Query
16-04-2004 12:32
Попалась на глаза тема с одного форума про творчество Пауло Коэльо. Мнения радиально противоположные, как и при всяком обсуждении любого еще живого творца. Чем больше времени проходит с момента смерти писателя, тем спокойнее и ровнее становится к нему отношение. Меняются поколения, политические режимы и вот уже его вызывавшие в свое время отвращение и гонения книги включены в школьную программу. А при жизни творец обречен. И писатель, и музыкант, и певец, и художник. Сегодня в "Культурной революции" обсуждали улыбку Мона Лизы - значит ли она что-то, есть ли вообще эта загадка и тому подобное. Швыдкой вообще любит ставить такие немного странные вопросы. Временами не поймешь: то ли они туповатые своей формулировкой, то ли как-то по-детски наивны, то ли специально поставлены так, чтобы расколоть аудиторию и вызвать конфликт. Этим кстати славятся ведущие всех ток-шоу: от Шустера до Сорокиной. Ставят вопрос ребром, зовут в студию Жириновского, а потом всячески пытаются его утихомирить, наживая на этом рейтинг.

Но вернусь к "Революции". Промелькнула там фраза, что "Черный квадрат" Малевича и работы Пикассо - обычные приколы и профанация высоких идей изобразительного творчества, о чем даже есть подлинные дневниковые записи самого Пикассо, в которых он честно писал, что рисует всякую херню специально, дабы шокировать публику чем-то новым и заработать на этом, естественно. Рассказывали даже случай из жизни Пикассо.. "Послушайте, но ведь любой ребенок может нарисовать то, что рисуете вы!" - "Конечно, может.. но подпись 'Пикассо' поставлю только я.." ..Так о чем я. Не сказать, чтобы зал взорвался после такого наезда на критику, на "Культуре" все-таки в шеи не вгрызаются и в уши не бьют. Но автора таких крамольных предложений обозвали необразованным человеком. Дескать, образованный человек, возможно, не увидит смысла в работах этих художников, но никогда не скажет, какая же это дрянь. Необразованный человек будет вопить: "Не понимаю я этого! Значит, дрянь!" Хорошо, что я исправился в своих убеждениях и теперь считаюсь, наверно, за образованного человека

В наше время тяжело придумать что-то действительно новое. В бешеном ритме нашей переполненной планеты это новое появляется и устаревает так быстро, что попросту растворяется незамеченным в общем информационном океане. Но на фоне подобных гонок по вертикали отмирает действительно старое: те культурные корни, которые нас держат вместе, которые росли и крепли из поколения в поколение. Притчи, эпосы, мифы, афоризмы, басни. Отмирает потому, что все вроде бы знают прописные истины и этот дополнительный багаж обстоятельств и героев, в которых эти истины были выведены, совсем не нужен современному запыханному человечеству. Вот на этом и можно заработать. Собрать десяток-другой притч и мифов, взять одно из творений фольклора в качестве сюжетной канвы, набросать обстановку, героев, отношения между ними и уже в ходе развития этих отношений, в ходе бесед, снов, размышлений в темном углу комнаты доносить до читателя смысл всех остальных притч и мифов. Так как куча людей на планете прописные истины вроде бы знает, то целевая аудитория оказывается огромной. Человек читает и думает: "О, да, точно! Так и есть! Блин, классно! Чумовая книжка!" Этим объясняется восторг от книг Коэльо. Чем объясняются разочарование, плевки в его сторону и даже пожелания "задушить гада"? Тем, что кроме одной кучи людей всегда найдется другая куча. Кроме нечитавших исходные притчи всегда найдутся те, кто читал. И эти читавшие будут катить бочку на бедного Коэльо: "Ах ты ж ёп тваю мать сраный плагиатор!" ..Да, словеса на литературных форумах в таких дискуссиях порой появляются на экране далеко не литературные.

А по сути ничего плохого в его книгах нет. Даже, пожалуй, есть только хорошее. Ведь Пауло всего лишь пользуется общей базой данным, общим кладезем мирового знания, того самого культурного наследия, которое потихоньку разваливается от недосмотра и отсутствия интереса. И какой же тут может быть плагиат? Плагиат у кого? Конечно, можно взять текст из другой мировой свалки знаний - Интернета - подписать своим Ф.И.О. и сдать в диссертационную комиссию. Это плагиат. За это рожу бьют и должны отправлять в места, не столь отдаленные с двумя годами расстрела и конфискацией. С Коэльо случай совершенно иной.

Вообще задумывал в этом посте рассмотреть "Одиннадцать минут", но что-то слишком уж далеко ушел в своих разглагольствованиях. Точнее, я к "Минутам" и не подходил. Как-нибудь в другой раз.

Current music: Nirvana - Incesticide - Dive
Комментарии:
22-04-2004 09:20
Камрад
Всем вроде не плох Коэльо: и интересно, и неглупо, и по-доброму, без моря кровищщи... Но вот мне, в моем еще даже не среднем возрасте, он кажется несколько... не примитивным, а как бы это... упрощенным каким-то. Складывается впечатление, что взрослый человек пишет книжки, а потом их адаптирует для детей старшего школьного возраста. Или кук будто дядка открыл, что жизнь - не грязная лужа, а океан, но ныряет только на какую-то определенную глубину, и не пытается занырнуть глубже, удовлетворяется достигнутым, искусственно себя останавливает. Короче, когда мне было лет 17 наверное это было бы супер, а сейчас уже точно нет. Мелко.
Такое вот впечатление. Читал его "Книгу воина света", "Дьвол и сеньорита Прим"(или какая там была сеньорита?) и начинал что-то еще, все искал, пытался понять, отчего же его так превозносят.

22-04-2004 10:23
Камрад
Скорее всего это превознесение - следствие удачной PR-компании. Несколько хвалебных статей, пара интервью с мэтрами чего-нибудь (театра, кино, смехопанорамы) о замечательности и глубокой утонченности книг, - и сразу растут продажи. В геометрической прогрессии.

Закрыть