1м, 1, 2, 3м, 3, ET1, ET2, ET3, 0, FT1, FT2, FT3, sum Первые две части Зорка были одними из первых текстовых адвентюр ever и первыми играми Инфоком. Третья - пришлась на расцвет эпохи текстовых адвентюр.
Четвёртая вышла в восемьдесят седьмом, во времена наступления графики. Время Инфоком почти закончилось, вот-вот её сменят Сиерра и Лукас Артс. Вот-вот компанию купит Активижн.
Четвёртую часть уже дизайнит не тот человек, который делал первые три, но это всё ещё инфокомовский зубр Браен Мориарти, который через несколько лет перейдёт в Лукас артс и сделает однозначно гениальный Loom (
я кстати не понимаю, почему несчастные манки айленды с сэмами и максами вовсю ре-релизят, но почему не лум?), так что четвёртая часть всё ещё считается "канонической".
Игропроцесс сильно поменялся. В первую очередь, появилась автокарта. Да символьно-текстовая, но всё же. Во вторую - в игре пояивлись ролевые элементы, местами очень похожие на Quest For Glory. Достаточно прокачавшись, игрок мог зарубить даже Grue - невидимых тварей, обитающих во тьме и почти что мгновенно сжирающих любого, у кого погасла лампа.
Так же при каждом новом запуске частично меняется расположение локаций и перекидываются на случайные места некоторые предметы (в основном банальный лут).
Мануал
К этой части мануал достаточно бесполезен. Он рассказывает о некоторых монстрах и локациях, встречающихся в игре, что не особо проясняет, какой идёт год, и кто главный герой.
Сюжет
Прошло сколько то там лет после прошлой части игры. Действие идёт в другой части Квендора и вопще не под землёй. Верховые маги волнуются по поводу того, что век магии заканчивается и начинается век техники. Они решают что все магические знания нужно запечатать в некий Кокос Квендора (
знакомьтесь, местный питрасян). Этот Кокос нужно забрать у богов. Сами маги по неясной причине на это дело отправляться не хотят, так что шлют безымянного приключенца. Приключенец быстро добывает себе дохнущий фонарик (
отрывает от вывески таверны "дохнущий фонарик", да, снова питрасян, ха ха ха) и эльфийский меч (
тупо покупает в лавке) и отправляется к богам.
Точнее сначала он отправляется качаться и копить деньги на скроллы. Деньги добываются всё теми же артефактами, которые валяются везде где ни попадая как и в прошлых частях игры, только если раньше они выбивались чисто адвентюрным решением паззлов, то теперь часть артефактов выбивается из монстров. Поднакопив на правильный скролл герой прилетает в богам. Местные боги - совершенно никчёмные ленивеы создания коорым на всё пофиг. Кокос у них прямо из под носа спирает главный Grue и остаток игры нужно прокачиваться, чтобы ентого Грю завалить.
Местный мир значительно крупнее прошлых частей. Во время сюжета игрок странствует по целой стране и встречает кучи бесполезных но создающих атмосферу энписей. А ещё можно летать на птеродактиле и замедлять время. Всё это, конечно, чисто текстово) Вопщем игрушка вполне занятная.
Под конец ничего неожиданного. Кокос найден, все щасливы, хэппиэнд.