Что-то, вроде ...
Lyly
дневник заведен 31-08-2009
постоянные читатели [10]
AdrinA_LiNN, Helga_, Maniac, Marjerri, Naive, SIRI, sky_unltd, Sunlis, Алеана, Роковая малышка Ню
закладки:
цитатник:
дневник:
13-01-2011 16:11
Вчера я разумеется не хрена не сделал, протуканил аниме до 3 ночи. Пришлось вставать в пол 9 и начать делать...В итоге я конечно сделал, пошел на кафедру а там не кого =\\
Вот что вышло:

Полякова М.Ю., Родионов М.Д. Особенности копинг-стратегий студентов педагогического ВУЗа.

В последнее время все большую актуальность принимает изучение понятия «копинг-стратегии» как важного осознаваемого механизма регуляции поведения и деятельности человека. В науке существует множество направлений по данному вопросу. Одним из таких направлений исследований является изучение копинг-стратегий в юношеском возрасте (Т.Ю. Бильгильдеева, Т.П. Крюкова, К. Накано, И.П. Стрельцова, Д. Шэк и др.). Этими и другими учеными были изучены копинг-стратегии не только у людей в период юношества, а конкретно у такой социальной группы как студенты.
Студенческий возраст (от 17-18 и до 23 лет) онтогенетически расположен между юностью (и частично определяется как поздний юношеский возраст) и зрелостью. Это чрезвычайно значимый в развитии личности этап, итогом которого является становление устойчивого самосознания, внутреннее единство, понимание связи внутренних и внешних событий, солидаризирование с социальными нормативами и групповыми стремлениями.
С.А. Лигер, Е.Н. Юрасовой были исследованы копинг-стратегии студентов разных специальностей. Е.Н. Юрасова при исследовании динамики и особенностей копинг-поведения в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфере у студентов различных специальностей не обнаружила значимых различий в копинг-стратегиях у студентов-педагогов и у студентов-психологов младших курсов, в целом отмечая их адаптивный характер. Вследствие этого автором выявлено, что преобладающими стратегиями в поведенческой сфере являются «сотрудничество», «обращение за советом», в когнитивной сфере – «проблемный анализ», «сохранение самообладания» и «оптимизм» – в эмоциональной сфере [1].
Были отмечены ярко выраженные изменения в характере копинг-поведения у студентов-старшекурсников обеих специальностей. Это проявилось в том, что у педагогов старших курсов начали преобладать менее адаптивные и неадаптивные копинг-стратегии («отвлечение», «компенсация», «отступление», «игнорирование»), что говорит о снижении доли конструктивных стратегий. С другой стороны у психологов, напротив, увеличилась выраженность конструктивных механизмов («оптимизм», «проблемный анализ», «сотрудничество») и снизился уровень использования неконструктивных [1].
Исследования А.Ю. Маленовой, Г.А. Парамоновой были посвящены рассмотрению особенностей копинг-стратегий у студентов в зависимости от ситуации (экзамен, конфликт), в которой они могут проявляться.
О.Г.Власова изучила копинг-стратегии студентов в рамках проблемы формирования конструктивных психологических защит.
Благодаря исследованиям в данном направлении выявлено, что личность, использующая эффективные конструктивные механизмы копинга, менее подвержена адаптивным тенденциям.
Данное исследование вызвано актуальной необходимостью изучения копинг-стратегий у студентов как представителей особой социально-психологической категории, так как данный возрастной период является наиболее сензитивным для овладения широким репертуаром конструктивных стратегий совладания.
Целью нашего исследования является изучение копинг-стратегий студентов педагогического ВУЗа.
Объектом изучения в исследовании явились студенты 1 2 и 4 курсов (всего 32 человека), обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология».
Для изучения копинг-стратегий использовалась следующая методика:
• Опросник «Преодоление трудных жизненных ситуаций» В. Янке и Г. Эрдманна, адаптированный Н.Е. Водопьяновой.
Целью данной методики является выявление типичных способов преодоления стрессовых ситуаций (копинг-стратегий). Эти способы определяются 20 шкалами и 6 утверждениями в каждой.
