14:51 20-09-2004
…я руководствуюсь собственным величием
Мне довольно часто доводится переживать состояние, когда никаким искусственно провоцируемым напряжением сознания я не могу вызвать у себя появление сколько-нибудь оригинальной мысли. И тогда я начинаю тяготиться самим собой, поскольку в такие моменты бывает очень трудно убедить себя в том, что ты состоишь не из одной только бесплодной на идеи головы; что из любого своего состояния личность может извлечь творческую выгоду.
Я всегда стремился доискаться в себе до таких глубин, что бы ужаснувшись отпрянуть и попытаться дальше жить без экспериментов над собой. Правда, до сих пор безуспешно: в смысле «ужаснуться» и успокоиться. В результате творческих наблюдений за собой я пришёл к выводу об очевидности кризиса личности, меня постигшего. Причём кризис вырос из ощущения кризиса, а последнее было вызвано «наблюдением». Впрочем, я все-таки вижу возможность извлечь практическую пользу из своего состояния. Выражаясь аллегорически, я хочу высвободить энергию своего искусственно расщеплённого сознания, чтобы направить её вовне на разрушение всего и вся. Я действую, руководствуясь исключительно собственным величием. Никакие запреты в этой связи на меня не действуют. При этом к спорадически обнаруживаемому желанию как, например, сейчас «мне заявлять о себе» - всегда побуждает лелеемая мечта о том, что для меня могут сложиться такие социальные условия, в которых я смогу, избегая для себя негативных последствий, проявлять жестокое обращение ко всем «живым».
Спрашивается: добрый или злой я человек?..
Осмысленное утверждение личностью нравственности возможно только, если оно не противоречит скрываемым ею, вынашиваемым по отношению к обществу, коварным намерениям. Скрываемые для окружающих «лукавые» намерения делают для личности насущной потребность в глазах окружающих выглядеть максимально приемлемой. По этому поводу мне вспоминается как герой рассказа В.Брюсова «Теперь, когда я проснулся…» говорил о веках рабства доведших человеческую душу до веры, что чужие мучения тягостны ей и люди вполне искренно плачут и сострадают им. От себя добавлю, что такого рода искренность всегда напоказ и она, безусловно, говорит нам о нравственности как явлении исключительно публичном, но никак не «сокровенном для себя».
Ошибка искать и находить личность не в «социальном», а в «публичном». Речь о том насколько неискренность – проявляемая человеком в отношениях с людьми бесспорна для него? Ведь эта ситуация ни для кого не имеет исключения. Каждый в той или иной степени беззащитен перед окружающими. И иллюзия спасения предложена исключительно в лукавстве. При этом он становится заложником своей индивидуальности. Или неадекватности?
Последнее обстоятельство в сумме с настоящим текстом заставляет меня презирать себя за склонность к словоблудию. Угнетаясь данным своим неосознанным влечением, я хочу отречься от себя и поменяться в личностном плане. В идеале, думаю, что хорошо было бы вообще жить не зная самого себя. Как при этом должно измениться моё поведение? Быть обусловленным исключительно внешними раздражителями? Но своими рассуждениями сейчас я противоречу себе, поскольку этим невольно делаю акцент на своем внутреннем состоянии, признавая его – в момент когда «соглашаюсь» следовать той или иной модели поведения – основной мотивационной составляющей. Осознавая, что не может быть таких обстоятельств, которые позволят мне отказаться от своей личности, могу объяснить написание данного текста только указанной склонностью к словоблудию.
Пробиться к действительности можно единственно смирившись с её эфемерностью. Между тем, самообман совсем непросто дается…
Мы не знаем, что представляет собой человек – вне наполняющего его личность содержанием социума – будучи чистой абстракцией. Поэтому я осмелюсь на утверждение, что средоточие личности человека – это его тело. И весь спектр доступных ему внутренних переживаний есть следствие преодоления им препятствий связанных с удовлетворением потребностей плоти. Отсюда в своём развитии человек единственно, что может сделать относительно независимо, так это проигнорировать собственную личность, утвердившись во мнении самодостаточности своего тела – предлагая себе жить, только «мыслями» тела.
Через трансформацию тела можно выйти на требуемую социальную модификацию собственной личности. И принципиальное значение тогда приобретает реакция социума на твоё преображённое тело, с мгновенным изменением для личности социального контекста. То есть твоё отношение к собственному телу обусловливает отношение социума к твоей личности.
Задача состоит в том чтобы, меняя отношение окружающих к твоему телу создать для них трудности с идентифицированием тебя. С последующим возможным порождением такой ситуацией, которая может явиться основой сюжета «шпионской сказки»…
Мне вспоминается, как некоторое время назад общественность всего мира была потрясена, случаем с немецким программистом Майвесом. Напомню, что в марте 2001 года 42-летний программист Майвес у себя дома в Роттенбурге убил Юргена Брандеса, с которым познакомился по Интернету. На протяжении следующих нескольких месяцев Майвес употреблял в пищу части тела Брандеса.
Между тем запомнившийся всем в связи с подробностями совершенного им преступления Майвес мне представляется фигурой менее значительной, чем по воле прессы скрываемый в его тени Юрген Брандес. Дерзость Брандеса, своеобразным образом распорядившегося своим телом, отрезвляюще может действовать на любого даже праздно заинтересовавшегося этим случаем. Поскольку с именем Брандеса может быть связана модель поведения, абсолютно раскрепощающая личность. Представьте себя Юргеном Брандесом настойчивым в своём желании быть съеденным как вы почувствуете, что нескованны в своём поведении многими условностями, носящими характер социально-нравственного императива; над вашим умонастроением перестает с прежней силой довлеть общество. Вот что собственно и требовалось доказать.
Зубы сжаты от злости,
Мышцы - кости.
С напряжением снасти
Разрывает на части - боль.
Оторвать и бросить
На куски из плоти - ВСЕМ!
Разделить, разрезать,
Закоптить, чтоб съели.
А потом глистами
Утолю я славу их мозгами.
20.09.04
10:18 29-08-2004
ДЕМОКРАТИЯ В ЕЁ ОСТАТОЧНЫХ ПРОЯВЛЕНИЯХ
Когда мы сталкиваемся с системой формального, статистического учёта населения и формальных же взаимоотношений с ним государства, то, прежде всего, должны брать в толк нацеленность этой СИСТЕМЫ на практическую реализацию искусственной изоляции индивидуума от его социальных функций, а именно, функций направленных на подтверждение им своих индивидуальных, личностных черт. (На будущее, во избежание превратного истолкования моих рассуждений, хочу заверить читателя в том, что они носят отвлечённый характер.)
Это та ситуация, когда реакции индивидуума, причисленного к социально инертной массе (в социуме нет движения), «можно предсказать, а его безумства можно предотвратить, описав их механически найдя их внешнюю причину»1 (Шевченко В.В.). Для этой цели выстроена целая культура «алгоритмического воспроизведения человека», базирующаяся на представлении о коллективе как причине индивидуума.
«Алгоритмическое описание человека определяет "правила" его поведения. Их человек и находит в себе, когда действует так, как поступал на его месте всякий «другой». Экзистенциалисты окрестили эту важную, но духовно мёртвую зону реальности неопределённо-личным местоимением «mann» так делают. Хочешь то-то, делай то-то вот мораль механики»1 (Шевченко В.В.).
