Восемь лет спустя
kv75
дневник заведен 05-10-2003
постоянные читатели [82]
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Москва, Россия
интересы [13]
шахматы, грибы, Пратчетт, Иваси, Morrowind, Guild Wars
[1] 08-05-2008 07:37
Альпы

[Print]
Элизабет
Воскресенье, 30 Января 2005 г.
18:33 Рецензия
О.С. Широков. Языковедение: введение в науку о языках.

Дочитал. Читается с удовольствием, но впечаление очень неоднозначное.
Очевидно, эта книга не есть научный труд - к ней надо подходить исключительно как к учебнику. Если оценивать её с этой позиции, то большинство несуразностей сразу становятся объяснимы. Конечно, нормальный человек (не лингвист) всё равно оценивает те или иные факты, проецируя их на свой родной язык, так что повышенное внимание автора к русскому языку легко объяснить.

Итак, особенности книги.
1. Повышенное внимание уделено русскому языку (в т.ч. его истории, разумеется) и славянским языкам вообще. В частности, я теперь понимаю, какой звук означала буква "ять", разобрался с юсами... Если бы так же подробно были разобраны остальные языки (хотя бы только индоевропейские) - цены бы книге не было. Но объём ограничен. К сожалению, остальные индоевропейские языки (а уж тем более языки других семей) разобраны куда слабее.
2. Несоразмерное внимание для лингвистической книги уделяется истории. Не истории языка, а истории. Порой кажется, что читаешь книгу по истории. С другой стороны, в результате я узнал много нового для себя. Например, лучше стал представлять историю Литвы и Польши в средние века; узнал, что стало с огузами, карлуками и кыпчаками. В общем, интересно и полезно, но это как бы не совсем лингвистика.
3. "Славянофильская" позиция автора объяснима, ибо книга писалась для русскоязычного читателя (хотя это не только плюс, но и минус). Зато очень раздражает "православофильская" позиция автора. Разумеется, проявляется она в исторических кусках, которые читать не обязательно, но всё же... Что автор много внимания уделяет религии - это я понимаю, ибо огромная часть древних письменных памятников имеет именно религиозный характер. Но когда регулярно употребляюся эпитеты вроде "фанатичные католики", "предатели-униаты", "отщепенцы-манихейцы" и "мудрые православные" (по крайней мере, смысл и настроение автора я передаю точно, хотя за точную формулировку эпитетов не ручаюсь), создаётся ощущение, что книга не научная (и не учебная), а конфессиональная.

Вроде всё. Читать интересно, но мозги отключать не надо, подходя к книге критически. И будьте готовы к многочисленным опечаткам.
14:33 Воскресный день
Поставил антиспам.
Вроде всё нормально заработало. Правда, базы не обновляются, но тут уже скорее не я виноват, а Касперский. Вот сижу, дожидаюсь, пока обновятся. Если обновятся успешно, можно будет ехать домой. Если не обновятся, остановлю это дело и тоже поеду.

Далее. Утром нашёл у Архангела потрясающий mp3-файл. Прослушал начало перед уходом на работу. Впечатляет. Теперь я с бóльшим уважением буду относиться к работе диспетчеров. Это же надо так жить - на нервах!

Дочитал книгу Широкова, начал читать детскую книжку Пратчетта. Очень страшная книжка, надо сказать. А рецензия на Широкова будет позже.

Ориентировочно через полчасика поеду домой. Ну или сначала на Савёловский за болванками, а потом домой.
08:19 Воскресное утро
Вчера вечером лёг спать вовремя и читал Широкова. Заснул почти в конце, но на самом интересном - кратком описании чукотского языка.

Ну а сегодня предстоит одно из самых ответственных дел в этом году. Впрочем, если даже и не получится, ничего страшного не случится. Ну останутся пользователи без почты - ну так им и надо, сами виноваты: нечего было настаивать.
Закрыть