Элегия
Elegiya
дневник заведен 05-06-2009
постоянные читатели [20]
AdrinA_LiNN, BlackDrago, Dysik, Indigo girl, Monsoon, Wolfram, zappa, Белоснежка, Виноград, Дио Вильварин, Змее-Вик, капитан Пелеон, Порядковый номер, сонриса, Тейя, Толстый, удалилась, Фаральда, Флора, Эль
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Севастополь
интересы [1]
28-05-2012 17:50 «Вечная память тем "зелёным фуражкам", кто не вернулся в объятия родных»
"Верность, преданность, долг - ваших судеб страницы.
Дай вам счастия Бог, офицеры границы".



Это сейчас день пограничника принято отмечать с размахом и праздничными концертами, а ведь совсем недавно, чуть более полувека тому назад, этот праздник не отмечали… и служили молодые лейтенантки, окончившие военные училища, охраняя кордоны нашей, еще до недавнего времени, необъятной Родины, как, впрочем, служат и сейчас, охраняя «наш мирный сон», но уже в границах нынешней страны.


«Было самое начало лета. Жаркого лета 1941 года».
… «Чуть заметная, немного детская улыбка застыла в уголках губ молодого лейтенанта. Ещё нет и этого портрета в нынешнем музее Симферопольского погранотряда. Нынешняя неширокая улочка в крымской столице ещё называется переулком Комбайным. И нет на фасаде одного из её домов таблички "Улица названа именем......".
И иной таблички ещё нет: "Здесь служил начальником пограничной заставы......". Да и пирамидку со звёздочкой неподалёку от моря ещё не устанавливали. Не вырубали барельеф на стеле, вокруг которой на территории пограничной заставы "Форос" растут южнобережные пальмы. Имя его, молодого командира, этой заставе ещё никто не присваивал. Он ещё жив, лейтенант Александр Терлецкий, начальник Форосской погранзаставы. И все его пограничники ещё живы. Быть может, пару дней назад они как раз проводили занятия, посвящённые 23-й годовщине создания погранвойск, слушали рассказ комиссара о героях, павших на дальних рубежах. И никто ещё не знал, что их ждёт. Было самое начало лета. Жаркого лета 1941 года. Лейтенанту всего лишь тридцать.
Теперь уже навсегда».

…«Ноябрь 41-го. Двадцать пограничников во главе с лейтенантом - все, кто выжил после неравных боёв на Форосской заставе, - укрылись в старом сарайчике и удерживали бронемашины и танки фашистов у Байдарских ворот. Чтобы враг не прорвался к Севастополю, чтобы успели туда подойти пограничники из Алушты»…
… «И вот уже от сарая осталась лишь стена. И девять гранат, и всего сто сорок патронов. И их, пограничников Форосской заставы, уже пять. Такова цена подвига: двадцать шесть часов сорок три минуты они сдерживали натиск врага. Потом пятёрка ушла в лес, через несколько дней встретились с партизанами. Терлецкий - командир Балаклавского партизанского отряда. Не раз ходил через линию фронта, добывая "языка", наладил связь
со штабом обороны Севастополя».

…«Февраль 1942 года. Лейтенант и двое радистов пробирались в лес из Севастополя, получив распоряжения для партизанского командования, рацию. И вдруг страшный взрыв: шоссе, которое они хотели рывком пересечь, оказалось заминированным. Радистов убило, а раненый Терлецкий потерял сознание. В таком состоянии его взяли в плен фашисты, а утром согнали в комендатуру жителей окрестных сёл для опознания. Все знали лейтенанта, но никто не признался. И вдруг голос полицая: «Да это же Терлецкий. До войны - начальник пограничной заставы. Коммунист, партизан».

…"Терлецкого вели со стороны гестапо. Шёл он уверенной походкой и старался не хромать. По бокам - целая колонна немцев с автоматами. На груди Терлецкого привязана доска с надписью: "Комиссар Балаклавского партизанского отряда Терлецкий Александр Степанович казнён за неподчинение немецким властям и за убийство старосты деревни Скели". Лёгким дуновением ветерка раскачивается петля на столбе. Александр поднимает голову и встречается взглядом с сотнями глаз. Гитлеровцы согнали жителей со всех близлежащих сёл. Не держат Терлецкого израненные ноги, упал лицом на помост. Но медленно подползает к смертному столбу и, обняв его руками, приподнимается. Подбежал палач, но пограничник оттолкнул его, взобрался на табурет и накинул петлю себе на шею. Затихла площадь. Люди подняли головы, и вдруг, перекрывая грохот орудий, бьющих из долины по осаждённому городу, над головами друзей и врагов пронеслось: "Живи, Севастополь!"…
… «Вечная память тем "зелёным фуражкам", кто не вернулся в объятия родных»…

Наталья ПУПКОВА.

Ваш комментарий:
Камрад:
Гость []
Комментарий:
[смайлики сайта]
Дополнительно:
Автоматическое распознавание URL
Не преобразовывать смайлики
Cкрыть комментарий
Закрыть