Journals.ru » Флора » ........
18 Советское законодательство. Его разновидности и особенности
Законодательный акт — особый вид исторического источника, требующий применения определенных приемов анализа, позволяющих наиболее полно раскрыть его содержание, значение, особенности. При общности основных принципов изучения законодательных актов методика работы с ними не одинакова. Это зависит от типа документа, назначения, времени создания и пр. Скажем, конституции и конституционные акты будут изучаться несколько иначе, чем аграрное, трудовое или иное отраслевое законодательство; отличия в разработке, прохождении и утверждении современного законодательства от процессов создания первых декретов Советской власти неизбежно вызовут и различия в методике их изучения.
Среди отличий законодательных источников приходится отметить отличия и по чисто номенклатурному принципу. До Конституции СССР 1936 г. существовало много разновидностей законодательных актов; конституции, постановления съездов Советов, решения сессий ЦИК СССР. Какое-то время, помимо декретов, силу закона имели постановления и распоряжения ВЦИК и СНК.
"Декретный" период характеризуется отсутствием устойчивой терминологии законодательных актов. Разнородные по содержанию и функциональному назначению документы имели иногда одинаковые обозначения, а однородные по содержанию акты именовались отлично друг от друга.

Разновидности по периодам:
1. Становление советского права. (октябрь 1917 - 1920 гг.).
Конституционное право периода революции. Конституционное значение декретов II и III съездов Советов. Декларация прав народов России. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Разработка и принятие первой советской Конституции. Основные принципы Конституции. Структура Конституции. Определение общих задач советского государства, политических и экономических основ советской власти.Конституционное определение прав и свобод, обязанностей граждан. Избирательное право по Конституции.
Изменения в гражданско-правовой сфере. Новый подход к характеристике субъектов гражданского права. Регулирование прав собственности. Реформирование сферы гражданского оборота.
Формирование советского земельного права. Декрет о земле. Положение ВЦИК "О социалистическом землеустройстве и мерах перехода к социалистическому земледелию".
Формирование норм советского трудового права осенью 1917 - весной 1918 гг. Кодекс законов о труде.
Формирование советского брачно-семейного права. Декреты "О гражданском браке…" и "О расторжении брака" (декабрь 1917). Кодекс законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве".
Формирование советского уголовного права. Определение цели советского уголовного права. Понятие о преступлении в советском законодательстве. Виды преступлений. Представление о целях и видах наказаний. "Руководящие начала по уголовному праву" 1919 г.
Общие принципы и основные черты формировавшегося советского уголовно-процессуального права.
Уголовно-исполнительное право в период гражданской войны. Общая система мест лишения свободы. Чрезвычайная система мест лишения свободы.
Военно-политическое размежевание на территории России. Государственная организация и правовая политика "белого" движения Подготовка проекта конституции.
Правовое положение населения в условиях гражданской войны. Красный и белый террор.


Тема 5. Советское государство и право в условиях социально-экономической многоукладности 1920-х гг.
Общие черты развития советского права в 1920-х гг. Новые подходы к праву. Источники права. Кодификация советского права 1922 – 1926 гг.
Конституция 1924 г.: идеологическая основа конституции, принципы национально-государственного устройства СССР, статус союзных республик, распределение предметов ведения между союзными и республиканскими органами, статус органов власти и управления.
Правовое регулирование многоукладной экономики. Налоговое законодательство 1921-1922 гг. Финансовая реформа 1922-1924 гг.
Регулирование гражданско-правовых отношений в условиях перехода к НЭПу. Постановление ВЦИК "Об основных частных имущественных правах" (1921). Гражданский Кодекс 1922 г. Нормы гражданского процесса по ГПК 1923 г.
Земельный кодекс 1922 г. Лесной кодекс 1923 г. "Общие начала землепользования и землеустройства СССР" (1928).
КЗоТ 1922 г. Изменения в трудовом праве 1925-1928 гг.
Семейное право 1920-х гг. Кодекс законов о браке, семье и опеке 1927 г.
Уголовное право в 1920-х гг. УК 1922 г.
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1922 г. Общие принципы уголовного судопроизводства. Особые процессуальные нормы.
Исправительно-трудовое право. Декрет СНК "Об использовании труда заключенных в местах лишения свободы" (ноябрь 1921). Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г.


Тема 6. Государство и право тоталитарного периода (конец 1920-х - середина 1950-х гг.)
Общие черты советского права в конце 1920-х – 1930-х гг. Доктрина "социалистической законности".
Конституционное право СССР. Изменения в конституционном праве в конце 1920-х – начале 1930-х гг. Введение паспортной системы. Статус "лишенцев". Конституция СССР 1936 г. Разработка и принятие новой Конституции СССР. Идеология Конституции. Принципы национально-государственного устройства СССР. Высшие органы государственной власти и государственного управления СССР. Свободы, права, обязанности советских граждан по Конституции. Избирательная система.
Финансовое право в конце 1920-х – 1930-х гг. Новая концепция финансового права. Постановление ЦИК и СНК СССР "О кредитной реформе" (1930). Порядок финансовых расчетов. Закон о бюджете СССР 1932 г.
Хозяйственное право.Налоговое право. Налоговая реформа 1931-1932 гг.
Изменения в гражданском праве в период социалистической реконструкции (в конце 1920-х – начале 1930-х гг.) Ограничение в правах отдельных категорий населения. Регламентация отношений собственности. Изменения в договорном праве.
Колхозное право.
Трудовое право в конце 1920-х – 1930-х гг. Изменения в трудовом праве в предвоенный период (1938-1940 гг.).
Семейное право в конце 1920-х – 1930-х гг.
Социальное законодательство конца 1920-х – 1930-х гг.
Общие тенденции в уголовном праве в конце 1920-х – 1930-х гг. Изменения в оценке субъекта уголовного правонарушения. Развитие представлений о преступлении. Изменение системы наказаний.
Общие тенденции уголовно-процессуального права. Нормы расследования уголовных дел, подсудность, установленные в начале 1930-х гг. Изменения в УПК в 1937 г. Судебные процессы 1936 -1938 гг. Массовые репрессии 1930-х гг.
Уголовно-исполнительное право в конце 1920-х – 1930-х гг. Исправительно-трудовой кодекс 1933 г. Правовые основы деятельности ГУЛАГа.
Особенности советского права в период Великой Отечественной войны. Особенности законодательства военного времени. Изменения в хозяйственном, налоговом, гражданском праве. Изменения в трудовом и колхозном праве. Изменения в жилищном праве. Изменения в семейном и наследственном праве. Изменения в уголовном праве в период войны: новые виды преступлений, изменение системы наказаний. Регламентация уголовного процесса постановлением Президиума ВС СССР "О деятельности военных трибуналов" (июнь 1941).
Советское право в послевоенный период. Изменения в конституционном праве. Восстановление норм хозяйственного и колхозного права. Денежная реформа 1947 г. Новые черты жилищного права. Новые черты семейного права. Общие тенденции уголовного права послевоенного периода.
Система ГУЛАГа во 2-й половине 1940-х – начале 1950-х гг.


