"Далеко-далеко на западе,
Там, где кончаются земли,
Танцует мой народ,
На иных ветрах"
Читая финальную книгу серии, ближе к середине я вдруг понял, что мне адово скучно и хочется просто глянуть пересказ событий, чтобы понять, чем всё закончится, и пойти дальше по списку.
Нет, и прошлые книги тоже были достаточно размеренные и неторопливые, но вся серия стабильно держалась мрачного тяжеловесного стиля, и именно за этот стиль я всегда любил истории о Земноморье.
Всегда истории, происходящие в нём шли где-то в стороне от основных событий мира. Если герой встречал великого мага, то этот маг не кидался к герою с распростёртыми объятиями и не принимался бегать вокруг героя кругами. У мага были свои дела, значительно более важные, чем события книги, и герой был каким-то мелким мгновением в жизни мага, по своему интересной, о которой можно было только догадываться.
В этом была особая тяжеловесность историй - они двигались внутри монолитного огромного мира, о котором читатель мог только догадываться, потому что Ле Гуин делала лишь самые пространные намёки. К примеру, у всех возникало ощущение, что между первой и второй книгой находится ещё минимум две, не написанных, потому что там огромное количество ссылок в никуда.
И даже в совсем слабых третьей и четвёртой книгах - это ощущение непонятной мрачной глубины остаётся.
Но, всё заканчивается в финале сборника рассказов, и пятая книга - уже похожа на классическое легковесное фентези. Там быстро собирается патя героев из короля, сильнейших магов и полудракона. Мир уже не таинственный - королю приходят донесения со всех концов света, он знает куда движется. Исчезает и монолитность - последние сильнейшие существа - драконы - теперь спокойно разговаривают с патей и даже выглядят какими-то виноватыми. Эта патя - событие для всех, кто их встречает.
И всё, магия серии рассыпается. Скучно. Только четверостишие эпиграфа (см цитата в начале поста) ещё намекает о том, как оно было раньше.
Ключевой вопрос дилеммы ваг...
[Print]
the_Dark_One