Опрашиваемым студентам предлагалось внимательно прочитать каждое предложение и оценить, насколько то, что в каждом из них утверждалось, соответствовало тому, что они обычно думали, делали, переживали, когда кто-то или что-то выводило их из состояния равновесия, вредило им. Каждое утверждение предлагалось оценить с помощью одного из вариантов ответа: «Никогда», «Редко», «Очень часто», «Всегда».
Опросник содержит двадцать шкал: снижение значения стрессовой ситуации; самоодобрение; самооправдание; отвлечение; замещение; самоутверждение; психомышечная релаксация; контроль над ситуацией; самоконтроль/самообладание; позитивная самомотивация; поиск социальной поддержки; антиципирующее избегание; бегство от стрессовой ситуации; социальная замкнутость; «заезженная пластинка»; беспомощность; жалость к себе; самообвинение; агрессия; прием лекарств.
Анализ результатов проводится, с одной стороны, по отдельным шкалам (сумма набранных балов), с другой – по вторичным оценкам (установление общей суммы позитивных и негативных стратегий, а так же оценок, которые относятся к группам Положительный 1, Положительный 2, Положительный 3).
В ходе анализа выявились преобладающие значения использования стратегий поведения по следующим шкалам: «позитивная самомотивация» (90%), «антиципирующее избегание» (87%), «поиск социальной поддержки» (84%), «контроль над ситуацией» (84%), «самоконтроль/самообладание» (81%). Данные значения преобладают по шкалам позитивных значений.
Доминирующими значениями по данным шкалам являются следующие примеры реакции студентов: « Думаю: только не сдавайся», «Впредь избегаю подобных ситуаций», «Стремлюсь побыстрее решить проблему», «Ищу того, кто бы поддержал меня», «Пытаюсь разобраться в деталях ситуации», «Говорю себе: Ты должен собраться с силами». Эти данные свидетельствуют о том, что студенты в трудных ситуациях в первую очередь стремятся: обеспечивать себе успех, признание и самоутверждение; анализировать ситуацию, планировать и исполнять действия по ее контролю (решения проблемы); контролировать собственные реакции, свое поведение, сохранять самообладание; приписывать себе компетенцию и способность контроля; искать беседу (дискуссию), социальную поддержку и помощь, а также намереваются предотвращать подобные стрессовые ситуации в будущем и избегать их.
Учащиеся используют две линии поведения в трудных ситуациях, различающихся по степени активности: первая – активные действия, направленные на преодоление стрессовой ситуации (например, принятие мер для устранения причины стресса), а вторая – пассивная (например, настрой себя на эффективное преодоление сложных ситуаций). Условно их можно обозначить как «активная позитивная стратегия» и «пассивная позитивная стратегия».
Следует отметить, у студентов каждого курса, в целом преобладают значения копинг-стратегий по следующим шкалам: 1 курс: снижение значения стрессовой ситуации (90%), самоутверждение (90%), психомышечная релаксация (90%), позитивная самомотивация (90%), самооправдание (71%), отвлечение (71%), замещение (72%), антиципирующее избегание (69%); 2 курс: контроль над ситуацией (100%), антиципирующее избегание (100%), «заезженная пластинка» (100%), самоутверждение (92%), позитивная самомотивация (90%), поиск социальной поддержки (90%), самообвинение (90%); 4 курс: самоконтроль (100%), поиск социальной поддержки (100%), замещение (92%), контроль над ситуацией (92%), антиципирующее избегание (89%), «заезженная пластика» (89%).
Исходя из данных значений, можно так де сделать вывод, что в целом для студентов характерно преобладание использования поведенческих (35%) и когнитивных (35%) реакций в затруднительных для низ ситуациях над эмоциональными (25%).
Так же в рамках данного опросника проводился анализ использования студентами позитивных и негативных стратегий, который позволил выявить преобладание значений по шкалам, относящихся к позитивным стратегиям (81%).