В связи, с чем примечательны высказывания Лоры Энгельнштейн, сопровождающиеся цитированием Мишеля Фуко, о том, что «средоточие власти в Новое время переместилось из централизованного государства в сферу общественной жизни, которая "по существу определяется и происходит из механизмов дисциплинарного принуждения"»2, а «конституционные формы и правовые структуры не определяют механизмов власти в современном мире»2. «В обществах Нового времени право больше не действует как организующий принцип отправления и учреждения власти, хотя оно и претендует на это. Система права или "юридическое", писал он <Мишель Фуко>, оказывается уже абсолютно чужеродным тем новым приёмам власти, которые функционируют не на праве, а на технике, не на законе, а на нормализации, не на наказании, а на контроле, и которые отправляются на таких уровнях и в таких формах, которые выходят за границы государства и его аппаратов. Вот уже несколько веков, как мы вступили в такой тип общества, где юридическое всё меньше может кодировать власть или служить для неё системой представления»2.
Вся совокупность приведённых выше современных нам обстоятельств не может не свидетельствовать о кризисе подлинно индивидуальных (а значит, социальных!) проявлений личности, в том смысле, что демократические институты, которые казалось бы, должны гарантировать подобные проявления, действуют, лишь расходуя отводимый им сложившимся политическим режимом социально-идеологический лимит. То есть когда «в глубинах общества существует механизм власти и управления совершенно не зависящий от демократии»3 (Зиновьев А.А.), поскольку качества стабильности социально-политическая система может достигнуть только будучи независимой от атрибутов демократии. В этой связи, думаю, оправдано вспомнить о том, что Александр Зиновьев (к сожалению не дав развёрнутого комментария) назвал «скрытыми аспектами деятельности государственной власти»3 и понимать под этим не какую-то абстрактную работу спецслужб, а такое, к примеру, совершенно конкретное «достижение» как благодушное отношение широкой общественности к открытому участию представителей этих законспирированных объединений в управлении страной (или в том, что традиционно принято считать под «управлением страной»). Весьма симптоматично, и получается, что «скрытый аспект» в создании такой коллективной атмосферы, которая стимулирует подобные метаморфозы в общественном сознании, средством достижения чего, однозначно, выступает провокация. Подтверждается справедливость высказывания Гейдара Джемаля о том, что «современный мир управляется провокациями».
Индивидуумы и правительство (элита здесь полностью уподобляется черни), силой обострённого антагонистического противостояния друг другу, вынуждаются действовать так, будто социум находится в новом (неадаптированном) для него состоянии, так, будто это состояние есть данный факт. Что на самом деле есть лишь изощренный способ направить протестный потенциал оскорбленности каждой личности абсурдностью социального бытия, в русло повседневной суеты. В этих условиях истинные причины массового нервозного состояния в фактической реальности, «закономерно» не становятся предметом сколько-нибудь заинтересованного в объективности внимания. Впрочем, и это в некоторой степени может служить пытливому уму утешением, даже когда мы имеем дело с единственно доступной нашей критической оценке, внешней стороной явления, то масштабы этих провокаций непреложно указывают на кого-то или НЕЧТО, чьей компетентности, безусловно, должно хватать, чтобы ему на практике были доступны столь эффективные средства манипулирования огромными людскими массами. Манипулирование происходит, стоит специально сделать на этом акцент, не иначе как на уровне глобальных социальных процессов.
Речь понятно идет не о власти, принимающей институционализированные и организованные формы, чтобы мгновенно трансформироваться «в особую систему со своими собственными, институционными, аппаратными интересами, далеко не всегда отвечающими, а часто и противоречащими общим интересам, которые она призвана защищать и отстаивать»4 (Поздняков Э.А.), выступая иллюстрацией случая «власти по доверенности». Административный же (как впрочем, и любой другой, в соответствии с принципом «разделения» властей) статус власти, которую иначе как жреческой или метафизической не назовешь противоречит её асоциальной сути. Отсюда, по словам Вебера: «Государство (государственная власть А.И.) нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности»5. Чем собственно ставится точка, поскольку логически завершается любое философствование на данную тему. Тем более, что явления, которому до настоящего момента не найдено адекватного ему лексического обозначения просто нет… Но есть власть и деньги имущие, установившие своеобразную монополию на истину, и в их праве (социально-онтологических основаниях, не иначе!) на власть и деньги легко усомниться…
23.03.2003
Литература
1. Шевченко В.В. Человек Тьюринга // Человек 2002, №5, с.94.
2. Лора Энгельштейн. «Комбинированная» неразвитость: дисциплина и право в царской и Советской России // Новое литературное обозрение 2001, №49, с.31, 33, 34,
3. Зиновьев А.А. Посткоммунистическая Россия: Публицистика 1991-1995гг. М.: Республика, 1996, с.74, 233.
4. Поздняков Э.А. Философия государства и права. М., 1995, с.96.
5. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990, с.645. Цит. по Позднякову Э.А. Философия государства и права. М., 1995, с.161.
10:15 29-08-2004
Частное мнение на тему ПАТРИОТИЗМА
Высказывая своё, сугубо личное мнение я хочу сказать, что меня на сегодняшний момент не устраивает определение патриотизма как любви к родине, привязанности к месту своего рождения. По возможности, максимально абстрагируясь от этимологии этого слова и беря во внимания условия современной нам социально-политической ситуации, мне представляется очевидным, что понятие патриотизма имеет сегодня принципиально иное толкование, нежели традиционно, по инерции исповедуемое. У сегодняшнего патриотизма (в отличии, скажем, от того же советского) есть особенность в том, что он классово/сословно дифференцированный и способен приводить людей к активному соучастию в защите коллективных интересов, на основании признаков социально-классовых, нежели национальных, конфессиональных и даже мировоззренческих (касательно мировоззренческих, пусть не прозвучит иронически, упомяну знаменитую фразу о том, что бытие определяет сознание). Хотя роль присутствия на своих местах этих элементов, вроде бы обозначенных мной как вторичных, ни в коем случае занижать нельзя. Я хочу сказать, что патриотические настроения сегодня могут быть только социально мотивированы.
Давая оценку сегодняшним общемировым реалиям, с точки зрения анализа обстоятельств проявления патриотизма, мы можем констатировать его стихийную, люмпеновскую природу. Я далёк от идеализирования патриотизма, в том смысле, что акцентирую внимание на актуализации явлением патриотизма потенциала массовой агрессии, агрессии, которая есть очень хороший показатель, а именно наличия у народа перспективы не утратить свою целостность. Говоря обобщённо, причина нынешнего патриотизма ― внутрисоциальные противоречия. Но для каждого отдельного (если хотите национального) случая патриотизм обусловлен спецификой конкретного социума. Только в этом смысловом контексте закономерно отождествлять патриотизм с «родиной», «с привязанностью к месту своего рождения». Кстати в связи с этим мне представляется, что в недавних событиях массового мародерства в Ираке, с проявлением иракцами столь большого энтузиазма, надо видеть не что иное как явление патриотизма. Это я заявляю с выражением искренней симпатии. Которую, однако, не надо отождествлять с одобрением оккупационных действий Alliance.
А каким быть патриотизму, как не политически и не социально протестным (по отношению к контрастному социальному расслоению общества), когда убожество, бесперспективность существования одних возможны на фоне социально-бытового благоденствия других, когда очевидный характер приобрело стремление СЫТЫХ связать общественную мораль со своим благополучием, установить своеобразную монополию на комфортное существование, навязав общественному сознанию мысль о якобы социальной, исторической, нравственной оправданности такого положения, когда все ценности человеческой жизни определяются её естественной скоротечностью, а авторитет государства держится только на угрозе вероятного применения насилия по отношению к каждому. Естественно, что этим «порядком вещей» деятельная часть малоимущего населения, прежде всего молодёжь, спровоцировано вытесняется в преступность.
