Monkhermit
01-08-2004 17:26 Хизб ат-Тахрир ал-ислами
В Казахстане и Кыргызстане про данную организацую довольно много информации. В России она известна только специалистам, хотя недавно были арестованы несколько ее активисты в Москве. Таджики в основном. Привожу для любопытствующих справочку от Урана Ботобекова. А вот сайтик этой организации http://www.hizb-ut-tahrir.org
Суннитскую религиозно-политическую организацию "Хизб ат-Тахрир ал-ислами" ("Партия исламского освобождения") основал в 1952 г. известный религиозный деятель, судья шариатского апелляционного суда в Иерусалиме Таки ад-дин Набхани ал-Фаластини (1909-1979). Первоначально основной костяк партии составляли члены палестинского отделения другой известной религиозно-политической партии "ал-Ихван ал-муслимин" ("Братья-мусульмане"). После смерти Таки ад-дин Набхани ал-Фаластини в декабре 1979 г. амиром партии стал Абд ал-Кадим Заллум, родившийся в 1925 г. в палестинском городе ал-Халил, ныне проживающий в Иордании. Именно по его инициативе партия активизировала свою деятельность в мусульманских странах бывшего СССР, где ее членов безосновательно относят к так называемым ваххабитам.

На первых порах деятельности члены "Хизб ат-Тахрир" предпочитали полулегальную и мирную пропаганду своих целей путем распространение литературы, листовок и организации конференций. Однако власти стран, где партия разворачивала свою деятельность, с неудовольствием относились к ее растущей популярности. Вследствие этого она была вынуждена ввести в свой устав положение о глубокой конспирации и сохранении в секрете места пребывания лидеров. Тем не менее пропагандистская работа, открытая и опосредованная полемика с оппонентами, нелегальное распространение литературы остались приоритетными в деятельности "Хизб ат-Тахрир". Подозрительное отношение властей вызвало радикализацию среди членов партии. В начале 70-х годов от нее откололась группа "ат-Тахрир ал-ислами" во главе с Салехом Сарийиа, который известен в мусульманском мире осуществлением нескольких террористических актов. После развала СССР партия "Хизб ат-Тахрир" начала активно осваивать Центрально-Азиатский регион, где уже существовали религиозные противоречия. Сегодня практически во всех странах, где население отождествляет себя с исламом, действуют ячейки "Хизб ат-Тахрир", и везде нелегально.

Согласно документам "Хизб ат-Тахрир"3, эта организации является политической партией, идеология которой - ислам. Цель партии - содействовать возвращению мусульман к исламскому образу жизни ("все стороны жизни должны основываться на нормах шариата") и распространению исламской веры в мире путем джихада. При этом декларируется, что реализация этой цели возможна лишь путем воссоздания единого (объединяющего весь исламский мир) теократического государства - халифата.

Как все радикальные исламские группы ("Акрамийа", "Таблих"), которые для внедрения своих идей нашли благодатную почву в Фергане, "Хизб ат-Тахрир" связывает надежды с историческим и политическим возрождением халифата времен четырех "праведных халифов". Халифат, как известно, в глазах большинства мусульман был и остается символом справедливого государства, в котором царили братские взаимоотношения, равномерно распределялись блага и т. п.4

В программных документах "Хизб ат-Тахрир" халифат трактуется как исламская система правления: "Исламское государство - страна, где ислам всесторонне (сознательно) применяется и которая несет призыв к вере (да‘ват) во внешний мир. Халифат имеет четыре принципа: 1) верховная власть восходит только к Аллаху (всемилостивому и всемогущему), и, таким образом, только к Шариату; 2) власть (назначение Халифа) принадлежит Умме; 3) назначение одного Халифа является обязанностью; 4) Халиф обладает исключительной властью принимать Божественные Законы - только он вводит Конституцию и различные законы".
В документах "Хизб ат-Тахрир" правительства мусульманских стран (особенно новые государства Центральной Азии) характеризуются как неисламские, а причиной всех нынешних проблем уммы объявляется "отсутствие Ислама в ее повседневной жизни", в том числе "отсутствие исламской системы правления". Согласно этим документам название "Хизб ат-Тахрир" ("Партия освобождения") подчеркивает стремление ее членов достичь "полного освобождения от господства неверных, которые господствуют сегодня во всех уголках мира".

Предполагается, что борьба за реализацию поставленных целей будет включать три стадии: на первой формируется партийное ядро, "готовятся люди, которые верят в цели, задачи и методы Партии"; на второй происходит активное "взаимодействие с Уммой"; третья начинается после установления исламского государства и включает среди прочего "миссию донесения Ислама до остального мира".

Что касается временных рамок воссоздания халифата, то согласно документам "Хизб ат-Тахрир" их "не знает никто. "Победа исходит от Аллаха. <...> Как мусульмане мы делаем столько усилий, сколько можем, и не можем дискутировать о том, почему успех пока не угоден Аллаху (всемилостивому и всемогущему)".

Филиалы "Хизб ат-Тахрир" проявляли активность в Египте, Иордании, Тунисе, Кувейте, Палестине, Турции, Западной Европе и в государствах Центральной Азии8. Ныне эта партия из-за репрессивных мер властей Узбекистана и Киргизии вынуждена конспирировать свою деятельность. Гонения не убавили религиозности членов этой организации, наоборот, они усилили подпольную и полулегальную контридеологическую работу в Ферганской долине.
Подробнее http://www.carnegie.ru/ru/print/36594-print.htm
Закрыть