Тема 7. Советское право в условиях нараставшего кризиса советской модели социализма (середина 1950-х – 1991 г.).
Советское право в середине 1950-х – середине 1980-х гг. Особенности законодательства данного периода. Идеологическая основа советского законодательства. Виды законодательных актов. Новые формы кодификации.
Конституционное право в середине 1950-х – середине 1980-х гг. Законодательные акты 1960-х – начала 1970-х гг. о Советах. Конституция 1977 г.: разработка, обсуждение и принятие новой Конституции. Доктринальная основа Конституции. Определение Конституцией социальной опоры, политической основы, принципов советского государства. Статус союзной республики. Развитие представлений о функциях советского государства. Система государственных органов по Конституции. Права и свободы граждан.
Проблема реализации прав и свобод в СССР. Возникновение правозащитного движения. Этапы развития правозащитного движения. Формы правозащитной деятельности.
Гражданское право в середине 1950-х – середине 1980-х гг.
Изменения в трудовом, колхозном, семейном, жилищном праве. Кодификация природоохранного (экологического) права. Социальное законодательство середины 1950-х – середины 1980-х гг.
Общие тенденции и новые черты уголовного права. Реабилитации 1950-х гг. "Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик" (1958). Развитие уголовного права в 1970-х – середине 1980-х гг.
Уголовно-процессуальное право. "Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик" (1958).
Судебные процессы 1953-1955 гг. над лицами, виновными в нарушении социалистической законности. Судебные процессы 1960-х гг. Внесудебные репрессивные акции 1970-х гг. - начала 1980-х гг.
Ликвидация системы ГУЛАГа. Изменения в исправительно-трудовом праве в 1960-х – середине 1980-х гг.
Изменения в советской государственно-политической системе в "период перестройки". Доктрина "социалистического правового государства". Демократизация государственно-политической системы. Структура органов государственной власти, сложившаяся в процессе политического реформирования. Эволюция и деформация советской системы. Изменения в праве в период перестройки. Основные факторы, влиявшие на законодательство. Изменения в конституционном праве. Учреждение президентства. Статус Президента СССР. Укрепление конституционных гарантий прав и свобод граждан. Изменения в избирательном праве.

[ история ]

URL
17 Конституция СССР РФ XX века
Первая конституция Российской Федерации (РСФСР) была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года как Конституция (Основной Закон) РСФСР и была опубликована в «Собрании Узаконений РСФСР»[1]. Основные принципы, которые легли в основу Конституции РСФСР 1918 года (как и Конституции СССР 1924 года), были изложены в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Конституция 1918 года закрепила диктатуру пролетариата. Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд, были лишены политических прав. Данная Конституция была самой идеологизированной из всех советских конституций. Она утратила силу в связи с принятием Конституции (Основного Закона) РСФСР, утверждённой Постановлением XII Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов от 11 мая 1925 года.
[править]Конституция (Основной Закон) РСФСР 1925 года

Конституция РСФСР 1925 года
Утверждена Постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР». Её принятие обуславливалось вхождением РСФСР в состав новообразованного Союза ССР и приведением российского законодательства в соответствие союзному (главным образом, Конституции СССР 1924 года).
В данную Конституцию вносилось несколько изменений, связанных с изменениями административно-территориального деления и реорганизации органов советского управления.
[править]Конституция (Основной Закон) РСФСР 1937 года

Конституция РСФСР 1937 года
Принята Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР» из-за смены конституционного законодательства СССР в 1936 году (для приведения в соответствие Конституции СССР 1936 года).
Конституция (Основной Закон) РСФСР 1937 года изменила название страны с Российской Социалистической Федеративной Советской Республики на Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику.
[править]Конституция (Основной Закон) РСФСР 1978 года

Конституция РСФСР 1978 года

Введена в действие с Декларацией Верховного Совета РСФСР от 12 апреля 1978 года в порядке, установленном Законом РСФСР от 12 апреля 1978 года. Принята из-за смены общесоюзной «сталинской» конституции на «брежневскую» Конституцию СССР 1977 года на внеочередной VII сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 года.
В период с 27 октября 1989 года по 10 декабря 1992 года в текст Конституции вносился ряд значительных изменений. Например, 15 декабря 1990 года в Конституцию была включена преамбула и статья 1 Декларации о Государственном суверенитете РСФСР[2]. 16 мая 1992 года согласно закону N 2708-I она стала называться Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации — России согласно новой редакции[3]:
В названии Конституции и преамбуле слова «Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» и «РСФСР» заменить словами «Российской Федерации — России». В наименованиях разделов I, III—VIII, X, XI и глав 8, 13 — 16, 19 — 21, в статьях 2, 4, 7, 10 — 12, 17 — 19, 22, 24, 27, 30, 71, 75, 80, 81 — 84, 86, 87, 92, 97, 102—123, 125, 127—136, 140, 146, 149, 152—157, 160—165, 167, 168, 171, 173, 176—185 слова «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика», «Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» и «РСФСР» заменить соответственно словами «Российская Федерация», «Российской Федерации». Из статей 97, 109 (пункт 20), 140, 167, 173 исключить слова «Конституция СССР», «СССР», «Союз ССР». Статьи 69, 74, 76, 77 исключить. Из статьи 134 слова «СССР», «Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР,» и «Совета Министров СССР и» исключить.