В связи с чем, к месту высказывание, к сожалению безымянное, о том, что «преступление есть нормальная реакция нормального человека на ненормальные условия жизни». И с этой точки зрения (Я подвожу своеобразный итог) маргинальная, если хотите то и максималистская, не координируемая преступность единственная на настоящий момент действенная социально-политическая оппозиция сложившемуся в стране режиму и она же выразитель истинно патриотических настроений.
09.05.2003
10:12 29-08-2004
ИРАК: к вопросу о суверенитете национального государства
Надо ясно отдавать себе отчёт в том, что события в Ираке не объяснимы с позиций причисления их к категории межнациональных-междержавных конфликтов, мы не можем видеть их причину в культурной, религиозной, и бог знает какой ещё, разобщенности на-родов Запада и Востока. [Как скажем это имеет место в случае с известным итальянским писателем Умберто Эко, который делает предположение, что отсутствие познаний в ан-тропологии лежит в основе нетерпимости Буша. В связи с чем Умберто Эко заботит во-прос: «Основываются ли действия американской администрации на тщательном антропо-логическом и культурологическом анализе?».] Более того эти события, даже при самой общей, не конкретной их оценки, не иллюстрируют (исторически традиционного) прояв-ления агрессии одного государства (или как вариант, группы государств) по отношению к другому государству. Что впрочем, нисколько не противоречит пониманию намерения вторжения сил Alliance с целью реализации, представляющими их странами, политики во-енно-экономической экспансии. Другое дело, что мы не находим этим событиям никаких исторических аналогий, которые хотя бы отчасти или хотя бы намёком пролили свет на происходящие в мире процессы. Ведь иракские события воспринимаются не иначе как только в общемировом контексте. Мы не можем провести параллелей с прошлым, и это бесконечно усложняет ситуацию для анализа и, к сожалению, думаю, не позволит нам в своих выводах придти к безупречным, однозначно проясняющим ситуацию, формулиров-кам.
Однако в разбираемых нами иракских событиях явление казалось бы, естественно-го антагонистического противостояния двух систем базирующихся на разных представле-ниях о понятии Цивилизации, может быть выделено как один из ключевых аспектов воз-никновения у мировой общественности иллюзии, что эти события в целом типичны для практики всех без исключения международных военных конфликтов, т.е. выступают своеобразным подтверждением не прерывающейся связи времён. Якобы «Так было, так есть и так будет». Затеняя, скажем значение той актуальной проблемы, что фактически с 20 марта 2003 года ни одно национальное государство потенциально уже не является но-сителем суверенитета (в его классической версии). С началом войны, которую долго пла-нировали, несмотря на возражения и предупреждения Организации Объединенных Наций, с высказыванием стороной инициировавшей конфликт, пренебрежения к возможности об-суждения этого вопроса на заседании Совета Безопасности ООН, создан не очень хоро-ший, для мировой стабильности, прецедент. Попраны основы международного права. В связи, с чем примечательны высказывания Лоры Энгельнштейн, сопровождающиеся ци-тированием Мишеля Фуко, о том, что «средоточие власти в Новое время переместилось из централизованного государства», а «конституционные формы и правовые структуры не определяют механизмов власти в современном мире». «Система права или "юридиче-ское", писал он <Мишель Фуко>, оказывается уже абсолютно чужеродным тем новым приёмам власти, которые функционируют не на праве, а на технике, не на законе, а на нормализации, не на наказании, а на контроле, и которые отправляются на таких уровнях и в таких формах, которые выходят за границы государства и его аппаратов».
Речь понятно идет не о международных структурах власти, принимающих инсти-туционализированные и организованные формы, чтобы мгновенно трансформироваться «в особую систему со своими собственными, институционными, аппаратными интереса-ми, далеко не всегда отвечающими, а часто и противоречащими общим интересам, кото-рые она призвана защищать и отстаивать» (Поздняков Э.А.), выступая иллюстрацией слу-чая «власти по доверенности». Административный же (как впрочем, и любой другой, в соответствии с принципом «разделения» властей) статус власти, которую иначе как жре-ческой или метафизической не назовешь ― противоречит её асоциальной сути. Отсюда, феномен власти которую нельзя социологически определить, исходя из содержания её деятельности.
Вся совокупность приведённых выше современных нам обстоятельств не может не свидетельствовать о кризисе подлинно национальных (а значит, суверенных!) проявлений всех без исключения народов, в том смысле, что в рамках сложившегося международного порядка вещей, которому до настоящего момента не найдено адекватного современности лексического обозначения, каждое национальное государство расходует отводимый ему системой глобального статусного распределения социально-идеологический лимит.
Подводя своеобразный итог, я хочу сказать, что причина произошедших (и проис-ходящих) событий в Ираке, на мой взгляд, таиться в общих тенденциях современного со-циального развития или, точнее, социальной реорганизации мира.
Косвенно, но корнями именно отсюда, видятся следствием не оправдавшиеся надежды, возлагавшиеся всеми сопереживающими, на патриотизм иракского народа, с прогнозиро-ванием долгого сопротивления обороняющихся (с их якобы сильным стремлением сохра-нить свою национальную самобытность и суверенность). К прискорбию сказать, но ирак-ский патриотизм в самом начале не находил себе подтверждения, если, желающими разо-браться, акцентировалось внимание на той особенности, что патриотизм сегодня во всём мире (и в Ираке не исключение) классово/сословно дифференцированный и способен приводить людей к активному соучастию в защите коллективных интересов, на основании признаков социально-классовых, нежели национальных, конфессиональных и даже миро-воззренческих. Хотя роль присутствия на своих местах этих элементов, вроде бы обозна-ченных мной как вторичных, ни в коем случае занижать нельзя. Я лишь хочу сделать уда-рение на том, что патриотические настроения сегодня, о чём свидетельствует пример Ира-ка, могут быть только социально мотивированы.
10.05.2003
10:07 29-08-2004
Образ Ленина в контексте современности
В марте 1993 года Д.А.Волкогоновым была закончена работа над заключительной частью трилогии «Вожди», посвящённой Ленину. Как отмечалось автором во введении, он стремился преодолеть связь личности вождя со «стереотипами, созданными многолетней пропагандой». Иными словами задумывалось всё как осуществление новой попытки объективного анализа биографии Ленина, с привлечением большого корпуса архивных документов. Что безусловно не вызвало бы неприятия, если бы Дмитрий Антонович отказал бы себе в изначальном желании дать тенденциозную (конъюнктурную для 90-х годов прошлого века) интерпретацию имевшегося в его распоряжении материала.
Выступившего по отношению к истокам советской истории в роли (ангажированного властью) ревизора, Волкогонова навряд ли можно назвать беспристрастным, а его работу научной. Но в связи с ажиотажной реакцией на появление его книги прослеживается зависимость в выражении людьми симпатии к личности Ленина и социально-временным контекстом их бытия. То, что было шокирующим для обывательского сознания 90-х, то, что могло опорочить Ленина, его образ и память о нём (исходя из доминировавшего представления о его безгрешности), в настоящий момент принимается не иначе как за достоинства и находит отклик в понимании и полном моральном одобрении. Отчасти (но только отчасти) это объясняется особенностями современных канонов формирования в общественном сознании образа героя.
