Советская пилотируемая программа продолжала своё триумфальное шествие. Парным полётам кораблей-"одиночек" уже не удивлялись, нужно было что-то новое. Многоместный корабль! Уже тогда начиналось проектирование "Союза", но до него было далеко, нужно было что-то здесь и сейчас. И тогда возникла идея взять "Восток" и засунуть туда три кресла. Так и поступили. Для того, чтобы выводить на орбиту увеличенный груз, третья ступень "семёрки" была удлиннена.
[изображение]
Также вы можете заметить, что здесь в головном обтекателе уже нет выреза для экстренного катапультирования. Это был, наверное, самый странный и самый опасный по конструкции (впрочем, тут он делит пальму первенства с шаттлом) корабль в истории. Космонавты тут приземлялись уже внутри корабля. А при аварии на первых секундах полёта шансов выжить не было. Если из "Востока" космонавта можно было катапультировать, а на других кораблях стали устанавливать твердотопливные САС, уводившие корабль от носителя, то на "Восходе" не было ничего. Более того, чтобы снизить вес корабля, космонавты в трёхместном варианте отправились... без скафандров. И более того, это стало дурной традицией во всех советских полетах вплоть до трагедии с экипажем "Союза-11". Позднее по тем же граблям уверенно пошагали Штаты в программе "Спейс шаттл", введя скафандры только после гибели "Челленджера" (казалось бы, как на это могли повлиять обстоятельства катастрофы, но логику там найти сложно, как-нибудь напишу отдельно).
А в остальном это был тот же "Восток". Та же приборная панель, чуть доработанная.
[изображение]
Те же органы управления (только без цифровой панели для введения "гагаринского" кода разблокировки, естественно).
[изображение]
В этом заключалась одна из многочисленных странностей корабля. Органы управления были рассчитаны на одиночное расположение пилота. И когда Беляеву пришлось вручную ориентировать корабль, он это смог сделать, только расположившись поперек кресел.
Вот так на орбите выглядел "Восход" в своём втором полёте, где летели уже только два космонавта (изначально этот корабль хотели назвать "Выход"), и из которого состоялся исторический выход Леонова в открытый космос.
[изображение]
Сверху вы можете видеть надувающийся шлюз, уже в надутом состоянии (перед входом в атмосферу он сбрасывался). А на "носу" корабля важное нововведение - дублирующая тормозная установка! Вот это был правильный шаг в обеспечении безопасности полётов. А в остальном это, как вы сами можете видеть, таки "Восток".
Корабль стал тяжелее, а система его посадки должна была стать по сравнению с "Востоком" мягче, так что приземлялся он на двух парашютах. А вот запасной парашютной системы... не было! В отличии от индивидуальной полноценной парашютной системы космонавтов "Востоков". Ещё один возросший фактор опасности.
Скафандр "Беркут" для выхода в открытый космос совсем другого типа, не жёсткого, как современные скафандры. В открытом космосе по полной программе возникал эффект надутого мячика. А ещё индикатор давления кислорода почему-то был расположен на ранце на спине.
[изображение]
СССР - СССРом, но раз надо хорошую оптику, то...
[изображение]
О перипетиях полёта рассказывать не буду, проходил он трудно и интересно, есть ряд документальных фильмов про это (только по "Времени первых" не судите, там много выдумки). И этот советский полёт в 1965 году, конечно, в очередной раз ошарашил весь мир. Можно ли тогда было представить, что это будет последний триумф нашей пилотируемой космонавтики в 60-х и на долгое время СССР в космосе уйдёт на второй план? Хотя многие специалисты уже тогда давали пессимистичные прогнозы. Уже вовсю разгоралась "лунная" гонка...
Stay tuned.