Уже летом 1992 года Конституция под новым названием была издана большим тиражом[4]. Статья 67 закона N 2708-I гласила:
Верховному Совету Российской Федерации привести законодательство Российской Федерации в соответствие с настоящим Законом.
Однако, этого сделано не было. Более того, cъезд народных депутатов отказался исключить из текста конституции упоминание о конституции и законах СССР, они продолжали упоминаться во 2 части 4 статьи Конституции:
Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации (РСФСР), Конституцию СССР, законы Российской Федерации (РСФСР) и СССР, конституции и законы республик, входящих в состав Российской Федерации (РСФСР), изданные в пределах их полномочий.
— Конституция РСФСР, Глава 1.[5][6]
Таким образом Конституция СССР 1977 года де-юре продолжала действовать на территории России до декабря 1993 года, несмотря на то, что де-факто распад СССР завершился двумя годами ранее. В конституции СССР Россия называлась «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР)»[7]. До декабря 1993 года (до принятия нынешней конституции) действовали нормативные акты, законы, регулировавшие деятельность органов государственной власти, Конституционного суда, Президента и описание государственной символики, где употреблялось наименование «РСФСР».
В современной России до сих пор действуют некоторые документы, в которых осталось старое название «РСФСР»:
Закон РСФСР от 15.12.1978 (ред. от 25.06.2002) «Об охране и использовании памятников истории и культуры»
Закон РСФСР от 08.07.1981 (ред. от 07.05.2009) «О судоустройстве РСФСР»
Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 N 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики»
Закон РСФСР от 24.10.1990 N 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР»
Закон РСФСР от 31.10.1990 N 293-1 «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР»
Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (действует только статья 4)
Закон РСФСР от 26.04.1991 N 1107-1 (ред. от 01.07.1993) «О реабилитации репрессированных народов»
Закон РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 (ред. от 30.12.2008) «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»
Закон РСФСР от 26.06.1991 N 1490-1 (ред. от 02.02.2006) «О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами»
Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 N 211 (с изм. от 26.06.1992) «О повышении заработной платы работников бюджетных организаций и учреждений»
Указ Президента РСФСР от 21.11.1991 N 228 «Об организации Российской академии наук»
Указ Президента РСФСР от 25.11.1991 N 232 (ред. от 21.10.2002) «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР»
Указ Президента РСФСР от 28.11.1991 N 240 (ред. от 21.10.2002) «О коммерциализации деятельности предприятий бытового обслуживания населения в РСФСР»
Указ Президента РСФСР от 03.12.1991 N 255 «О первоочередных мерах по организации работы промышленности РСФСР»
Указ Президента РСФСР от 03.12.1991 N 256 «О мерах по стабилизации работы промышленного комплекса РСФСР в условиях экономической реформы»
Указ Президента РСФСР от 03.12.1991 N 297 (ред. от 28.02.1995) «О мерах по либерализации цен»
Указ Президента РСФСР от 12.12.1991 N 269 (ред. от 21.10.2002) «О едином экономическом пространстве РСФСР»
Закон РСФСР от 25.12.1991 N 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» (переименование государства в Российскую Федерацию)
Постановление Правительства РСФСР от 24.12.1991 N 62 (ред. от 13.11.2010) «Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР» (действует до 1 января 2018 года)
[править]Конституция Российской Федерации 1993 года

Конституция России

Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента России от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно которому Конституция может быть изменена лишь большинством голосов от общего числа избирателей страны. Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года. За новую Конституцию проголосовало 58,43 % от числа принявших участие в голосовании, которое составляло 54,8 % от числа зарегистрированных избирателей.

[ история ]

URL
15. - Русское средневековое законодательство
период Средневекового права: IX-XIV вв., где эволюция средневекового права представляется зарождением новых юридических форм, вызванных потребностями развивающегося общества.


Танечка, выбери главное. Это махонький кусочек диссертации, но я уже упарилась его сокращать, потому что много вещей системных, возможно существенных для ответа