Более аргументированное истолкование актуальности ленинской темы логично вытекает из рассмотрения современной нам ситуации контрастного социального расслоения общества: когда убожество, бесперспективность существования одних возможны на фоне социально-бытового благоденствия других, когда очевидный характер приобрело «стремление СЫТЫХ связать общественную мораль со своим благополучием, установить своеобразную монополию на комфортное существование, навязав общественному сознанию мысль о якобы социальной, исторической, нравственной оправданности такого положения.<…> В условиях отношения к власти только как к эффективной форме сохранения и приумножения капитала, имеющих таковой и закономерного укоренения традиции потомственной преемственности «профессии» в среде номенклатурных начальников»1 (Прыжов И.Г.).
Ведь образ Ленина у миллионов людей ассоциируется не иначе, как с успешной борьбой с социальной несправедливостью, а поэтому совершенно неслучайно то, что Ленин больше чем его биография. Ленин; это современное нам социальное явление. И сверх того, Ленин ; это комплексная оценка состояния современного нам социума, принимая во внимание, что «бесконтрольная имущественная дифференциация порождает социальную напряжённость во взаимоотношениях различных слоёв. Мера этой дифференциации отражается в децильном коэффициенте (отношение средней величены дохода 10% самых богатых к среднему доходу 10% самых бедных). В странах Латинской Америки (странах с максимальной материальной дифференциацией) этот коэффициент равен 12, в США ; 7, в Китае ; 3. У нас же он на конец 1994 - начало 1995 г. был равен 20. [Очевидно, что сегодняшняя ситуация не свидетельствует нам о снижении величены этого соотношения. Более того, рассматриваемая в целом, динамика экономических и социальных изменений в стране, к прискорбию, не имеет ни малейших тенденций в будущем развиваться в позитивном направлении. Откуда собственно возникнуть обнадёживающим перспективам, когда по свежим данным, «сорок миллионов населения России находятся за чертой бедности (из послания В. Путина Федеральному собранию)?
В России насчитывается 4 млн. бомжей, 3 млн. нищих, ;8 млн. беспризорных детей, 3 млн. уличных и привокзальных проституток, <…> 5 млн. наркоманов (данные Института социально-экономических исследований РАН). Детей-сирот насчитывается около 750 тыс.
В 2001 году совершили преступление около 3 млн. человек, количество убийств ; 83 тыс., большинство из них ; заказные (доклад генерального прокурора Устинова). Заключённых у нас свыше 1 млн. человек ; на 200 тыс. больше, чем в 1937г.
По числу заключённых на 100 тыс. населения (810 человек) мы держим абсолютный рекорд в мире. <…>Cредняя продолжительность жизни в России ; 64.8 года, для сравнения, в Китае ; 71.3, в США ; 75 лет <…>. Каждый день в России производится 10_000 абортов, 7 млн. браков у нас бездетные.
По уровню и качеству жизни россияне находятся на 60-м месте в мире (к сведению Белоруссия ; на 56-м)»2. ; А.И.]. <…> Слишком выраженные (непреодолимые) имущественные (и проявившиеся на их фоне классовые/статусные ― А.И.) различия могут вызвать только агрессию и социальную напряжённость. Что и имеет место сейчас»3 (Зобов Р.А., Келасьев В.Н.).
Нельзя игнорировать то, что угнетённый человек в его сегодняшнем психосоматическом и психосоциальном состоянии руководствуется «уже не внутренними ценностями, но внешней целью»4 (Куштырев В.А.), «морали такой человек не признаёт: он ситуационно ориентируется на те нормы, которые приняты группой, в которой он находится в данный момент»5 (Новиков Д.В.). Говоря по-другому, он следует в своём поведении условиям диктуемым ему конкретной ситуацией.
Разбор всей совокупности этих обстоятельств, с обращением к личному опыту, в том числе, как и следует ожидать, влечёт за собой и обращение к историческим аналогиям, сопоставлениям и в итоге приводит нас к пониманию того, что «Октябрьская революция была не просто закономерна, она была фатальна»6 (Зиновьев А.А.), а Ленин был фигурой востребованной самой эпохой.
Революция, если её расценивать как проявление финальной стадии глубокого кризиса старой социально-политической системы, «является таким уклонением от норм, которое возникает в результате действия внутренних закономерностей социального организма. <…> К. Маркс блестяще показал, что механизм кризиса образуют те же самые факторы, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность общества. Они органически присущи данному типу общественного устройства и остаются с ним навсегда»7 (Зиновьев А.А.). Но при этом не надо забывать, что Великая Октябрьская Социалистическая революция, путём реального установления диктатуры пролетариата, эффективно решила вопрос вечных антагонистических классовых конфликтов, небезобидных для стабильности общества и в этом её, главном, качестве предшествовала построению социализма (демократического строя социальной справедливости), а значит, (необъективно будет это отрицать) несла в себе преобладающее творческое, созидающее начало, то есть уже на момент раннего осуществления изжила единство своих социально-исторических основ с царизмом, с предыдущим. И здесь обязательно надо отметить, что историческим «провидением» на Владимира Ильича Ленина было возложено выполнение гармонизирующей социум обязанности, поскольку он наиболее выразительно выступил с гуманистическим видением положения человека оскорбленного абсурдностью своего социального бытия. Констатируя это, мы в свою очередь выступаем с подтверждением того, что чувство современности характеризуется сознанием слитности с революционно-политической культурой, ощущением живой причастности к ленинской традиции.
21.04.03
Литература
1. Прыжов И.Г. Преступление; нормальная реакция нормального человека на не нормальные условия жизни // Гражданские ведомости №21(75) июнь, 2002. С. 3.
2. Чего не расскажет перепись // Волгоградская трибуна, 6.11.2002.
3. Самоорганизация: психо- и социогенез / Под редакцией В.Н. Келасьева; СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1996. С. 162.
4. Куштырев В.А. Человек ХХI века: уходящая натура… // Человек 2001, №1. С. 10.
5. Новиков Д. В. Христианское учение о человеке // Человек 2000, №6. С. 106.
6. Зиновьев А.А. Мой дом ; моя чужбина. Гомо советикус; М.: Приложение к журналу «Лепта». С. 149.
7. Зиновьев А.А. Посткоммунистическая Россия: Публицистика 1991;1995гг. ; М.: Республика, 1996. С. 14.
09:30 07-07-2004
ЛИЧНОСТЬ как средство платежа
Георг Еллинек в своей работе «Адам в учении о государстве» поведал, что в мире греческого полиса не существовало сферы, где бы индивидуум принадлежал себе одному, сферы его интеллектуальной и нравственной самодеятельности1. Как мне кажется, эти слова (без привязки к античному миру) могут быть приняты в качестве формулировки универсального закона, справедливого для всех времён.
Беря во внимание социальную составляющую жизни человека, мы видим его, существующим вне пределов своего биологического (физического) тела, при этом «атрибут разумный определяет не человека, а более обширное множество сущностей и существ (социум - А.И.)»2 (Шевченко В.В.).
Социум уже в «замысле» предшествовал человеку, поскольку культура общности предшествует его личности. «Всякая культура это механизм второго рождения (инициации, крещения, посвящения, «вступления в ряды» или иного освящения), дарующего освящаемому собственно личность как место в пространстве культуры»2 (Шевченко В.В.).
