаньдэ 1426-1435
Чжэнтун 1436-1449
Цзинтай 1450-1456
Тяньшунь 1457-1468
Чэнхуа 1465-1487
Хунчжи 1488-1505
Чжэндэ 1506-1521
Цзяцзин 1522-566
Лунцин 1567-1572
Ваньли 1673-1620 (при нем правление ослабевает, возраждается "Белый лотос" - буддийская организация, которая время от времени возрождалась с целью сместить очередную династию)
Тайчан 1620- ? (удавили его, что ли?)
Тяньци 1621-1627 (мятеж полков - их не кормили и не платили. Бедные люди)
Чунчжэнь 1628-1644 (развал Китая: на севере правил Ли Цзычен, на юге - Чжан Сянчжун. Ли Цзычен захватил Пекин, император покончил с собой. Тогда генерал У Сангуй вызывает маньчжуров, чтобы те выгнали сепаратистов из столицы. А те, умные ребята, забирают себе престол)
Цин (1644-1911) - маньчжуры. Если кто не знает, это именно они ввели обычай для китайцев брить полголовы и заплетать косы. Это было унизительно, и первоначально китайцы отказывались. Но потом маньчжуры стали запрещать заплетать косу и брить голову преступникам. Китайцы, которые не хотели, чтобы их приняли за преступников (да, это вам не "Речные заводи", что ни герой, то клейменный), срочно заплели косы.
Шуньчжи 1644-1661 - угнетение китайцев маньчжурами...
Канси 1662-1722 - продолжение угнетения. Хотя оно продолжилось до конца - например, евнухами могли быть только китайцы, а прочими служителями дворца - маньчжуры. Пекин был поделен на 2 части. Канси использует себе на благо неоконфуцианство, выступает хранителем китайской культуры. Покровительствовал тибетскому буддизму, использовал иезуитов. Именно при нем заключен первый, невыгодный для России русско-китайский договор - Нерчинский, 1689 года. На картинке - Канси, в пожилом возрасте.
Юнчжэн 1723-1735 - допускает китайцев к власти.
Цяньлун 1736-1795 - развитие сельского хозяйства, обогащение купечества, был литератором, меценатом. Но в конце царствования наступил кризис - подобно французскому королю Солнце, оставил после ярчайшего правления, неисправимые проблемы.
Цзяцин 1796-1820
Даогуан 1821-1850 - начались опиумные войны...
Сяньфэн 1851-1861 - многочисленные восстания в Китае
Тунчжи 1862-1874 - по сути, с этого начинается правление императрицы Цыси (1835-1908). Всесильная, но... но империя не выжила. ИМХО, она была обречена с самого начала.
Гуансю 1875-1908
Сюаньтун (Пу И) 1909-1911 - тот самый, последний и несчастный маленький мальчик.
отредактировано: 05-09-2004 23:46 - Бина
задачи и цели
[Print]
Забрел случайно