Государственность в средневековой Руси возникла еще в недрах родоплеменных отношений.
В середине IX-X в. государственность восточных славян была уже организована по территориальному признаку, и постепенно начался процесс отделения публичной власти от общества путем сосредоточения ее в руках князя и его дружины, при этом сохранялось огромное своеобразие форм этой власти на юге и на севере. Славяне в исследуемый период обладали развитым этническим самосознанием и ощущали свою принадлежность к могучей древнерусской державе. Однако говорить о прочной государственной организации в эту эпоху еще трудно.
Важнейшим элементом в политической системе средневековой Руси в процессе формирования правового порядка становится вече. Следует отметить, что необходимо различать вечевые собрания IX-X вв. и XIII-XIV вв. По мере своего развития вечевые собрания утрачивают демократичность, изменяется социальный состав вече. Эти перемены сопровождаются снижением демократичности вече за счет вытеснения из него представителей мелких собственников и замены представителями крупного капитала и политической элиты. Постепенно вечевые собрания преобразуются в аристократические собрания, теряя характер народных. В зависимости от формы политического устройства и политического режима государственного образования меняется и состав представительства вече.
В эволюции княжеской власти можно выделить несколько этапов. Начальный этап — это формирование родовой княжеской публичной власти, К XIV в. роль княжеского законодательства становится главной интегрирующей социальной силой.
В начале первого этапа формирования государственности еще нет принципиальной разницы между властью военной и публичной. Тот, кто обладал властью военной, и представлял публичную власть. Дружина — важнейшее интегрирующее начало, в ней стираются племенные противоречия, тем самым создавая принципиально новый социальный фундамент для рождения государственности. Объединение в дружину порождало новую форму социальной организации.
Существовало два пути формирования государственной власти на Руси. Это путь, который нам демонстрирует северо-запад, во главе с таким политическим центром, как Новгород, где государственная власть была сформирована сначала в демократической форме, потом преобразованной в аристократическую (власть собственников, боярской аристократии). И путь южный, во главе с политическим центром в Киеве, где государственная власть была сформирована через военную демократию (вече и военный предводитель), переродилась, а затем трасформировалась в государственные военно-иерархические структуры (князь со своею дружиной).
Формой властвования, связывающей подвластное население с центральной властью, было взимание дани и «полюдья». Дань и полюдье принципиально отличны как формы социальной связи с подвластным населением.
Территории Древнего Новгорода увеличивались не только присоединением уже освоенных территорий, но и путем колонизации и освоения новых территорий, раннее никем не заселенных. Причем такой процесс включения в состав территории Новгорода новых земель путем сбора с них налогов сопровождался острым соперничеством за такую возможность с княжеской администрацией соседних политических образований.
Создание и последующая эволюция русского средневекового права происходило в несколько этапов. Внешняя форма права поочередно была символической, вербальной и текстуальной. Символическая форма была закономерным этапом в развитии русского средневекового права, она отражала процесс формирования новых средневековых юридических понятий. Постепенно с усложнением социальных отношений, возрастанием рационализма и практицизма правовые отношения теряют свою первоначальную казуальность, и символическая картина права заменяется вербальной, а затем текстуальной. Но окончательного отмирания символической формы права не происходит и по нынешний день. Право всегда использует символы, когда нужно лаконично и образно выразить суть правового явления и донести ее до общества. Текстуальная же форма права изменялась под воздействием как внеязыковых факторов, так непосредственно и языковых, причем неязыковые факторы были главными в процессе этих изменений. Усложнение палитры социально-экономических отношений требовало изменения формы права, ее усложнения, обновления и расширения юридической терминологии. Эти изменения носили эволюционный характер, само изменение происходило путем расширения значений и смысла правовой формы либо метафоризации или метонимического переноса значения на вновь возникающую правовую форму. Причем в процессе такой эволюции заимствования в русском праве — скорее исключения, чем правило. Основной канал заимствования — опосредованный, когда некоторые христианские догматы были трансформированы в правовые аналогии в светских сборниках права. Дополнительным каналом таких заимствований стало использование терминологии, употребляемой византийской канонической традицией на Руси для обозначения новых правовых значений. Для права эпохи раннего
Средневековья характерен юридический дуализм, вызванный столкновением славянского (обычного) и канонического (византийского) права. Это нашло отражение в наличии двух систем юридической терминологии.
С принятием христианства обычное славянское право постепенно теряет пространство своего применения, сужаясь до бытовых обыкновений. Лишаясь связи с традицией, которую стала заменять христианская этика, обычное право потеряло главное, что необходимо для права, — непосредственную созидательную связь с культурой. Обычаи становятся простыми обыкновениями, замыкаются в локальных сообществах (семья, община, местность). При этом они часто видоизменяются, утрачивая необходимый универсализм, здоровый консерватизм и стабильность, присущие праву. Новая христианская правовая традиция прочно занимала место, ранее по существу принадлежавшее обычному славянскому праву. Эта традиция сознательно поддерживалась обществом и властью и со временем все больше и больше находила отражение в соответствующих правовых текстах. При всем этом обычное славянское право стало фундаментом, на основе которого строилась вся остальная правовая система. Именно русское право и было действующим в противовес каноническому византийскому праву, служившему скорее образом, нежели в качестве правоприменительного средства. Хотя были исключения. Так, заимствование светского византийского права развивающимся славянским правом происходило исключительно в области наследственного и брачно-семейного права и то лишь только потому, что эта сфера правовых отношений была в юрисдикции церкви. В других правовых областях, как правило, светское византийское право рецепируется свободно, заполняя лакуны социальных отношений, по каким-то причинам оставшимся еще неурегулированными обычным славянским правом, или, в крайнем случае, вытесняя и заменяя ряд традиционных норм древнейшего славянского права новыми, выросшими из недр византийской правовой традиции. Как, например, это случилось в уголовном праве с появлением в системе наказаний смертной казни и членовредительных наказаний, потеснив славянскую систему штрафных санкций. Процесс свободной рецепции византийского права славянским находит частичное подтверждение в использовании византийских правовых терминов путем метонимического переноса (т.е. сопровождавшегося некоторым изменением смыслового значения переносимого термина).
Новые источники познания права, вводимые в научный оборот, позволили уточнить процесс формирования понятийно-терминологического аппарата юриспруденции в эпоху Средневековья. Сравнительный анализ понятий и юридических терминов, используемых в берестяных грамотах, с понятиями и юридическими конструкциями памятников русского права подтверждает гипотезу о том, что Краткая редакция Русской Правды по своему происхождению — новгородский источник.
Становление и развитие правого статуса лица как субъекта частного права проходило по линии постепенного выделения этих прав из комплекса коллективных прав и обязанностей по мере усложнения социальной структуры в ходе исторического процесса. Характерная черта становления субъективных прав и обязанностей в исследуемый период - преобладание обязанностей над правами. Тип социальной связи воздействовал на объем субъективных прав и обязанностей. Утверждение о том, что общество средневековой Руси являлось строго сословно корпоративным, где сословия имели закрепленные в праве привилегии научно несостоятельно. Фактическое неравенство было вызвано жизненным укладом и неправовыми обстоятельствами. Разница в правовом статусе имелась у свободной части населения по сравнению с несвободной. Но даже в таких условиях часть лично несвободного населения обладала комплексом прав и обязанностей, нашедших свое правовое оформление. В правовом положении рабов в IX-XI вв. произошли изменения уже в XII-XIV вв. Лично несвободные имели расширенные правовые возможности за счет включения их в более широкие социальные связи. Правовой статус холопов было разным в зависимости не только от источника рабства, но и этнической принадлежности. Если холоп ранее относился к категории свободных в этом же обществе и не был чужаком в среде данного этноса, то имел больше прав по сравнению с рабами из других земель. Особенности фактического положения части населения обусловливались типом социальной связей эпохи Средневековья, когда важную роль И1рал правовой институт патроната (добровольная зависимость слабых от сильных в социальном плане), что в условиях становления государственной власти приводило к доминированию межличностных отношений над правовыми. Постепенно патронат в конце XIV в. с образованием русского единого государства перерастает в патернализм как особую форму социальной связи руководителя государства с его подданными. Патернализм стал основой формирования национального самосознания русского общества. Договор как тип социальной связи общества и главы государства, характерный для Новгорода, утратил свое значение после подчинения Новгорода московскому князю в процессе объединения русского государства и был заменен отношениями подданства.