При таком взгляде всё для человека «становится внешней средой, включая само его тело: его члены и органы чувств, поставляющие материал для обработки, и его мозговые клетки, производящие такую обработку. Тело принадлежит субъекту, но не является субъектом. Что же тогда остаётся от субъекта, где он сам? А ничего не остаётся, он нигде. Он растворён в среде, от него осталось эфемерное, материально не фиксируемое образование»3 (Елена Князева, Алексей Туробов). Этой мысли «оригинально созвучен» Жан-Люк Нанси, когда говорит, что «тело не является ни частью, ни целым, ни даром, ни заимствованием. Оно находится на границе внешнего и внутреннего. Это имманентность трансцендентного и трансцендентность имманентного. И более ничего…
Более ничего, потому что слишком уж непредсказуемо случайность особенностей того или иного тела делается необходимостью, отражающей запечатлённые в нём социальные детерминации. Социальные детерминации уж слишком порабощают саму претензию тела на индивидуальность (выделено мной - А.И.)»4.
Взаимодействие (если вообще приходится говорить о взаимодействии) человека с социальной средой не активно, а всегда адаптивно-пассивно. И заключается «в выборе» «тех стимулов, на которые ему предстоит откликаться, и только (добавлено и выделено мной - А.И.) в этом смысле создания под себя своей среды»5 (Мерло-Понти Морис). Исходя из чего, прогрессирующая личность предстаёт перед нами преодолевающей свою социальную целостность (единичность), она стремится «перестать быть собой через своё осуществление»6 (Юрий Марецкий), в бесконечной перспективе тяготеет к тождеству с социумом. В противоположность чему любые канонизированные варианты индивидуального самоутверждения направлены на преодоление эклектики всех форм социального бытия, что есть закономерное отрицание «частью» «целого». Иначе, «если бы каждый на деле был способен менять различные типы поведения, которые имеются в арсенале человеческого поведения, то был бы настоящий хаос. Всякая организация комплексных видов деятельности и социальная жизнь стали бы совершенно невозможны»7 (Хёбель). Этому можно найти разъяснение в социально детерминированной организации психики человека, которая «с наибольшей выразительностью проявляет себя в момент его адаптации к изменённым социальным условиям, исходя из требований морально-комфортного существования. «Морального» опять же, как социально обусловленного. Что в итоге делает каждого заложником социума внутри самого себя»8 (Кузнецов А.К.), а значит бесконечно ограниченным в восприятии.
«Восприятие… сжимает в единый момент моей длительности то, что само по себе распределилось бы на несчётное число моментов»9 (Анри Бергсон). Диапазоном социального восприятия личности обусловлена специфика её существования (её социальное бытие). Вероятность изменения этого диапазона надо связать с крайним проявлением, доступной личности, свободы (впрочем, не разрешающим ситуацию тотальной несвободы её от социума), которое может быть связано с возможной подсознательной склонностью личности к реализации в отношении себя плана драматичной судьбы (но не смерти, понимаемой как избавление от страданий) или другими словами, с доминирующим утрированным ощущением переживания тревоги по причине отсроченной смерти.
Обречённость на заклание, принимаемая за факт, помимо порождения той аргументации, что «в самоутверждении индивидов жизнь (выделено мной - А.И.) либо утверждает, либо отрицает себя. <…> Индивидуальное Я это пустое пространство и носитель чего-то такого, чем оно само не является, чего-то чуждого, что отчуждает Я от самого себя»10 (Пауль Тиллих), такое осознание низводит идеализированное представление о реальности.
Ведь суть социальной реальности заключается в системе организации экономической деятельности, которая на много шире просто проявления масштабной хозяйственной активности и которая возможна только на условиях доверия субъектов этой самой деятельности, доверия проявляемого по отношению к средствам расчёта, кредитной системе и т.п. Этим порочным кругом «доверия» мы спровоцировано (conditio sine qua non) втягиваемся в денежную (тотальную) зависимость от различных лиц, финансово-кредитных учреждений. И поэтому когда «малая толика, необходимая на завтрашний день, вырастает в перспективе в некоторый (курсив мной - А.И.) совокупный денежный долг перед будущим, <…> и этот долг иллюзорно становится как будто единственным (курсив мной А.И.), <…> что мешает нам выпасть из потока времени в персональный пространственно-временной карман»11 (Ольга Славникова), то на практике мы никуда «выпасть», даже при самых немыслимых благоприятных для нас обстоятельствах, не можем. По мере того как сумма социально-витального долга выходит за пределы реально возможного, намерения наших «кредиторов» (по воле социума) касательно нас становятся фантастически безраздельными. По ассоциации, наше недеятельное, «мёртвое» участие в этой игре заставляет вспомнить Чичикова, у которого средством платежа выступали «мертвые души». Или, если быть точнее, высокая кредитоспособность Чичикова, к которой он стремился, на прямую была обусловлена его статусом хозяина «мёртвых душ». Отличие только в том, что в нашем случае положением ничем не ограниченного хозяина «злоупотребляет» СОЦИУМ.
Делая вывод, думаю, что вполне логично, в этих обстоятельствах, оскорбившись абсурдом социального бытия, поставить под сомнение свою личность, счесть себя мёртвым и с особой беспринципностью приняться за «осознанную» имитацию жизни. Исхожу я прежде всего из убеждения, что в ситуации, когда личность человека выступает условием его социальной самоидентификации, обезличенное существование имеет явное преимущество, поскольку уже никак не связанно с традиционной нравственной парадигмой, а стало быть избавляет от жалости, от милосердия, от человеческих чувств вообще. Обозначая финал, завершая лингвистические экзерциции и перейдя на терминологию pseudo-рыночной экономики позволю себе отметить, что не нарушая схему по которой «стоимость» личности, как единицы принятой за масштаб нравственных ценностей общества, обусловлена социальным спросом на неё, мы со своей стороны в параметр определения её «биржевой» стоимости, по отношению к «номинальной цене» по шкале нравственных требований, властны вносить любые коррективы.
22.02.03
Литература
1. Еллинек Георг. Адам в учении о государстве. М., 1909. с.32. Цит. по Поздняков Э.А. Философия государства и права. ― М., 1995. с.91.
2. Шевченко В.В. Человек Тьюринга // Человек 2002, №5, с.90, 97.
3. Елена Князева, Алексей Туробов. Познающие тело (Новые подходы в эпистемологии) // Новый мир 2002, №11, с.146.
4. Ашкеров А.Ю. Жан-Люк Нанси как антрополог современности // Человек 2000, №5, с.183.
5. Мерло-Понти Морис. Феноменология восприятия. СПб., «Ювента―Наука», 1999. с.106. Цит. по Елена Князева, Алексей Туробов. Познающие тело (Новые подходы в эпистемологии) // Новый мир 2002, №11, с.140.
6. Юрий Марецкий. Физиология духа (Роман в письмах) // Континент 2002, №113, с.29.
7. Hoebel E.Adamson. Anthropology: The Study of Man. New York, 1953, p.12. Цит. по Поздняков Э.А. Философия государства и права. ― М., 1995, с.98.
8. Кузнецов А.К. Социум ― матрица возможного // Гражданские ведомости №2(103) январь, 2003, с.2.
9. Анри Бергсон. Материя и память. Собр. Соч. в 4-х томах. Т.1. М., «Московский клуб», 1992. с.291. Цит. по Елена Князева, Алексей Туробов. Познающие тело (Новые подходы в эпистемологии) // Новый мир 2002, №11, с.149.
10. Пауль Тиллих. Избранное: Теология культуры. Пер. с англ. ― М.: Юрист, 1995. ― (Лики культуры), с.86, 98.
11. Ольга Славникова. Разговор Берлиоза с Иваном Бездомным (Что должен и чего не должен знать писатель.) // Новое литературное обозрение 2000, №6(46), с.334.
09:24 07-07-2004
Как слово НАШЕ отзовется?..
