Политика
politics
клуб заведен 23-09-2004
постоянные читатели [7]
Beijing, harriskhv, owles, Santaglisimus, Smoke_on_the_Water, Клуб КИНОпередвижка, Храп
участники [4]
harriskhv, Абориген, Аспирин Лыш, Слоняра
закладки:
цитатник:
клуб:
[11] 17-02-2005 17:26
Демократия

[Print]
Аспирин Лыш
15-08-2005 11:44 harriskhv » Что ждет нас в следующем году часть 1.
ГОСУДАРСТВО УДВОИТ СЕБЯ, А НЕ ВВП
Бюджет-2006 уже сейчас в полтора раза больше параметров текущего года
Игорь Наумов


В пятницу вечером в правительство внесен проект федерального бюджета на 2006 год. Согласно расчетам Минфина, доходы федерального бюджета в будущем году планируются в объеме свыше 5,046 трлн. руб., расходы – чуть более 4,27 трлн. руб. Профицит госбюджета определен в размере более 776,022 млрд. руб., а Стабилизационный фонд на конец следующего года должен превысить 2 трлн. руб. Стоит отметить, что в этом бюджете значительно увеличены расходы на инвестиции, а также на оборону, безопасность и прочие государственные нужды. Конкретные цифры еще уточняются, но уже сейчас очевидно, что бюджетный пирог делится прежде всего в интересах властных структур, а не населения и экономики.

Так на реализацию федеральных целевых и адресных инвестиционных программ, которые эксперты называют неэффективными, будет потрачено примерно 640 млрд. руб. По словам министра обороны Сергея Иванова, расходы на оборону в 2006 году вырастут не менее чем на 15–20%. В то же время планируется резко увеличить финансирование по линии МВД и ФСБ. К примеру, по сообщениям Интерфакса, более чем в пять раз предполагается увеличить объем финансирования федеральной целевой программы (ФЦП) «Антитеррор». Расходы на укрепление госграницы вырастут в четыре раза с лишним раза и так далее.

Все расчеты бюджета основаны на прогнозах Минэкономразвития (МЭРТ), в которых уровень инфляции определен в пределах 7–8,5%, среднегодовая прогнозная цена на нефть – 40 долл. за баррель и цена отсечения средств, направленных в Стабилизационный фонд, – 27 долл. Среднегодовой расчетный курс рубля к американской валюте – 28,6 руб. за 1 долл.

Следует отметить, что основные параметры нового главного финансового документа претерпели существенные изменения в сторону увеличения. Причем произошло это не в первый раз. Напомним, в середине июня, когда кабинет министров рассматривал промежуточный вариант этого документа, выходило следующее: доходы госбюджета – 4,4 трлн. руб., расходы – 3,9 трлн. руб., профицит – около 500 млрд. руб., инфляция – 7–8%. Расчетная цена нефть называлась 35 долл. за баррель.

А 4 августа на заседании комиссии по бюджетным ориентировкам назывались уже другие цифры. В частности, предполагалось, что доходы составят 5,029 трлн. руб., расходы – 4,253 трлн. руб., профицит – 776,1 млрд. руб. Инфляция оценивалась в 7–8,5% по итогам года, а курс рубля – 27,7 руб. за 1 долл. Однако и эти уточненные показатели пришлось еще раз пересматривать и корректировать. В результате, по последним расчетам, бюджет-2006 примерно в полтора раза превысит бюджет-2005.

На этом формирование бюджета-2006 едва ли можно считать завершенным. Проект главного финансового документа страны будет рассмотрен на ближайшем заседании правительства. Скорее всего из министерств и ведомств поступят новые инициативы по увеличению расходных обязательств государства. Потом бюджет отправят в Госдуму, и депутаты, не вошедшие в состав трехсторонней межведомственной комиссии по бюджетному планированию, в свою очередь, постараются взять реванш у правительства, отрывая лакомые куски в виде финансирования различных региональных инвестпрограмм и строек, социальных обязательств и т.д.

В принципе высокие цены на нефть сегодня в состоянии удовлетворить практически все аппетиты правительства. Правда, высока угроза того, что часть денег будет попросту разворована. Бывший вице-премьер правительства Александр Лившиц иллюзий на этот счет не питает. «Конечно, своруют, – заявил он «НГ». – Я не знаю моста или дороги, которые бы строились за счет бюджета и при строительстве что-нибудь бы да не украли». И такое казнокрадство не феномен России. Оно присуще любой стране. «Когда ведутся длительные стройки за счет бюджета, воруют везде», – резюмировал Александр Лившиц. И все же он полагает, что стоит рискнуть, коль скоро Стабилизационный фонд к концу этого года превысит 1 трлн. руб.

Хотя минусы очевидны. «Риски понятны, – признает Лившиц. – Это дальнейшее увеличение госсектора, а он и так развивается непомерно». Альтернатива этому есть. Вполне можно обходиться госгарантиями частным инвесторам. «Это как в «Гамлете». Там есть тень отца Гамлета, которая никогда не появляется, но все определяет. Вот и бюджетная гарантия примерно то же самое», – убежден он. Модернизация инфраструктуры сегодня задача приоритетнее удвоения ВВП. «Гораздо важнее – модернизация инфраструктуры, которая рассыпается, и скоро не на чем будет удваивать ВВП, а останется вычитать и извлекать квадратный корень», – пояснил свою позицию Александр Лившиц.
Закрыть