Долгая дорога домой
дневник заведен 26-02-2003
постоянные читатели [168]
закладки:
цитатник:
дневник:
19-09-2005 03:34 Спецально для воинствующих товарищей: это о христианах, а не о "наших" и "ваших"
"Милицейская статистика рисует еще более удручающую для иерархии и активистов РПЦ картину. По традиции, оставшейся с советских времен, милиция в крупных городах ведет учет количества людей, посещающих службу в пасхальную ночь. Для верующего христианина посещение храма в это время обязательно. Так вот, в десятимиллионной Москве в юбилейном 2000 г. в православные церкви пришло не более 120 тысяч человек, сократившись со 180 тысяч (1992— 1994 гг.) (М.: Вечерняя Москва. 2000.4.05. При этом в публикации указывалось, что это количество людей, посетивших храмы на Пасху. Непонятно, подсчеты велись только в пасхальную ночь (вечерняя и утренняя службы) или всю пасхальную неделю.). А на Пасху 2003 г. в период с 20 часов вечера Великой субботы до 6 утра Пасхального воскресенья в храмы зашло всего 63 тысячи человек (Храмы Москвы в пасхальную ночь посетили около 63 тысяч человек // Интерфакс. 2003. 5.05.). Это примерно половина процента населения города.
Данные, имеющиеся по другим регионам, подтверждают ту же картину — на главный православный праздник приходит (во всяком случае, по данным МВД и областных администраций) от 0,5 до 2,1 % населения, в то время как декларируют свое в нем участие как минимум на порядок больше. Несколько выше число людей, приходящих на Пасху на кладбища (праздники Красная горка и Радоница) поминать своих родственников, однако эта традиция не имеет никакого отношения к учению Церкви и рассматривается ею как «народный обычай».
Суммарные данные по стране подтверждают региональную статистику. В 2002 г. МВД, опираясь на опыт предшествующих лет, предсказывало, что во всех пасхальных мероприятиях, включая Страстную седмицу, Пасху, Красную горку и Радоницу, примут участие примерно 15 млн человек, т.е. чуть более 10% населения страны. (В пасхальные дни милиция будет работать в усиленном режиме // Интерфакс. 2002. 4.05.)
В конце 2003 г. очевидную ситуацию вынужден был признать и Патриарх, который в своем выступлении на епархиальном собрании г. Москвы вынужден был с горечью признать: «Храмы пустеют. И пустеют не только из-за того, что увеличивается количество храмов. Это естественный процесс, он будет продолжаться». (Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, Приходским советам храмов города Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 23 декабря 2003 года // Церковный вестник 2003. № 1-2. С. 17. )

"Положение осложняется тем, что на постсоветском пространстве (особенно в границах СССР на 1.09.1939 г.) весьма низка религиозная культура. Точнее, существует феномен «размытой» религиозности, когда люди, определяющие себя как православные, не только годами не ходят в храм, но даже не крещены. Весьма показательны результаты фундаментального труда российских и финских ученых, исследовавших динамику постсоветской религиозности в 1991—1999 гг. Согласно всероссийскому опросу, проведенному ими в 1999 г., 53% опрошенных никогда в жизни не причащались, 6% ничего не знали об этом, 17% причащались только в детстве и лишь 4% причащались месяц или менее назад.
Эти данные подтверждают результаты текущих социологических опросов. Согласно опросу, проведенному «Фондом общественного мнения» 19—20 апреля 2003 г. в 44 регионах России, 59% опрошенных заявили, что они являются православными, однако только 85% из этих православных считали Пасху важным событием. Лишь 16% от опрошенных заявили, что на Пасху намерены сходить в церковь, и всего 9% заявили, что держат Великий пост. Другой, гораздо более оптимистичный для РПЦ опрос, проводившийся службой РОМИР в течение всего 2003 г. (100 городских и сельских населенных пунктов), показал аналогичный процент людей, систематически посещающих храмы, но гораздо больший — по эпизодическим посещениям. От общего числа опрошенных 71 % заявили о своем православном вероисповедании, при этом только 62% подтвердили, что верят в Бога. Из людей, назвавших себя православными, 36% не посещают церковь вовсе или реже чем раз в год, 6% — раз в неделю, 13% — раз в месяц, 34% — несколько раз в год, 11% — на Рождество и Пасху. Таким образом, о своем посещении православного храма в течение года заявило 40% населения России.
В результате дискуссий экспертов и регулярных «замеров» населения различными социологическими группами к 2000— 2001 гг. специалисты сошлись во мнении, что чуть более половины населения России считают себя православными, однако лишь 2—4% населения регулярно посещают храмы, исполняют необходимые обряды, читают религиозную литературу и потому могут считаться прихожанами РПЦ. В Церкви эту категорию людей называют воцерковленными верующими (далее я буду именовать их воцерковленными).
Все категории верующих, не принадлежащих к духовенству и сообществу воцерковленных и посещающих храм эпизодически, именуются на церковном сленге (с некоторой долей презрения) захожанами."

Ваш комментарий:
Камрад:
Гость []
Комментарий:
[смайлики сайта]
Дополнительно:
Автоматическое распознавание URL
Не преобразовывать смайлики
Cкрыть комментарий
Закрыть