Периодически у меня возникает немотивированная потребность писать. Потребность эта почти физиологическая, поскольку она никогда на прямую не бывает спровоцирована работой моей мысли. Причину надо искать в особом, в такие моменты, состоянии моей нервной системы. По ассоциации вспоминаешь сейчас об эпилепсии. Как известно эпилепсия, хроническое заболевание нервной системы, протекающее в виде преимущественно судорожных припадков с потерей сознания и изменений личности ("вязкость" мышления, гневливость, злопамятность и т.п.). По особенностям припадков и течению эпилепсии выделяют многочисленные её формы. Мой случай в отношении эпилепсии, конечно же, метафорический, но как выясняется не без клинических симптомов. Сейчас, к примеру, я скрежещу стиснутыми зубами, мышцы практически всего тела напряжены и нервно подёргиваются. Вот-вот, «пеной изо рта», прольётся самому себе надиктованный текст.
"Слово" -- если оценивать его по оказываемому им воздействию на человека и общество -- материально. Влияние "слова/логоса" на человека вплоть до влияния на его физиологические процессы очевидно. "Идея овладевшая человеческими массами становится материальной силой". Идея овладевшая мышечной массой одного человека также становится материальной силой, разница лишь в масштабах. "Слово" всегда выступает средством мобилизации нервной системы человека, даже когда внешне нацелено успокоить его. Основная функция "слова" выступать связью личности с социумом.
«Слово» – критерий человеческого понимания. Однако наше понимание "чего-то" никогда не было мерой адекватности этому "чему-то". Ментальные процессы протекают вне обратной связи с породившей их объективной реальностью. Но сознание, в том числе и общественное, устойчиво в собственной иллюзии, что якобы способно напрямую или опосредовано влиять на окружающую действительность, на самом же деле оно может влиять только на самое себя, порождая таким образом "бурю в стакане".
Вся история цивилизации служит подтверждением того, что человечество всегда занималось только собой (впрочем ничем другим оно заниматься не могло и не может) и в итоге единственно должно придти к выводу об утопичности для себя масштабного прогресса в области социальных отношений, т.е. придти к «ничему».
Всё о чём я сейчас пишу может восприниматься пустым сообщением, но я вполне искренен в своём заблуждении быть искренним, мне не свойственны модернистские эксперименты с текстом. На меня всегда всерьёз оказывали влияние книги. А поэтому не будет преувеличением сказать, что меня испортили книги. Однако приходится констатировать мою зависимость от чтения в большей степени как от процесса, нежели делать предположение о моём соприкосновении со «смыслом». Этим собственно влиянием всецело и обусловлена «выстраданная» манера моего письма.
В моём представлении художественному тексту помимо навивания милых сердцу пасторальных образов необходимо выступать намерено нацеленным на изменение физической (в противоположность метафизической) природы читателя и, следовательно, быть чреватым для него психосоматическими изменениями. Сам процесс чтения должен быть сопряжен с риском для здоровья, хотя бы в версии политически рискованного занятия. Не это ли имел в виду Чоран когда написал: «Я мечтаю о мире где можно было бы умереть ради запятой»? В этом случае образцом художественности может выступать текст смертного приговора, с его силой эмоционального воздействия на приговорённого.
Человек смертен, а поэтому каждый из нас живёт накануне личной трагедии. Человеку никогда не преодолеть постоянно живущего в нём страха смерти. Очевидно, что акцент сделанный на этом обстоятельстве послужил причиной для членов монашеского ордена траппистов, основанного, если не ошибаюсь в 1636 году во Франции, аббатом цистерцианского монастыря Ла-Трапп, а изгнанных во время Французской революции конца XVIII века, выбрать своим приветствием – «Memento mori!»
Отсюда всякое напоминание себе о смерти имеет цель психотерапевтическую, т.е. восприниматься должно не иначе как в качестве способа достижения примирения с жизнью… Впрочем, почему «отсюда…»? Скорее даже вопреки… Ну да ладно, не переписывать же предыдущий абзац… Пусть неадекватность предстанет в качестве творческого принципа якобы мною исповедуемого. Оправданием же мне может служить то, что основная задача личности заключается в адаптации своего невежества к условиям доставшегося ей общества, а точнее общества её (личность) породившего. Наиболее перспективное развитие -- через невежество.
Наперекор распространённому мнению внутренний мир человека не локален, а глобален и человеку ни в какой мере не принадлежит. В связи, с чем логичным мне представляется возникновение вопроса о том, как внушить себе абсолютно правдивую мысль, что «МЕНЯ НЕТ», что человека с таким именем, с такой фамилией, с такой внешностью… – нет, не было и не будет. «Memento mori!» – «Помни о смерти!» – «Помни о своей смерти как о факте в твоей жизни уже случившемся!»
Но опять же, как эту мысль внушить себе? Каким поступком подтвердить своё согласие с её непреложностью? Какое воплощение можно найти ей на практике? Прибегнуть к провокации?!
Вот я сейчас набираю данный текст и понимаю, что при всём моём желании не смогу выйти за его пределы, т.е. за пределы своего текста именно как текста. Исключена возможность, что его опубликование вызовет хоть какой-нибудь отклик. Это ли не служит красноречивым подтверждением моего небытия? Определённо в этой ситуации требуется провокация. Суть, которой видится мне в отрицании не только своего существования, но и отрицании реальности, в признании сфальсифицированности реальности. Создание которой возможно только с привлечением наших «мёртвых душ», читатель. Вследствие чего меня переполняет бесконечное к себе и к тебе призрение, к твоей-моей обывательской сущности, к отсутствию у нас свойства обнаруживать «непосредственность»…
Каждый раз в момент неприкаянных прогулок в одиночестве, по центру города, в дневное время, как, например, происходит сейчас, я становлюсь заложником одной давнишней своей фантазии. Я представляю себе обезлюдившими те улицы, по которым прохожу и которые по контрасту с этим, навеянным моим воображением образом, заполнены создающим суматоху народом.
Так совершая традиционный променад, очнулся я после первых минут посетившей меня уже знакомой грёзы, ловя себя на том, что невольно начинаю перебирать в сознании варианты "в меру реалистичных" объяснений картины видения. Ну, скажем, кто-то очень-очень могущественный пошёл на дерзость и применил оружие поражающие всё живое каким-нибудь мощным излучением, при этом город, оказавшийся в поле уничтожающего действия данного оружия, бесследно лишился всех своих обитателей, но не понёс никаких разрушений. Впрочем всё это бред и к тому же я никогда не питал слабости к фантастическим сюжетам.
В это ситуации ценно другое: что я-я-Я, "человек из толпы", способен на "дерзость" видеть в навязанной мне социальной действительности всего лишь иллюзию. Таким образом я становлюсь равновеликим уже упомянутому "очень-очень могущественному". Всё ухищрение, которого в сравнении со мной всего-навсего во внешних, сделавших его таким, обстоятельствах. Вопрос в том, каким отношением к жизни я могу привлечь к себе те обстоятельства, которые меня и только меня превратят во всесильного монстра. А впрочем "отношение к жизни" в данном случае, наверное, не причём? Наверняка так оно и есть, мною исповедуемое "отношение к жизни" -- не причём...
Стоп! Не могу себе позволить скатываться в пустые рассуждения, поскольку они уж точно не исправят моей ситуации недовольства собой, недовольства своей судьбой, а захватить меня, травмируя душу, способны всецело (чего доброго в таком состоянии переходя дорогу, попаду под машину) уж лучше я продолжу наслаждение видом осиротевших улиц, хотя это и не повысит мою бдительность...