Большое влияние на характер формирования субъективных прав и обязанностей оказала христианская этика через каноническое законодательство, используемое церковью. Заимствование иностранного законодательства происходило в виде свободной рецепции с учетом народных традиций. Это особенно характерно для брачно-семейного права. Церковь намеренно шла на компромиссы с обычным правом, регулирующим эту важнейшую сферу, что позволило ей постепенно закрепиться и занять доминирующее положение в роли социального регулятора брачно-семейных отношений.
В отличие от византийского законодательства, правовое положение женщины на Руси в браке было гораздо лучше. Оно зависело от ее принадлежности к определенной социальной группе. Княжеские уставы церкви подразделяют женщин на разные социальные категории: «великих бояр», «меньших бояр», «нарочитых людей» и «простой чади». Если г женщина была замужем за представителем княжеской верхушки или боярином, купцом или горожанином, то она играла более активную роль в жизни семьи, зачастую заменяя супруга в реализации его правомочий, например, при заключении сделок, в торговых операциях, в политической жизни общества. Такая роль женщины была востребована политической и экономической составляющей жизни средневекового общества. Высокий ритм жизни в городских центрах способствовал индивидуализации женщины, увеличению ее роли в обществе и выравниванию ее правового положения по отношению к супругу в браке. Но в обычных семьях простых людей, где женщины вели домашние дела в условиях натурального хозяйства, они не могли иметь широких социальных связей, поэтому их правовое положение было приниженным. Вторым обстоятельством, объясняющим неравное положение женщин в браке, является объем и ценность имущества, привнесенного в брак. Богатые родители, дававшие большое приданое за невестой, тем самым влияли опосредованно и на фактический статус своей дочери в семье. Формирующийся принцип раздельности имущества в браке задавал соответствующий тон отношений супруга к супруге как к стороне в браке, которая была вправе дать или не дать согласие на использование своего имущества. Это обстоятельство могло существенно повысить значимость супруги в браке.
Византийская юридическая конструкция брака как договора была неприемлема для русского средневекового права. В основу русской правой модели. были положены прежде всего нормы христианской этики, оказавшиеся более мощным правообразующим фактором, потеснив формальную договорную природу отношений в византийском браке на второе место после духовной. Это обстоятельство характерно для всего объема правового регулирования в браке.
Новые юридические источники отражают особенности заключения брака у представителей знати и простых обывателей. Если для представителей верхушки заключение брака было более формализованным мероприятием, то для остальных людей — это не сложная процедура, основанная на традиции и нормах обычного славянского права.
В целом же оригинальность и неповторимость правовых форм, касающихся брака и семьи в средневековой Руси, вызваны мощным культурным влиянием наследницы античной цивилизации - Византии, языческими обычаями и традициями русского народа, воспринявшего нормы христианской этики.
Наследственное право средневековой Руси было закономерным этапом . в развитии средневекового общества. Тенденция постепенного вычленения лица как субъекта права в наследственном праве, расширения правомочий наследодателя и круга наследников подчеркивается и новыми источниками, они уточнили форму завещания. Предметом наследования были как права, так и обязанности. В обстановке усиливающегося товарообмена и растущего значения частной собственности первостепенными становились вопросы не только передачи прав и обязанностей по наследству, но и восстановления нарушенного права в связи со смертью сторон, заключивших при жизни разнообразные возмездные договоры. Система межличностных отношений сдерживала процессы индивидуализации личности, приобретения формально юридической свободы. Новые источники познания права подчеркивают тенденцию расширения субъективной воли наследодателя в XIII-XIV вв. и являются древнейшими свидетельствами письменной формы завещания.
Изучая правовую действительность, нельзя ограничиваться анализом юридических норм. Это важно для изучения российского общества, которое характеризуется особой формой социальных связей, где межличностные отношения порой подменяют право, а сами правоотношения часто далеки от буквального выполнения законов. В этой связи необходимо анализировать наличные права и обязанности участников регулируемых общественных отношений, чтобы понять глубинные истоки права и его характер в данном обществе, что актуально для изучения права таких далеких эпох, как Средневековье. Прекрасным подспорьем в познания права в этого периода становятся берестяные грамоты, которые, аккумулируя в себе многочисленные и разнообразные • реальные жизненные ситуации прежде всего в хозяйственной и семейной сферах, конструируют правовые нормы в собственном смысле слова. Письменные свидетельства непосредственных участников происходящих событий (исключая субъективизм летописцев) в виде берестяных грамот представляют особую ценность и уникальность. Они дают возможность осмыслить историко-правовой феномен частной жизни, содержащий огромный и практически неисследованный научный потенциал изучения проблем частного права в средневековой Руси. Судебные протоколы, юридические акты частных лиц, разнообразные обязательства позволяют реконструировать правовые нормы, выявить совпадения и отклонения от них.
Эти новые источники познания средневекового права, а также средневековые печати раскрывают реальную природу вещных прав в средневековой Руси; говорят о наличии частной собственности на землю, демонстрируя письменную форму такого права. Грамоты впервые после Русской Правды свидетельствуют о наличии института владения в русском средневековом праве, самостоятельного
• института залогового права. Последний как правовой институт возник не из залоговых отношений, порожденных договором займа с формой обеспечения в виде залога, а из условий о процентах по договору.
Новые источники познания права убедительно доказывают, что значение рождающейся государственной власти в вопросе правообразования в эпоху раннего Средневековья ничтожно. И только начиная с XI в. ведущая роль в создании крупных национальных правовых форм перешла государственной власти. Следует отметить, что субъективное право в эпоху раннего Средневековья возникло до объективного права. Процесс начального правообразования касается прежде всего вещных отношений. Право собствености в исследуемый период имеет ярко выраженный сакральный характер. Своим происхождением этот правовой институт обязан владению как фактическому обладанию и присвоению, которое в дальнейшем оформлялось в виде защиты реально существующих отношений, и соответствующим им юридическим правам и обязанностям. Именно связь собственника с вещью посредством длительного и никем не оспариваемого владения становилась основой закрепления таких отношений в форме права собственности. Обладание собственностью предполагало ее использование, неупотребление полезных свойств вещи рассматривалось как факт нарушения права владения, что при определенных обстоятельствах могло привести к утрате права на вещь.
Постепенно начинался и развивался процесс официального всеобщего . признания субъективного права в нормах законодательства. Своим рождением право обязано именно вещным отношениям в виде фактического владения, собственности на землю, предметы и средства производства. Следующим этапом правообразования стала правовая регламентация обязательственных отношений. Этого требовала сама жизнь, все более и более наполняясь экономической составляющей. Новые источники познания права аргументировано доказывают наличие самостоятельного института владения в средневековом праве. Владение предшествует праву собственности, оно защищается правом как факт, исходя из презумпции добросовестного обладания вещью, независимо от наличия у владельца какого-либо юридического основания. В случае нарушения факта владения законодателя интересует первоначально не наличие каких-то юридических оснований на спорную вещь, а сам факт нарушения владения. И в этом случае владелец имеет право требовать устранения нарушений своего владения со стороны третьих лиц. Если же нарушители владения утверждают, что вещь в отношении которой осуществляется владение, принадлежит владельцу не по праву и лицо владеет ею незаконно, то они вправе возбуждать новый процесс для доказания в ходе судебного разбирательства законности прав на оспариваемую вещь. Указанные источники позволяют сделать вывод о том, что собственник при утрате фактического владения не утрачивал права на вещь. Добросовестное владение имело защиту закона, при недобросовестном требовалось возмещение ущерба собственнику вещи в связи с ее утратой. Процесс формирования института владения как самостоятельно правового института начался в XI-XII вв. и завершился в XV в., четко разграничив право собственности и правового институт владения. Новые источники позволили уточнить правовую природу иммунитета и патроната, которые неразрывно связаны с правом собственности на землю.
