29-08-2004 10:07 Образ Ленина в контексте современности
В марте 1993 года Д.А.Волкогоновым была закончена работа над заключительной частью трилогии «Вожди», посвящённой Ленину. Как отмечалось автором во введении, он стремился преодолеть связь личности вождя со «стереотипами, созданными многолетней пропагандой». Иными словами задумывалось всё как осуществление новой попытки объективного анализа биографии Ленина, с привлечением большого корпуса архивных документов. Что безусловно не вызвало бы неприятия, если бы Дмитрий Антонович отказал бы себе в изначальном желании дать тенденциозную (конъюнктурную для 90-х годов прошлого века) интерпретацию имевшегося в его распоряжении материала.
Выступившего по отношению к истокам советской истории в роли (ангажированного властью) ревизора, Волкогонова навряд ли можно назвать беспристрастным, а его работу научной. Но в связи с ажиотажной реакцией на появление его книги прослеживается зависимость в выражении людьми симпатии к личности Ленина и социально-временным контекстом их бытия. То, что было шокирующим для обывательского сознания 90-х, то, что могло опорочить Ленина, его образ и память о нём (исходя из доминировавшего представления о его безгрешности), в настоящий момент принимается не иначе как за достоинства и находит отклик в понимании и полном моральном одобрении. Отчасти (но только отчасти) это объясняется особенностями современных канонов формирования в общественном сознании образа героя.
Более аргументированное истолкование актуальности ленинской темы логично вытекает из рассмотрения современной нам ситуации контрастного социального расслоения общества: когда убожество, бесперспективность существования одних возможны на фоне социально-бытового благоденствия других, когда очевидный характер приобрело «стремление СЫТЫХ связать общественную мораль со своим благополучием, установить своеобразную монополию на комфортное существование, навязав общественному сознанию мысль о якобы социальной, исторической, нравственной оправданности такого положения.<…> В условиях отношения к власти только как к эффективной форме сохранения и приумножения капитала, имеющих таковой и закономерного укоренения традиции потомственной преемственности «профессии» в среде номенклатурных начальников»1 (Прыжов И.Г.).
Ведь образ Ленина у миллионов людей ассоциируется не иначе, как с успешной борьбой с социальной несправедливостью, а поэтому совершенно неслучайно то, что Ленин больше чем его биография. Ленин; это современное нам социальное явление. И сверх того, Ленин ; это комплексная оценка состояния современного нам социума, принимая во внимание, что «бесконтрольная имущественная дифференциация порождает социальную напряжённость во взаимоотношениях различных слоёв. Мера этой дифференциации отражается в децильном коэффициенте (отношение средней величены дохода 10% самых богатых к среднему доходу 10% самых бедных). В странах Латинской Америки (странах с максимальной материальной дифференциацией) этот коэффициент равен 12, в США ; 7, в Китае ; 3. У нас же он на конец 1994 - начало 1995 г. был равен 20. [Очевидно, что сегодняшняя ситуация не свидетельствует нам о снижении величены этого соотношения. Более того, рассматриваемая в целом, динамика экономических и социальных изменений в стране, к прискорбию, не имеет ни малейших тенденций в будущем развиваться в позитивном направлении. Откуда собственно возникнуть обнадёживающим перспективам, когда по свежим данным, «сорок миллионов населения России находятся за чертой бедности (из послания В. Путина Федеральному собранию)?
В России насчитывается 4 млн. бомжей, 3 млн. нищих, ;8 млн. беспризорных детей, 3 млн. уличных и привокзальных проституток, <…> 5 млн. наркоманов (данные Института социально-экономических исследований РАН). Детей-сирот насчитывается около 750 тыс.
В 2001 году совершили преступление около 3 млн. человек, количество убийств ; 83 тыс., большинство из них ; заказные (доклад генерального прокурора Устинова). Заключённых у нас свыше 1 млн. человек ; на 200 тыс. больше, чем в 1937г.