Ну вот, не потребовалось даже говорить какие-либо волшебные слова как все вокруг, стихией охватившего меня наваждения, преобразилось. Не представляет теперь никакой угрозы ни одна из машин. Имеющийся в обилие транспорт потерял всякий смысл перемещаться, поскольку уже нет никого намёка на понукавшую им некоторое время назад надменную плебейскую силу. Удивительно, никого из людей не видя вокруг, не слыша привычного гула автомобилей, но в шорохах своей одежды и бумажно-целлофанового мусора на тротуаре, в шуршании вызванным перемещающимися массами воздуха я не чувствую, что остался в единственном числе. Закрывая глаза я легко себе представляю, как меня огибает человеческий поток. Пробирает до мурашек сознание того, что я сейчас возможно не один. Некоторое время не могу отделаться от ощущения, что среда не утратила контроль надо мной. Не верю своему счастью. Сделав глубокие вдох и выдох начинаю принимать за происходящее наяву, всё творящееся рядом со мной в эту минуту.
Не исключено, кем-то может восприниматься нелишним, если я как автор, по ходу изложения дам описание краскам дня, деталям архитектурного ландшафта и скудной городской природы, но я намерено элиминирую данные подробности. Этим деталям не будет места в моём повествовании, поскольку это приведёт к утрате универсальности как основного качества передаваемого мною опыта, а так мой случай без труда будет спроецирован читателем на его ситуацию. Ведь каждый из нас в той или иной степени ощущает себя ненужным обществу, но не всегда отдаёт себе отчёт в том, что если эта тенденция в отношениях с социумом будет прогрессировать, то ты спровоцировано увидишь отсутствие необходимости находить общество нужным тебе.
Должен заметить, что я легко перенёс, случившееся только что, погружение в новое для меня состояние, когда исчезла моя зависимость от суетящихся рядом людей. На улицах, зрелище людей или точнее люди как зрелище всегда подавляли меня эмоционально, формой своего воплощения. Речь, конечно же, идёт не о нарядах. Просто многоликость толпы всегда служила вызовом моей индивидуальности, а именно всегда заставляла меня сомневаться в том, что я являюсь носителем таковой. Непреложным для тех условий было моё единство с толпой, отсутствие отторжения ею. Оказываясь среди людей я лишь в границах своего тела оставался собой, но внешне становился частью толпы. И только сейчас это давние противоречие "внешнего" и "внутреннего" во мне успешно преодолено. Я стал воплощением, если можно так сказать "внешнего субъекта".
Тяготясь роящимися в эту секунду в моей голове мыслями, неосознанно, запрокинув голову и несильно разведя руки в стороны, напоминающий, наверное, спринтера в миг, когда тот грудью разрывает финишную ленточку, с места я бросаюсь бежать по той части улицы, что расположена впереди. Пробежав так не более ста метров с непривычки срываю дыхание, тут же резко останавливаюсь и переломившись в поясе, а руками упёршись в колени, склоняю голову долу и пытаюсь выровнять дыхание. Чувствую, опалил горло – когда бежал, дал немалую работу лёгким. С рыком сплёвываю тягучую слюну и после пробую дышать только носом. Потом выпрямляюсь – в глазах становится темно, но через мгновение проясняется и я хоть как-то начинаю приходить в себя.
Распознаю в происходящем что-то вроде инициации за которой усматриваю обретение для себя нового социального качества. С чем собственно и связано сейчас моё желание в тексте обрести свою плоть, превратить текст в реальность своего бытия. Скажу, что не так-то просто преодолевать нарастающие сопротивление своего, без сомнений, обречённого на постоянное несовершенство, авторского стиля. Некоторую проблему составляет да же воспроизведение, состоящего из простых элементов, движения руки. Так, не прекращая про себя всех этих рассуждений, я устремляю всё внимание на кисть своей левой руки, подвожу ближе к глазам разворачиваю ладонью и тут же резко поворачиваю её, возвращая, противоположной стороной. Некоторое время мельтешу пятернёй перед своими глазами – быстро-быстро чередую ладонь и её тыльную сторону… Однако даже управление своей картонной версией (уж куда казалось бы несложное занятие) требует умения. Я чувствую, что с этой задачей не справляюсь…
На пустом месте, из ничего пытался я сейчас «URBI ET ORBI» поведать о «своём сокровенном». При этом мне по большому счёту нечего было сказать, но я сознавал, что моё СЛОВО есть условие выживания меня как особи. Изначально, твоё мнение как читателя, если оно не носит восторженный характер, не имеет для меня никакого значения. Как автор я пользуюсь правом, в пространстве созданного текста, принести тебя в жертву – проигнорировать. Не сомневайся в том, что твоя «причастность» к моему «творчеству» – упрёк тебе в интеллектуальной неполноценности. Ты мне безразличен и через такое моё к тебе отношение, абсолютно мне подконтролен. Тебя нет, так же как НЕТ МЕНЯ.
10:30 05-07-2004
К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОЙ ДЕФЛОРАЦИИ
Форма изложения, к которой я хочу сейчас прибегнуть может быть названа графоманской, поскольку вероятней всего читателю покажется, что она призвана сгладить произвольность выбора тем, на которые я пытаюсь сейчас писать. В данном случае мне нисколько не противоречит допущенное мной их эклектичное сочетание. К примеру, метафизическая природа предательства. Какой была (и есть!) природа предательства Христа Иудой? Не иначе как замешена на обожании Иудой Христа и не без его Веры в Мессию. От того и трагедия. Измена Иуды проистекает от ощущения им неадекватности самому себе, в ситуации когда он поддерживает высокий накал оголённой человеческой, подчеркну "человеческой", привязанности и любви к Христу.
Лёгкий звон ниоткуда,
И во всей наготе -
На осине Иуда,
Как Иисус на Кресте /Скоблин А.А/.
Допускаю, что моя апокрифическая версия выглядит несколько нелепо, впрочем она наверное и является таковой по своей сути, поскольку безусловно основой её выступает мой личный опыт (которого наверняка для таких выводов недостаточно) с констатацией того, что "и я способен на предательство", но с маленькой оговоркой: "на искреннее предательство". А как иначе? Искренность здесь доминирует. С отсутствием искренности исчезает и предательство. Один человек переоценивает себя в чувствах к другому человеку, на что внешним отголоском, у переоценившего свои душевные силы, выступает предательство ─ его измена другому как бунт против себя. Следуя принципу максимальной эмоциональной отстранённости я не имею сейчас ввиду отношения с сексуальной подоплёкой мужчины и женщины (или их варианты), т.е. исключаю всякое вульгарное/утилитарное употребление, исходя из любого «местного» контекста, слова "измена". Уверяю, что делаю это отнюдь не по ханжеским соображениям. Мне интересен механизм предательства, для чего требуется абстрагироваться от деталей.
Предатель наказывает себя предательством, в противном случае мы имеем дело с мошенничеством, обманом или как угодно это назовите, но ни как не с предательством.
Приведённое пространное объяснение близко к констатации того, что о личности предателя мы не можем знать ничего кроме занимаемого ею социального статуса, что она запитана и отвечает требованиям действующей системы социальных отношений, прибывает в постоянном диалоге с отдельными элементами этой системы.