Введенные в научный оборот новые источники познания права являются письменными свидетельствами формирующихся обязательственных отношений средневековой Руси. Под обязательством в то время понимали не только право на действия обязанного лица, но и право на лицо. Постепенно в процессе формирования обязательственного права имущественная ответственность по договорам все больше и больше вытесняет личную. Наряду с обязательствами из договора существовали обязательства из причинения вреда В обязательственных отношениях средневековой Руси еще отсутствовала . индивидуализация ответственности. Обязанности по уплате долга могли быть возложены не только на близких родственников должника, но и на лиц, проживавших с ним в одной местности. Берестяные грамоты упоминают о варианте добровольной замены лица в обязательстве другим лицом, что относится к XIV в. Они дают характеристику такой формы обязательства, как «доска», раскрывая ее сущность, и позволяют уточнить время появления поручительства как формы обеспечения обязательств. Особой формой обеспечения исполнения обязательства в русском средневековом праве было присутствие специальных должностных лиц (отрока или детского) в момент исполнения обязательства.
Берестяные грамоты одни из первых упоминают о договоре мены в русском средневековом праве, об условиях действительности договора купли-продажи. К последним следует отнести принадлежность вещи на праве собственности продавцу. В случае, если предметом купли-продажи являются социально значимые вещи, то требуется наличие свидетелей или мьггника при продаже вещи. Грамоты расширили пределы познаний о предмете договора купли-продажи и ценах на многие товары. Благодаря берестяным грамотам уточнена форма договора поклажи. Прослежена эволюция формы договора поклажи с XI по XTV в., которая в итоге стала представлять «доску» с поименным перечислением вещей, сданных на хранение, и указанием срока хранения. Берестяные грамоты свидетельствуют о складывании таких форм обеспечения договора займа, как «доска», заклад, запись, поручительство, участие отрока при исполнении договора займа. Они позволили сделать вывод о существовании в ХП в. на Руси другой формы обеспечения договора займа — неустойки. Ранее письменных свидетельств об этом не существовало. Новые источники права дополняют сведения о предмете договора займа (в них впервые упоминается договор ссуды). Они дают возможность охарактеризовать правовую форму договора личного найма на 100-200 лет ранее, чем об этом упоминает Псковская судная грамота. Благодаря новым данным уточнена правовая природа договора имущественного найма в средневековой Руси. Исследование берестяных грамот помогло проследить становление и эволюцию договора промыслового складничества, формирование его основных принципов (на 150-200 лет ранее свидетельств в Псковской судной грамоте).
Современный анализ некоторых норм уголовного права с привлечением новых источников познания права позволил уточнить генезис и последующую эволюцию понятий преступления и наказания в их основных правовых формах. Этапы, особенности и содержание уголовного законодательства в средневековой Руси тесно связаны с всевозрастающей регулятивной ролью общества и государства в этой сфере жизни. Процесс формирования системы наказаний протекал в несколько этапов. В основе системы наказаний лежала кровная месть, и первоначальная система наказаний характеризуется почти полным отсутствием границ кровной мести, т.е. месть адресуется не только виновному, но и кругу его ближайших родственников. Постепенно кровная месть из обязательной процедуры • становится допускаемой, разрешаемой государственной властью, но не предписываемой в обязательном порядке. С усилением регулятивной роли государства месть возможна только на основании судебного решения. Со временем система наказаний стала реализовывать в нормах уголовного права принцип талиона, предполагающий полную адекватность наказания для преступника преступлению, т.е. равное за равное. И в процессе реализации этой правовой доктрины изменения происходили от обязательного талиона к факультативному. Постепенно в процессе эволюции системы наказаний сужался и круг наказываемых за счет индивидуализации наказания. Наконец заключительным этапом в развитии системы наказаний стала система композиций в виде денежного выкупа и иных мер наказания. Отсутствие смертной казни как вида наказания в русском уголовном праве эпохи раннего Средневековья можно объяснить существованием иных мер наказания, которые по сути приводили к тому же результату. Таким эквивалентом на Руси было наказание в виде «потока и разграбления», что было в то время равносильно смерти.
Изменения системы преступлений и наказаний влияли на понятийно-категориальный аппарат уголовного права. Новый смысл получали понятия преступления и наказания, он отражал усиление роли государства в правовой оценке социальных конфликтов. Система преступлений и наказаний из восстановительной трансформируется в карательную, с сохранением некоторых прежних композиций в системе наказаний. Характеристика субъекта преступления включала такие важные социальные сведения, как возраст, пол, виновность и социальный статус.
В средневековом праве не было привилегий, исключающих привлечение к уголовной ответственности в силу принадлежности к какой-то определенной социальной группе. На особом положении в этот период находился князь. Он был неподсуден никаким органам, значит, единственный имел привилегии. Но даже в этом случае о такой привилегии можно говорить лишь с определенной долей условности. Ведь конкретных ^ норм права, закрепляющих такую сословную корпоративность, средневековое право не знает. Это касалось лишь фактических обстоятельств и жизненного уклада той эпохи, . характеризующих формирование монархических правовых очертаний в существе княжеской власти, и не более. Князь нес исключительно моральную ответственность. Изменение правового положения холопов, связанного с обретением ими имущественных прав в XIII-XIV вв. приводит к тому, что они начинают рассматриваться как субъекты уголовно-правовых отношений. Средневековое уголовное право опиралось на доктрину законности, предполагающую правовое равенство всех свободных людей перед законом. Такая правовая доктрина сформировалась не без влияния христианской идеологии.
В исследуемый период происходит правовое оформление вины как. условия вменения уголовной ответственности. Если на начальных этапах формирования уголовного права вина рассматривается исключительно в контексте объективного вменения, то по мере развития государства она приобретает характер субъективного вменения. Юридический термин «вина» имеет византийские корни, и первые упоминания об этой категории уголовного права тесно связаны с византийской традицией оценки осознанной неправоты, нашедшей свое отражение в русско-византийских договорах и церковном законодательстве.
Постепенно сформировался и правовой институт соучастия в уголовном законодательстве. В это время еще не была дифференцирована ответственность в зависимости от формы участия в совершении преступления. Соучастников преступления ждала одинаковая уголовно-правовая ответственность. Уголовное право Средневековья еще не знает деления на стадии совершения преступления. Система преступлений была несложной, выделялись: убийство, оскорбление действием и словом, разбой, кража, уничтожение, повреждение и противозаконное пользование чужим имуществом, преступления против княжеской власти, против церкви и некоторые другие. Система наказаний в основном базировалась на денежных взысканиях, выкупах и кровной мести. Постепенно наказание вбирает в себя и новый социальный смысл. Цель наказания из восстановления нарушенного социального равновесия ограничилась возмездием, отражающим общий социальный и государственный интерес. И система восстановительного правосудия меняется и становится откровенно карательной, с сохранением некоторых прежних композиций в системе наказаний.
Новые источники познания права подтверждают такую особенность уголовного права Древней Руси, как сочетание индивидуальной и коллективной ответственности за совершаемые преступления. Они расширяют толкование некоторых статей Русской Правды и являются первыми свидетельствами формирования некоторых видов преступлений. Источники фиксируют происходящие события, отражают тенденцию, связанную с все более усиливающейся ролью государства в регулировании общественных отношений в уголовно-правовой сфере. Реальная жизнь, дававшая почву для новых преступлений, подталкивала государственную власть к правовой оценке и регулированию этого вида отношений.
Анализ новых исторических материалов создал условия для исследования института судебного представительства. Появление этого правового института следует отнести к ХП—ХШ вв., т. е. на 200 лет раньше, чем этот институт нашел отражение в Псковской судной грамоте.
Исследование новых источников права позволило уточнить истоки формирования основных принципов судебного процесса в этот период, расширить познания о видах доказательств, используемых в средневековой Руси, что дает возможность проследить и охарактеризовать практически все стадии судебного процесса средневековой Руси и исполнения решений судебной власти. Подводя некоторые итоги обсуждения формирования системы доказательств в средневековой Руси следует отметить, что доказательства, используемые в судебном процессе, условно можно сгруппировать в зависимости от характера претензий сторон друг к другу. Если предметом обсуждения в суде было убийство, то суд прибегал к следующим видам доказательства. Для того чтобы обсуждать вопрос о совершенном убийстве требовалось подтверждение совершенного убийства в виде трупа или останков человеческого тела, с возможностью их идентифицировать. Если убийца был известен, то в судебном порядке требовались свидетельские показания. При отсутствии свидетелей или сомнении суда в их достоверности прибегали в качестве средства доказывания к суду Божьему или присяге.
В случае нанесения телесных повреждений или спора об оскорблении чести и достоинства обязательно наличие материальных признаков нарушения права. Если таких внешних признаков не было, можно было обратиться к показаниям свидетелей. К свидетелям обращались и тогда, когда признаки нарушения права были недостаточны для предъявления обвинения. Если же и свидетелей нарушения права не было, то для русских людей основание для возбуждения в судебном порядке дела отсутствовало. Исключение составляли иностранцы, для которых при отсутствии свидетелей законом допускались в качестве доказательств присяга и жребий.
