13-12-2007 23:51 А.Я.Гуревич Категории средневековой культуры
Разве не удивительно с современной точки зрения, например, то, что слово, идея в системе средневекового сознания обладали тою же мерой реальности, как и предметный мир, как и вещи, которым соответствуют общие понятия, что конкретное и абстрактное не разграничивались или, во всяком случае, грани между ними были нечеткими? что доблестью в средние века считалось повторение мыслей древних авторитетов, а высказывание новых идей осуждалось? что плагиат не подвергался преследованию, тогда как оригинальность могла быть принята за ересь? что в обществе, в котором ложь расценивали как великий грех, изготовление фальшивого документа для обоснования владельческих и иных прав могло считаться средством установления истины и богоугодным делом? что в средние века не существовало представления о детстве как особом состоянии человека и что детей воспринимали как маленьких взрослых? что исход судебной тяжбы зависел не от установления обстоятельств дела или не столько от них, сколько от соблюдения процедур и произнесения формул и что истину в суде старались обнаружить посредством поединка сторон либо испытания раскаленным железом или кипятком? что в качестве обвиняемого в преступлении мог быть привлечен не только человек, но и животное и даже неодушевленный предмет? что земельные меры одного и того же наименования имели неодинаковую площадь, то есть были практически несоизмеримы? что подобно этому и единица времени - час обладал неодинаковой протяженностью в разные времена года? что в среде феодалов расточительность уважалась несравненно больше, чем бережливость - важнейшее достоинство буржуа? что свобода в этом обществе не была простой противоположностью зависимости, но сочеталась с ней? что в бедности видели состояние более угодное богу, нежели богатство и что в то время как одни старались обогатиться, другие добровольно отказывались от всего своего имущества?
Но довольно. Мы перечислили первые пришедшие на память явления средневековой жизни, которые не вяжутся; с рационалистическим образом мыслей нашего времени отнюдь не затем, чтобы лишний раз проиллюстрировать из битый тезис об “отсталости” и “дикости” средних веков Мы хотели показать, что все эти средневековые “нелепости и “несообразности” нуждаются в объяснении ив адекватно
понимании.
Комментарии:
14-12-2007 02:33
Ролевик= задумался,реконструктор -спорит...Фил..-улыбнулся:вечно ты поражаешься,а это радует...
Кот Апокалипсиса
Фил а что тут спроить? категрориальный аппарат средневекового человека принципиально отличался от современного. мы бы друг друга просто не поняяли скорее всего. очень трудно перестраиваться для понимания средневековых текстов. становишься просто другим человеком, мышление наизнаоку выворачиваешь. и вдруг понимаешь, что отрубленная рука может быть прекрасна, или что человек, вырезавший целю семью поступил вполне справедливо, так как был в своем праве... и приблизившися к этому пониманию получаешь ни с чем не сравнимый кайф, как может быть у археолога при находке какой-нибудь древности.
14-12-2007 12:40
Эллери Ахэ
Собственно, я не понял, что автор хотел сказать...
Через тыщу лет про наше время кто нибудь напишет, что то подобное.
Кот Апокалипсиса
автор просто перечисляет те элементы средневековой культуры, которые нам кажутся нелепыми, а для них были элементарными.
14-12-2007 15:57
Эллери Ахэ
Кому это "нам"? о.О
Кот Апокалипсиса
современням людям с современным восприятием реальности. и если ты сейчас начнешь убеждать, что твой котегориально-понятийный аппарат близок к средневековому, то ты будешь неправ, поверь мне.
14-12-2007 16:58
Эллери Ахэ
Кошка Шредингера
Я не знаю что такое котегориально-понятийный аппарат, просто мне не все понятия указанные выше не кажутся нелепостью. Более того, мне много современных понятий кажутся нелепостью.
Камрад
Эл Правильные мысли

//На костры умничающих
Кот Апокалипсиса
какие например тебе кажутся нормальными?
Камрад
все почти) Что тебе кажется ненормальным?
15-12-2007 16:54
Камрад
Слов-то каких понапридумывала, горе-историк. Категрориальный, котегориально, наизнаоку %)
15-12-2007 20:29
Malum nessecarium
Кошка Шредингера приблизившися к этому пониманию получаешь ни с чем не сравнимый кайф
Ага =)

Сколько ангелов может уместиться на кончике иглы? ;)
Камрад
Там было про чертей.
На костёр.
next
15-12-2007 22:09
Камрад
Кошка Шредингера
Да и вообще, что у тебя за ориентиры такие, детка.
Читай Фуко. Некоторые, как ты их называешь, "элементы средневековой культуры" со временем только глубже пустили корни и получили развитие в уже наше время.
Кот Апокалипсиса
lanrihio Некоторые элементы архаичной культуры пустили корни в средневековье и дошли до нас. Это так называемые архетипы. В категориях культуры у Гуревича идет роль о бытовой культуре, изменившейся со времен средневековья. А архетипика, которая выводится у Фуко, Борхеса, Маркеса, Леви-Стросса, Юнга и прочих, лежит куда глубже.
То, о чем ты говоришь это именно архетипика.

Кстати, на правах рекламы, кто хочет меня крепко обрадовать на новый год может подарить мне хоть один из черырех томов Клода Леви-Стросса о мифогемах.
16-12-2007 13:34
Эллери Ахэ
Кошка Шредингера
Нормально - про расточительство и бережливость, про еденицы времени (тебя не удивляет, что у нас время зависит от скорости?), про детство, про свободу, про бедность и богатство. Достаточно?
Кот Апокалипсиса
расточительность и бережливость это уж совсем анахронизм. абсурд. мне вот никому ничего не надо докаывать, тратя кучу денег :Р хотя не отрицаю, что сейчас существует такая привычка, но мне она непонятна.

с единицами времени в средневековье был просто хаос. сейчас слава богу этого нет.

дети и взрослые принципиально различаются в психологическом плане

свобода и зависимость в средневековье слишком сложная тема. как-нибудь расскажу. но в любом случае это совершенно другое понимание свободы.

не вижу в бедности ничего хорошего.
16-12-2007 17:19
Malum nessecarium
Кошка Шредингера дети и взрослые принципиально различаются в психологическом плане
На самом деле не так уж сильно... Идеализация детства, строгая дифференциация - тоже по-моему неправильно.

не вижу в бедности ничего хорошего.
Ну это скорее то, что богатство не является непременным атрибутом счастья.

А вообще средневековое мировоззрение оно как-то завораживающе извращенное.
Кот Апокалипсиса
Долл вот-вот, милая, ты даже не представляешь себе насколько. не ум, а хитрость, не милосердие, а страх перед богом, идеалы были другие совершенноо, другое было в цене. мыслящих, гуманных, честных людей были единицы, не потому что люди в общем были хуже, а потому что не нужны были эти качества. в них почти не было любопытства, научной жилки. те редкие исключения, известные нам, можно перечислить по пальцам и память о них сохранилась в веках.

хотя о чем это я. они были прекрасны и творили прекрасные, гениальные вещи. мир был молод, человечество было молодо, отважно и агрессивно. мы дойдем до последнего моря!
16-12-2007 20:34
Камрад
гуманных, честных людей были единицы
Европейский гуманизм вообще представляется странной штукой (в сравнении, конечно, с другими местами нашей планетки). И то, что из него получилось. Сколько бы там Монтеней и последователей не было. Этакий 'европацентризм', на самом деле.

Ваш комментарий:
Камрад:
Гость []
Комментарий:
[смайлики сайта]
Дополнительно:
Автоматическое распознавание URL
Не преобразовывать смайлики
Cкрыть комментарий
« Вернуться
Закрыть