В таком случае, возможен ли социальный диалог с самим собой?.. Этот вопрос я задаю ни кому-нибудь, а себе. И при этом я надеюсь получить на него положительный ответ. Как нестранно это может прозвучать, но шизофреническое расщепление личности видится мне прогрессом в её социальной реализации или самореализации. В проявлениях распадающегося, предающего себя сознания можно распознать желание "больной" личности заполнить собой социум. Какие преимущества имеет человек психический недуг которого всегда есть реакция на социальную среду, преодоление её негативных сторон? Болезнь открывает возможность подменить собой среду через нарушение субъектно-объектных отношений, а поэтому больной склонен в своей жизни чаще придерживаться интерпретации "внешнего" как исключительно следствия "внутреннего". Впрочем и здоровый человек носитель такого рода заблуждений, но не искажённо-индивидуальных, а инспирированных социумом. Являясь всецело порождением социума человек тотально зависим от него. Психический недуг не более чем способ изменить свои отношения с действительностью и, как приказ обязательный к исполнению, навязывается средой. Возвращаясь к вопросу о диалоге с самим собой скажу, что в том варианте когда личность теряет способность самоотождествления, без утраты ею на уровне социального рефлекса функции адаптации, она в общении с собой получает толчок к социальному совершенствованию. К сожалению эти мои рассуждения есть свидетельство здоровой психики, по крайней мере сколько-нибудь серьёзный намёк на психическую патологию в них себя не раскрывает. Разноречие же в том, что всё изложенное не есть моё мнение по "проблеме", более того не есть "моё", в своих словах я мало нахожу себя, если вообще нахожу. Вопрос в том как спроецировать ситуацию больной психики на себя, какие рассуждения приводят к "щелчку" в голове, после чего происходит растворение психики во "внешнем" и ты продолжаешь жить, но уже не осознавая себя. Вот оно преимущество! "Самоубийство!"
А спроси меня, что я думаю о самоубийстве. Я не отвечу тебе. Я прибываю в некоторой растерянности и всё потому что не могу разобраться насколько я принадлежу сам себе, в какой мере могу распоряжаться другими, а значит распоряжаться собой. Я пробую сейчас что-то якобы от себя писать и хотя бы чуть-чуть этим приблизиться к пониманию своей личности, нащупать границу внешнего и внутреннего в себе. Однако всё тщетно. Словам здесь нет места, хотя "своё место" они обретают всегда. Думаю это "неправильно", когда постоянно находят всему объяснение и так живут. Живут ли? Набирая данный текст, вне какого-либо смысла, я этим хочу продемонстрировать своё отношение к "словам". Потребность говорить и выражать мысли словами держит нас в рамках условного, но вне "условного" человек не живёт. Человек -- условен. Он неконкретен, но это не мешает ему быть. "Быть или небыть?" -- в данном контексте это не вопрос. "Велено стоять до конца и ослушаться нельзя. " В такой ситуации естественно появление досады на себя, но этой досады почти всегда не хватает чтобы серьёзно попытаться убить себя. "Чтобы человеку решиться на самоубийство у него должны отсутствовать всякие мотивы... жить?" Нет. У него должны отсутствовать мотивы совершить самоубийство. "Абсурд!" -- будет восклицание каждого кто не готов к тому чтобы наложить на себя руки, но и оно же будет подтверждением того как он близок к исполнению этого, будучи постоянно провоцируем средой -- жить.
Как было сказано выше, каждый человек тотально подчинён социуму, при этом логичным мне представляется переход к анализу сущности политики, назначение которой быть безраздельной вершительницей человеческих судеб. "Политика выступает по отношению к индивидам как внешняя необходимость. Политический фактор узнаётся по той внешней публичной принудительной власти, которую он имеет или способен иметь над индивидами. /... /
Факт общественного бытия человека оказывается наиболее обязательным для индивидов, и он является источником всех его других обязательств. Во многом это происходит от того, что неотрывный от этого бытия политический факт, если даже он выражается через отдельного индивида, имеет своим субстратом не этого индивида, а социальную группу (класс, партию, общество, государство), т.е. специфическую социальную систему, которую индивид может только представлять. Иными словами, субъектом политики всегда является социальная группа" (Поздняков Э.А). Отсюда личная и политическая ответственность публичного человека вещи далеко неравнозначные. Размышляющему на эту тему надо быть в состоянии разделять человеческие и классовые предпочтения человека-функции (политика). Активное участие в политике никак не связано с индивидуальным выбором политика, таким образом, его общественное бытие и "неотрывный от этого бытия политический факт" выступают самым мощным инструментом несвободы, приводят его личность к нравственному самоубийству.
В отличии от остальных людей, "незащищённых" от иллюзии свободы выбора, якобы самостоятельно совершаемого всегда в пользу нравственных предпочтений, субъект (уполномоченный) политики лишён психологической зависимости от этой "свободы" и "в компенсацию" освобождается от личной моральной ответственности за своё поведение в быту. А поэтому для оценки степени вовлечённости в политику той или иной публичной персоны, мерой может служить её аморальность. То есть "Надо быть аморальным, чтобы на деле воплощать мораль" (Ницше Ф.). Собственно только скомпрометированная личность (включая сюда и исторических личностей) обладает для общества ценностью.
Коли речь зашла о скомпрометированных современностью исторических личностях, и наверное необходимо привести какие-то примеры, то скажу: не надо бояться плохого Сталина, плохого Ленина. Как «плохие» для сегодняшней системы идеологических предпочтений они представляют для нас огромный политический интерес.
Сталин. Удивительное дело, когда-то имя Сталина употреблялось без нарицательного оттенка, вызывало всеобщее уважение и упоминание его в суе порицалось общественной моралью. По словам А.А. Зиновьева "Сталинизм... это было и страшно и великолепно". Пошлостью же века настоящего вводится в обиход упрощённое представление о нашем недавнем и далёком прошлом. Таким образом, актуализация настоящего происходит в ущерб минувшему, впрочем только так она всегда и происходит.
Ничего от той жизни,
Что бессмертной была,
Не осталось в отчизне,
Всё сгорело дотла… /Владимир Соколов/.
Но разве «всё сгорело дотла»? "Сталин ушел не в прошлое он растворился в будущем" (Пьер Куртада), а значит ему гарантировано вечное присутствие в "настоящем".
Ленин-Сталин ─ современное нам социальное явление, с которым связана аккумуляция социально-протестной составляющей общества, а значит оно «есть ничто иное, как потенциальная государственность, подавленная уже имеющимся государством» (Константин Фрумкин).
Всё это я виду к утверждению, что повреждение социальной ткани есть условие делающие возможным для общества приведения в действие его репродуктивной функции, причём не в демографическом смысле (на самом деле ему вопреки), а исключительно в социально-политическом, как зачатие нового гражданина. При этом исторически социальная готовность общества расстаться с "целомудрием" в расчёт никогда не бралась. Общество насиловалось, культурные традиции, устои подвергались поруганию со стороны пассионарного меньшинства без учёта общественного мнения. Удовлетворялся социально-сладострастный запрос общества (впрочем, обществом безотчётно) на унижение. И я знаю, что проявление отдельной личности могло носить тогда характер символа и быть таким как сейчас моё, а именно: Я хочу, чтобы всё сказанное мною воспринималось читателем не иначе как бредом юродивого, в противном случае тот кто не сможет воспринять мою статью «будет обречён» запомнить что читал её и не понял о чём она. А значит, будет несколько уязвлено его самомнение. Ведь не слова в данном случае главное, а ТВОЯ РЕАКЦИЯ на них как читателя, твоё раздражение по поводу прочитанного в данный текст изначально было заложено. Называя автора дураком ─ ты правильно разобрался в его личности, а следовательно и постиг суть им написанного.