Анализируя применение позитивных и негативных стратегий у студентов разных курсов, можно утверждать, что шкальные значения доминируют исключительно по позитивным стратегиям. Студенты первого курса используют позитивные стратегии в 4 раза чаще, чем негативные, что в процентном эквиваленте составляет 80% к 20%. Второкурсники используют негативные стратегии немного чаще (25%) и соответственно 75% позитивных. Четвертый курс чаще остальных используют позитивные стратегии и их процентное соотношение 90% к 10%.
Таким образом, можно говорить о том, что согласно результатам данной методики, опрашиваемые нами студенты, в трудных ситуациях используют действия, которые направлены на уменьшение, снижение стресса и принципиально пригодны для этого, отказываясь при этом от тех путей преодоления стресса, которые могут лишь усилить его.
Несмотря на то, что позитивные значения шкал преобладают над негативными, можно выделить и среди негативных стратегий преобладающие значения у большинства студентов по следующим шкалам: «бегство от стрессовой ситуации» (15%), «самообвинение» (12,5%), «заезженная пластинка» (6%). Примерами доминирующих высказываний для большинства из них являются: «Думаю: «Надо как можно быстрее уйти из ситуации», «Мне на ум приходят мысли о «побеге», «Постоянно спрашиваю себя, что я снова сделал(а) неправильно».
В данной методике внутри позитивных стратегий дифференцируются три диапазона: Положительный 1, Положительный 2, Положительный 3.
В ходе анализа данных диапазонов выявлено , что доминирующими являются значения по диапазону Положительный 3 (78%). Из этого следует то, что студенты довольно активно в борьбе с трудной ситуацией используют действия по ее контролю, а также контролю своих собственных реакций, которые та или иная ситуация вызывает. Также характерным здесь является приписывание себе способностей для ее преодоления. Важно отметить, что наименьшее значение по шкале у диапазона Положительный 1 (46%). Это свидетельствует о том, что студенты в меньшей степени используют когнитивные стратегии преодоления стресса в смысле снижения его значимости (защита).
Результаты исследования данных диапазонов по группам показывают преобладание значений по диапазону Положительный 3, причем от курса к курсу использований стратегий по контролю стрессовых ситуаций и своих эмоций возрастает. Это можно проследить и по остальным диапазонам, значения которых также возрастают по сравнению с предыдущими курсами.
Данная методика позволила нам выявить значения доминирующих стратегий у студентов, большинство из которых относятся к поведенческим и когнитивным реакциям. Так же с ее помощью было выявлено преобладание значений позитивных шкал копинг-стратегий над негативными и преобладание активных способов противостояния трудным жизненным ситуациям.
В связи с полученными результатами является актуальным организация работы по формированию конструктивных копинг-стратегий.
Во-первых, так как в ходе обработки данных, были выявлены достаточно высокие показатели использования студентами такой стратегии как «поиск социальной поддержки», то стоит вести работу по созданию и поддержанию сплоченности, доброжелательности в группах, развитию свободного общения.
Так как были получены высокие значения показатели по шкалам «самоконтроль» и «самоутверждение», то является целесообразным поддерживать высокий уровень внутренней регуляции студентов, уровень внутреннего контроля за своими чувствами и действиями, а значит и за ситуацией.
Представляется возможным также вести работу по направлению формирования критического отношения студентов к неконструктивным способам поведения личности в трудных ситуациях с целью поддержания и укрепления их уровня противостояния данным способам совладания.
Рекомендации по формированию конструктивных копинг-стратегий у студентов представляется возможным реализовать в групповой деятельности, которая в свою очередь моет быть выражена через организацию социально-психологических тренингов общения и лекционно-практические занятия, организацию ролевых игр, а так же через выполнение индивидуальных творческих заданий.

Литература:
1 Юрасова, Е. Н. Исследование динамики уровня невротичности, конфликтности и копинг-поведения у студентов психологов и педагогов в процессе обучения. [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / Е. Н. Юрасова. - Санкт-Петербург, 1996. - 169 с.

Ваш комментарий:
Камрад:
Гость []
Комментарий:
[смайлики сайта]
Дополнительно:
Автоматическое распознавание URL
Не преобразовывать смайлики
Cкрыть комментарий
Закрыть