В судебных спорах, где предметом спора было нарушение вещных прав, суд в обосновании своего решения обращался прежде всего к вешним признакам нарушения такого права, это, например, обнаружение пропавшей вещи в чужом владении. Если такие признаки нарушения права отсутствуют, то требуются свидетели или Божий суд в зависимости о цены иска.
Если под судебным доказательством понимать способ или средство обнаружения истины, то в этот разряд доказательств, используемых в судебных спорах о нарушении вещных прав, можно отнести и «свод» — процедуру отыскания недобросовестного приобретателя вещи, т.е. ответчика в процессе. Свидетели были необходимы для подтверждения законности приобретения вещи, в исках о заключении договора займа на сумму свыше 3 гривен. В спорах между купцами требовалось лишь присяга, если речь шла о договоре займа или поклаже, и, конечно же, письменные доказательства, к которым следует отнести наличие «досок» и записей, т.е. формальных письменных документов, подтверждающих наличие субъективных прав и обязанностей.
Большое значение для уточнения места и роли судебных органов в политической системе Средневековья имеет характер исполнения судебных решений, в этот период отличающийся слаженным механизмом взаимодействия органов государственной власти и сторон, заинтересованных в таких решениях. Существовали строгие законодательно урегулированные процессуальные сроки, связанные со временем явки в суд, а также специальные высокоэффективные механизмы исполнения решений суда, побуждающие стороны, участвующие в судебных разбирательствах, брать на себя оплату части расходов, связанных с исполнением решения. Взимание соответствующей платы было законодательно урегулировано и способствовало повышению эффективности средневекового правосудия. Как представляется, такой опыт может быть использован и современным правосудием в России.
Исследование позволило выявить и характерные черты средневекового права. Так, важная особенность средневекового права - его символичность и ритуальный характер. Это касается не только материального, но и процессуального права. Символизм еще долго оставался в русском праве его важнейшей особенностью. Задачей и целью права на ранних этапах формирования было восстановление нарушенного социального равновесия посредством правовых процедур, итогом которых были компенсации и реституции. Малейшее отклонение от такой процедуры приводило к аннулированию правовых последствий, направленных на возникновение и изменение правоотношений. И наоборот, строгое следование процедуре легитимировало эти отношения. Это время торжества особой формы средневековой законности.
В процессе исследования определены важнейшие факторы, влияющие на процесс правообразования. Так, главную роль в генезисе права играет культура общества. Рождение новой правовой формы — это процесс, связанный не только с генезисом этой формы, но и с ее легитимацией. В этом процессе очень важно нахождение гармонии в соединении исторической традиции, детерминированной соответствующим типом культуры, с той конкретной исторической ситуацией, в рамках которой в социуме происходит процесс легитимации новой правовой формы.
Существует глубокая зависимость восприятия основных политико-правовых категорий от типа культурного сознания. Этот же тип культурного сознания обусловливает и характер функционирования права. Если такая гармония найдена, то нововведение принимается обществом, если нет, то, несмотря на формальные попытки публичной власти ее легитимировать, политико-правовая форма будет неэффективной. Возникая, культура обретает собственные формы и оказывает мощное интегрирующее действие на все стороны общественной жизни. Общество и культура не существуют автономно, они не доминируют друг над другом, они, наоборот, взаимно дополняют друг друга. Основой культуры выступает генерация обществом духовных ценностей, стандартов поведения и его мотивации. Культура как итог накопленного социального опыта обеспечивает интеграцию человека в сообщество. Она осуществляет связь между всеми сферами общества, выступая субъективной стороной социальных институтов. Она привносит традиционализм и нормативность во все социальные изменения, являясь самой устойчивой социальной связью, не меняющей своей сути на всем протяжении развития общества. Именно благодаря культуре общество может быть идентифицировано в контексте иных социальных образований. Именно культура, выраженная в системах духовных ценностей, мировоззренческих, знаковых и символических системах, задает контуры правовой формы на этапе рождения права. А право в свою очередь легитимирует культуру, законодательно оформляя ее, придавая ей общеобязательный характер, создавая устойчивые основы для естественного развития общества. Таким образом, государство формулирует нормы права, а социокультурные условия их формируют.
Мировоззренческие истоки русского средневекового права представляют собой сложный симбиоз языческого мировоззрения и норм христианской этики. Языческие ритуально-нормативные формы были более пластичными и гибкими, открытыми для нормативных новаций, составляя неоднородную, открытую систему, в которой новое уживалось со старым.
Причем это новое находилось в гармонии со старыми формами, активно дополняя их. Языческое мировоззрение представляет собой целостную систему взглядов, в основе которой лежит многоуровневая структура, объединяющая в единое целое божественное проявление и материальные проявления. Именно этими мировоззренческими истоками можно объяснить причины изменений и последующей эволюции русского средневекового права. Славяне были убеждены, что миропорядок не является раз и навсегда жестко заданным божественным проявлением. Поэтому они активно влияли на жизнь в поисках гармонии социального устройства, при этом постоянно изменяя существующие политико-правовые конструкции, меняя тем самым планы мироздания. Они верили в то, что судьба человека находится в тесной связи со свободой волеизъявления, которая не была жестко задана человеку, и ее предписания — лишь один из возможных путей его развития. Каждый человек обладал возможностью некоторого управления своей судьбой посредством волевого и целенаправленного поступка-выбора в процессе жизни. Эти поступки-выборы определялись соотношением собственного жизненного опыта и духовных ценностей, составляющих тип культуры в данном обществе. Нормативными предписаниями таких поступков были разнообразные ритуально-символические формы. Таким образом, одним из истоков средневекового права следует признать языческое мировоззрение древних славян, ставшее этической основой обычного славянского права.
Христианская же этика как мировоззренческий исток права этого периода менее восприимчива к реалиям жизни, так как имеет цельную, стабильно устойчивую форму, содержание которой обеспечивалось системой догматов и религиозных символов. Несмотря на известный консерватизм во взглядах, именно христианская этика развивала языческие представления о способности индивида изменять природу правовых предписаний обычного славянского права. Именно этим путем и происходил процесс формирования и обособления индивидуальной воли как правового принципа, имеющего громадное значение для развития таких правовых институтов, как право собственности и договорное право.
Средневековое право отличает системное единство права. Это находит выражение в нерасчлененности производственной и духовной деятельности, преобладании межличностных отношений, коллективизме и высокой степени духовной регуляции. Современное право ориентировано на отстраненность производства от духовной сферы, на развитие вещных отношений и уже через развитие последних - на удовлетворение материальных и духовных потребностей личности, продуцируя этим индивидуализм и эгоцентризм.
Процесс формирования русского средневекового права проходил на многофакторной основе, в среде которой социокультурные условия являются основным фактором формирования права. В этом процессе роль ненормативных социально-психологических и идейных детерминаций трудно переоценить. Важнейшей причиной, определившей особенности права эпохи Средневековья, стала христианская этика. Христианская этика давала возможность автономно определять внутренние и внешние параметры свободы. Право и понималось на раннем этапе своего формирования исключительно в этическом смысле как справедливость. По своей внешней форме многие нормы эпохи средневековья представляют собой ничто иное, как предписания, имеющие конкретные последствия, которые наступают при наличии определенных факторов. В заключение хотелось бы обратить внимание на то, что исследование не ставило своей задачей обоснование новой картины процесса формирования русского средневекового права. Нет, задача была более скромной - обобщить и систематизировать накопленные знания, ввести в научный оборот новые источники познания права с целью обращения внимания на проблему взаимодействия культур и пробуждения подлинного интереса к средневековому праву. Средневековое право, как представляется, до сих пор не потеряло значения и неповторимой гармонии, обладая тайнами, которые так до сих пор и остаются не до конца познанными. Ведь правовая культура и социальная психология общества эпохи Средневековья трудноуловима, а современная методология не позволяет глубоко проникать в культуру прошедших столетий. Реалии таковы, что современность детерминирует набор определенных ценностей, которые отличны от ценностей эпохи Средневековья, предполагая разную оценку права и социальной действительности, из чего не следует, что современное общество живет более гармоничной жизнью, чем средневековое. Это не значит, что «права» в эпоху Средневековья было «мало», и оно было отсталым и неразвитым. Его было ровно столько, сколько было необходимо обществу той далекой эпохи, а нормы права заменялись иными социальными регуляторами, которые в отдельных случаях были даже более эффективны, нежели воля и власть общества и суверена.