По числу заключённых на 100 тыс. населения (810 человек) мы держим абсолютный рекорд в мире. <…>Cредняя продолжительность жизни в России ; 64.8 года, для сравнения, в Китае ; 71.3, в США ; 75 лет <…>. Каждый день в России производится 10_000 абортов, 7 млн. браков у нас бездетные.
По уровню и качеству жизни россияне находятся на 60-м месте в мире (к сведению Белоруссия ; на 56-м)»2. ; А.И.]. <…> Слишком выраженные (непреодолимые) имущественные (и проявившиеся на их фоне классовые/статусные ― А.И.) различия могут вызвать только агрессию и социальную напряжённость. Что и имеет место сейчас»3 (Зобов Р.А., Келасьев В.Н.).
Нельзя игнорировать то, что угнетённый человек в его сегодняшнем психосоматическом и психосоциальном состоянии руководствуется «уже не внутренними ценностями, но внешней целью»4 (Куштырев В.А.), «морали такой человек не признаёт: он ситуационно ориентируется на те нормы, которые приняты группой, в которой он находится в данный момент»5 (Новиков Д.В.). Говоря по-другому, он следует в своём поведении условиям диктуемым ему конкретной ситуацией.
Разбор всей совокупности этих обстоятельств, с обращением к личному опыту, в том числе, как и следует ожидать, влечёт за собой и обращение к историческим аналогиям, сопоставлениям и в итоге приводит нас к пониманию того, что «Октябрьская революция была не просто закономерна, она была фатальна»6 (Зиновьев А.А.), а Ленин был фигурой востребованной самой эпохой.
Революция, если её расценивать как проявление финальной стадии глубокого кризиса старой социально-политической системы, «является таким уклонением от норм, которое возникает в результате действия внутренних закономерностей социального организма. <…> К. Маркс блестяще показал, что механизм кризиса образуют те же самые факторы, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность общества. Они органически присущи данному типу общественного устройства и остаются с ним навсегда»7 (Зиновьев А.А.). Но при этом не надо забывать, что Великая Октябрьская Социалистическая революция, путём реального установления диктатуры пролетариата, эффективно решила вопрос вечных антагонистических классовых конфликтов, небезобидных для стабильности общества и в этом её, главном, качестве предшествовала построению социализма (демократического строя социальной справедливости), а значит, (необъективно будет это отрицать) несла в себе преобладающее творческое, созидающее начало, то есть уже на момент раннего осуществления изжила единство своих социально-исторических основ с царизмом, с предыдущим. И здесь обязательно надо отметить, что историческим «провидением» на Владимира Ильича Ленина было возложено выполнение гармонизирующей социум обязанности, поскольку он наиболее выразительно выступил с гуманистическим видением положения человека оскорбленного абсурдностью своего социального бытия. Констатируя это, мы в свою очередь выступаем с подтверждением того, что чувство современности характеризуется сознанием слитности с революционно-политической культурой, ощущением живой причастности к ленинской традиции.
21.04.03

Литература
1. Прыжов И.Г. Преступление; нормальная реакция нормального человека на не нормальные условия жизни // Гражданские ведомости №21(75) июнь, 2002. С. 3.
2. Чего не расскажет перепись // Волгоградская трибуна, 6.11.2002.
3. Самоорганизация: психо- и социогенез / Под редакцией В.Н. Келасьева; СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1996. С. 162.
4. Куштырев В.А. Человек ХХI века: уходящая натура… // Человек 2001, №1. С. 10.
5. Новиков Д. В. Христианское учение о человеке // Человек 2000, №6. С. 106.
6. Зиновьев А.А. Мой дом ; моя чужбина. Гомо советикус; М.: Приложение к журналу «Лепта». С. 149.
7. Зиновьев А.А. Посткоммунистическая Россия: Публицистика 1991;1995гг. ; М.: Республика, 1996. С. 14.
Закрыть