Элвин
01-01-2005 23:30 Два мифа
С чем приходится сталкиваться начинающему философу, впервые оторвавшему свой взор от земной суеты и направившего его к небесам с вопросом о высшем смысле сущего? Коварный Враг не дремлет и у него на готове оружие, которым он и встречает новоиспечённого прозелита.

Миф первый. Сатанизм для интеллигенции.

Ему, юному искателю, старательно внушается, будто бы путь мудрости состоит из сложных ритуалов, особых психологических техник, медитаций, сдобренных употреблением лёгких галлюциногенов и, по меньшей мере, десятка заповедей с дюжиной способов их толкования и разнообразных исключений, подтверждающих правило. Конечно, не будет верным отрицать, что мир устроен чрезвычайно сложным образом: взять хотя бы науку математики или астрономии. Но считать, что Духовный Путь — есть нечто очень особенное, предназначенное для узкого круга посвящённых?… Есть, конечно, особые науки и Высшее Знание именно сложнейших подробностей устройства космической Природы — и этим Знанием обладает довольно небольшое число людей. Всё же остальное — начиная от Фрейдовской психологии и Хаббардовской дианетики и заканчивая ритуальными песнопениями очередной единственно правоверной христианской секты — являет собой такое слабое подобие Истинного Знания, что вряд ли заслуживает столь ревностного к себе отношения.

Путь же развития духовности и культуры в себе самом — разве он может быть только для немногих? Разве он может быть чем-то сложным, чтобы только избранные могли похвастать тем, что они познают Неведомое и обретают контроль над Силами Природы, о которых имеют весьма мистически-туманное либо искажённое современной западной наукой представление? А как же быть в таком случае остальным?… Так, ощущая свою избранность и непохожесть на обывательскую посредственность, наш прозелит ищет учение, подобающее его уникальности — и находит одну из сект, какое бы научное либо мистическое название она ни носила. Но в подавляющем большинстве своём, это — погоня за вычурностью метода в сочетании с необременительной лёгкостью применения.

Истинный же путь самосовершенстования, наоборот, прост в понимании, но труден в приложении. Услышать и научиться действовать сообразно голосу совести, который подскажет лучший путь; постоянная борьба с самим собой, с теми частями, что от низшей природы, что сопротивляются переменам. Постоянное творчество, непрерывное стремление вперёд, неукротимое желание сделать себя и мир лучше, краше, светлее. Такими или же иными нехитрыми словами можно обозначить тот Путь, которым может идти любой: и повар, и столяр, и художник, и поэт — прилагая над самим собою постоянное усилие и чуткость к наиболее тонким движениям души.

Миф второй. Свобода.

Современный человек очень любит говорить о свободе. Но под словом свобода слишком часто понимаются прихоть и независимость: вожделенный философский камень в идеале, обладая которым получаешь власть делать что тебе заблагорассудится, не заботясь о последствиях. Иными словами, нас пытаются убедить, будто выбор наш широк, а последствия выбора — в руках судьбы, и всё равно мы не можем их всецело предвидеть.

Но человек вовсе не отчуждён от мира; напротив, он по своей сути сильно зависим: от родителей, которые его родили и воспитали; от идей, которыми его кормили с детства; от той среды, где он вырос; от обязательств родства и дружбы, которыми скреплён с другими людьми. Но самое главное, что Человек — сын планеты Земля и гражданин Космоса, дитя Природы и рождён с предназначением, каждый со своим уникальным — и является рабом и слугой своей большой цели, своей Путеводной Звезды. Разве можно назвать себя свободным, имея в виду независимость; или же иметь волю стать кем и чем угодно? Слово свобода нуждается в другом понимании, а именно, что она есть осознание своего предназначения, понимание всех нитей своей зависимости и смиренное служение тем силам, которые сделали Человека именно таким, каким он появился на свет. Выбор Человека довольно небольшой, но ответственность за последствия велика: не количество, но качество. Иначе можно сказать и так, что выбора нет; то есть выбор весь только между тем, чтобы следовать своему Пути, либо уклониться от него. Свобода есть осознанная необходимость. И в этом смысле Человек свободен.
Комментарии:
shadowcatcher
Я не философ, я только учусь(c)… Мне пришлось перечитать текст трижды. Но ничего, вроде разобралась.
Теперь по существу:
Если я правильно поняла, то для тебя мудрость – это познание себя и мира. В таком случае я думаю, что те, кто предлагает мудрость для узкого круга избранных – либо фанатики, либо мошенники.
Я согласна, что если существует путь к мудрости, то он доступен для любого, кто готов этому пути следовать.
Далее…
Для тебя «делать все, что хочется, не думая о последствиях» – это ложная свобода, верно?.
Я никогда не соглашусь с тем, человек рожден с предназначением. Не верю в Высшее предназначение, в обязательства перед кем-то/чем-то Высшим. Человек вообще никому ничего не должен. Ни своим родителям, ни своему народу, ни своему Богу. И если он что-то делает для – или во имя – кого-то, то это только его выбор.
смиренное служение и свобода – это для меня понятия несовместимые. Моя свобода – это свобода выбора, право совершать любые поступки. Человек может не думать о последствиях – это его выбор.
Свобода есть осознанная необходимость. Мне кажется, что свобода есть право, осознав необходимость, поступить иначе – глупо, бессмысленно, назло, но по-своему.

северный эльф
В таком случае я думаю, что те, кто предлагает мудрость для узкого круга избранных – либо фанатики, либо мошенники.
Не все, но подавляющее большинство.

Перечитал на три раза твой комментарий и пришёл к выводу, что по поводу понимания свободы мы с тобой, как я вижу, не сильно-то и расходимся. Наши точки зрения примирит, наверное, такая формула: твоё_понимание_свободы+дисциплина=моё_понимание_свободы.

Что касается того, есть ли врождённое предназначение… Посмотрим на это так: у людей есть генетические предрасположенности, которые уже с рождения задают тип характера; ещё в большей мере тип личности обуславливается космомагнитными влияниями на момент рождения: наука астрология, или психология даже, или современное учение о биоритмах вполне их выявят. Человек может родиться калекой: физическим или душевным, и это тоже с рождения. Всё, что человек может, так это либо развивать свои врождёные качества, либо не пытаться этого делать и идти на поводу своих врождённых же недостатков.

На самом деле эта полемика приводит нас к другому вопросу: разумна ли Природа вокруг нас, или же она — только совокупность слепых сил?

shadowcatcher
Набор генетических предрасположенностей очень далек от предназначения, так как последнее подразумевает некую осмысленную, заданную цель в конце пути.
Так как в разумность природы я не верю, мне кажется, что генетика - это не предопределение, а всего лишь вероятность.

северный эльф
Так как в разумность природы я не верю
Собственно, именно в этом и есть наше расхождение во взглядах, остальное — следствия.

shadowcatcher
Да, пожалуй.

добавить комментарий
Закрыть