[ история ]

URL
14- методика
Законодательство - вид исторических источников, объединяющий нормативные документы, санкционированные верховной властью.

История государственной власти и управления в России, а следовательно и история российского законодательства составляют сердцевину многих исторических и современных социальных и политических проблем. Материалы российского законодательства XVIII-XIX вв. активно используются в исторических и историко-юридических исследованиях, но при этом они остаются почти не изученными как целое, как законодательная система. В исторических исследованиях чаще всего используются законодательные источники, отбираемые тематически в соответствии с проблематикой исследования. Параллельно накапливайся опыт изучения отдельных законодательных актов - истории их Разработки, обсуждения, принятия, публикации.
Комплексно законодательство изучают, пожалуй, лишь правоведы и историки права, но как источник права. В этом случае именно система права (т. е. понятие, сформированное в правоведении с помощью обобщенного изучения главным образом европейского права, начиная с римского) выступает как основа отбора исследуемых источников, систематизации законодательных актов и определения критериев их эволюции.

Законодательство относится к тем видам источников, которые не возникают в новое время, а переходят из предыдущего периода. Однако законодательство нового времени приобретает ряд новых черт, рассмотрению которых и уделяется преимущественное внимание в данной главе. Поскольку свойства законодательства нового времени определяются в России на протяжении XVIII в,, этому периоду уделяется преимущественное внимание14. Сразу же отметим, что законодательство XVIII в. отличается рядом особенностей, которые обусловлены двумя группами причин.

Во-первых, в это время возникают и проходят длительный и противоречивый путь становления те его особенности, которые можно определить как особенности законодательства нового времени, с одной стороны; а с другой стороны, российское законодательство приобретает ряд характеристик, свойственных законодательству империи и сохраняющихся в российском законодательстве не только в XIX в., но и на протяжении большей части XX в.

Во-вторых, законодательство XVIII в. обладает целым рядом специфических черт, что обусловливает необходимость его специальной разработки.

В XVIII в. распространяется «философское направление» в законотворчестве, которому свойственна «мысль о возможности произвольно устраивать правовую жизнь посредством новых законов»15, что способствует значительной активизации законотворчества и расширению сферы законодательного регулирования, а также тематики законодательства.

Активизация законотворчества ведет к противоречию, особо остро ощущавшемуся в XVIII в., когда еще не была окончательно отработана законодательная процедура, - между абсолютистской государственной властью и стремлением к детальной (если не сказать мелочной) регламентации жизни общества и частной жизни подданных.

Нестабильность государственной власти на протяжении значительной части XVIII в. ярко выявляет противоречие между устойчивостью (инертностью) законодательства и его зависимостью от политической конъюнктуры, что позволяет проследить стабилизирующую роль законодательства.


Характерная черта законодательства нового времени - регламентированная публикация законодательных актов - находит в XVIII в. оригинальное преломление. Если взять ситуацию XVIII в. в сфере информирования населения, то можно предположить, что при зародышевом состоянии газетного дела законодательные акты во многом выполняли функцию средства информации. По крайней мере, ни один другой источник XVIII в. не может быть сопоставлен с законодательством по распространенности. Это подтверждается возникновением и достаточно широким распространением в XVIII в. такой разновидности законодательных актов, как манифесты.

[ история ]

URL