Газета "Ставропольская правда", 05.03.2003 г., №49 (22897)
Культура завтрашнего дня закладывается в провинции
Мы постоянно говорим о реформах. Реформах в армии, в ЖКХ, в школе, даже в выборной системе. И практически никогда не обсуждаем необходимость таковых в культуре. Остаточный принцип финансирования духовных потребностей, доставшийся нам от социализма, привел к тому, что есть. То есть к интервенции псевдокультуры. И тем не менее не все смотрят на ситуацию, сложившуюся с культурой, с пессимизмом.
Очевидно, что в последнее десятилетие наше общество переживает период упадка культуры. Тому причина объективная. Любые (даже бархатные) революции, прежде всего, бьют по создателям нематериальной сферы нашего бытия, в обязательном порядке любыми революционерами низвергаются бытующие духовные, социальные и нравственные установки. Общество в такие периоды выносит для подражания неустойчивые типажи, как правило, агрессивно-ограниченные, которые по своим корням либо были удалены от любой культуры, либо отрицали сложившуюся.
* * *
Многонациональному народу этому дано было также еще одно, для многих спорное качество. Это глубинная вера в чудо. Будь то чудо, дарованное щукой или золотой рыбкой, или же случайным полетом стрелы… По этой причине в начале минувшего десятилетия было модно ругать народ российский, обвиняя его в ментальной лености да расхлябанности. А ведь эта вера в чудо - лишь фольклорное отражение глубинной духовной изначальной веры в Бога, ибо только для Бога чудеса являются обыденным делом. А потому и лягушка может в красавицу обратиться, и печка сама поехать… Отчего же плохо полеживать на такой?..
Вот эта абсолютно не прагматичная, но ощущаемая иноземцами Вера, вот эта связь с Богом и была и есть предмет столкновений мыслителей. Она же была и есть первопричина особости российского народа, который никогда не любит (и, думаю, не полюбит) прагматичность демократии (власть выдвинутую) и всегда будет благоговеть перед властью данной. Поэтому он всегда ждал и ждет и ныне от власти чудес, ибо надеется всегда, что таковая от Бога, а значит, способна на чудеса. Поэтому помазанник Божий (монарх) или же мессия, пусть даже самозванец (Григорий Распутин), в России всегда будет востребованнее и понятнее гениального менеджера (Чубайс).
Народ с таким менталитетом не может быть равнодушным к тонкой материи, к духовности, а значит, к искусству. Он и сам творит в широчайшем диапазоне: от анекдота до притчи. Творит буднично, незатейливо. Он же и хранит. Он же и востребует…
* * *
Столица одержима погоней за "золотым теленком", она пока в шабаше, ибо она первая приняла убийственную дозу китч-культуры, быстро научилась подражать и, пережевав, выдавать в виде товара. В ней более всего подорвана глубинная вера, отчего и нынешний российский министр культуры (по совместительству топ-шоумен) в интервью газете "Аргументы и факты" безапелляционно заявляет: "В наше время произведений искусства, которые не просто интересно, а именно важно прочесть, увидеть или прослушать, создается единицы, а возможно, не создается вообще", еще раз подтверждая, насколько "далеки они от народа"… И понятно, что пока культурой будут заниматься по должности, но не по вере и желанию, не стоит надеяться на поддержку того, что зарождается в провинции, где создаются пусть не шедевры, но весьма необходимые и интересные произведения. В шестидесятые годы прошлого века именно с провинциальным подходом в мировую культуру вошел кинорежиссер Феллини…
Тяжелая на подъем, консервативная провинция дозу ощутила в основном через телевидение, "черное око". Неторопкость и вера в чудо в большей мере, чем в себя, позволила здесь подрастающему провинциальному поколению кое-что внушить из проверенного веками… И это новое поколение, и предыдущие затребовали свой товар и стали понемногу из своей среды выдвигать вещателей их чаяний…
Таким образом, на сегодняшнем этапе столица и провинция поменялись местами, будущее вызревает нынче вдали от столичного ритма. Но придет время, и, естественно, столица сконцентрирует, соберет творцов, ибо на сегодня она является гигантским коммерческим центром. Вопрос лишь в том, как быстро менеджеры от искусства ощутят новые реалии потребностей и как скоро эти потребности охватят достаточные для бизнеса массы потребителей…
Это не лучший вариант развития культуры, но не думаю, чтобы столица добровольно отказалась от концентрации финансов. Да и профессиональные творческие структуры в провинции практически исчезли или находятся в формально наличествующем состоянии. Они нуждаются в иных формах.
* * *
Вот потому я уверен: процесс должен начаться с провинции. Здесь меньше будет ущемленных (а они обязательно будут, ибо наплодили за минувшие годы немало не только хороших писателей, но и высокопрофессиональных мастеров халтуры), здесь легче будет преодолевать прессинг спроса. Подобных реформ требуют и остальные, пока униженно прозябающие в нищете и не стыдящиеся этой самой нищеты, творческие союзы, да и в целом чиновничья структура управления культурой.
Мы стоим в самом начале, надеюсь, созидательного пути. Верю в это так же, как верили в свое время просвященнейшие россияне. Не скор этот процесс, но он уже начался…
приставки - решают!
[Print]
Забрел случайно