Восемь лет спустя
kv75
дневник заведен 05-10-2003
постоянные читатели [82]
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Москва, Россия
интересы [13]
шахматы, грибы, Пратчетт, Иваси, Morrowind, Guild Wars
[1] 08-05-2008 07:37
Альпы

[Print]
Элизабет
30-01-2005 18:33 Рецензия
О.С. Широков. Языковедение: введение в науку о языках.

Дочитал. Читается с удовольствием, но впечаление очень неоднозначное.
Очевидно, эта книга не есть научный труд - к ней надо подходить исключительно как к учебнику. Если оценивать её с этой позиции, то большинство несуразностей сразу становятся объяснимы. Конечно, нормальный человек (не лингвист) всё равно оценивает те или иные факты, проецируя их на свой родной язык, так что повышенное внимание автора к русскому языку легко объяснить.

Итак, особенности книги.
1. Повышенное внимание уделено русскому языку (в т.ч. его истории, разумеется) и славянским языкам вообще. В частности, я теперь понимаю, какой звук означала буква "ять", разобрался с юсами... Если бы так же подробно были разобраны остальные языки (хотя бы только индоевропейские) - цены бы книге не было. Но объём ограничен. К сожалению, остальные индоевропейские языки (а уж тем более языки других семей) разобраны куда слабее.
2. Несоразмерное внимание для лингвистической книги уделяется истории. Не истории языка, а истории. Порой кажется, что читаешь книгу по истории. С другой стороны, в результате я узнал много нового для себя. Например, лучше стал представлять историю Литвы и Польши в средние века; узнал, что стало с огузами, карлуками и кыпчаками. В общем, интересно и полезно, но это как бы не совсем лингвистика.
3. "Славянофильская" позиция автора объяснима, ибо книга писалась для русскоязычного читателя (хотя это не только плюс, но и минус). Зато очень раздражает "православофильская" позиция автора. Разумеется, проявляется она в исторических кусках, которые читать не обязательно, но всё же... Что автор много внимания уделяет религии - это я понимаю, ибо огромная часть древних письменных памятников имеет именно религиозный характер. Но когда регулярно употребляюся эпитеты вроде "фанатичные католики", "предатели-униаты", "отщепенцы-манихейцы" и "мудрые православные" (по крайней мере, смысл и настроение автора я передаю точно, хотя за точную формулировку эпитетов не ручаюсь), создаётся ощущение, что книга не научная (и не учебная), а конфессиональная.

Вроде всё. Читать интересно, но мозги отключать не надо, подходя к книге критически. И будьте готовы к многочисленным опечаткам.
Комментарии:
просто богиня
Читать интересно, но мозги отключать не надо, подходя к книге критически. а тычто, невсе книги так читаешь? (вежливо удивившись)
По кр.мере "научные"...

"отщепенцы-манихейцы" но это же правда!
31-01-2005 07:41
грандмастер свалкограф
afyna Например, книги по математике я читаю не критически.
просто богиня
kv75 Ну и зря

Но вот со всеми "гуманитарными" так делать не стоит

Ваш комментарий:
Камрад:
Гость []
Комментарий:
[смайлики сайта]
Дополнительно:
Автоматическое распознавание URL
Не преобразовывать смайлики
Cкрыть комментарий
Закрыть