Journals.ru » Alpha » ........
Zadira
Упущенные возможности.
Меня попросили рассказать про упущенные возможности. Цитируя автора этой очень интересной темы: "Что делать, если раз за разом возвращаешься к мысли о том, что если бы не испугался нового, не боялся ошибиться, то был бы сейчас совсем на другом уровне развития. И ждешь нового шанса, а его все нет. "

Когда я думала над этой темой, то поняла, что всегда есть две точки на линии времени. Первая - там, где мы принимаем то или иное решение. И вторая - там, где мы понимаем, какие возможности были упущены.
Мне это кажется очень важным. Потому что в первой точке мы не принимаем решение сознательно упустить хорошие возможности - нет. Там мы делаем выбор из того понимания ситуации, которое у нас есть. Из осознания своих ресурсов и возможностей. Из тех ограничений, которые на нас воздействуют. Из задач и целей, которые более важны на этом этапе жизни.
Какой же выбор мы делаем в этот момент? Самый лучший для нас. Это очень странно и не всегда кажется логичным, но в этой поворотной точке у нас есть резоны принять именно это решение. Да, оно может "консервировать ситуацию" для нас и не давать новые пути для развития. Но именно оно сохраняет для нас что-то очень важное в тот момент.

Когда же появляются сожаления об упущенных возможностях? Когда мы смотрим на ситуацию с "высоты прожитого опыта". Когда у нас уже другие цели, другие возможности, другой опыт.
Конечно, в момент принятия решения, у нас может быть понимание что надо учить английский - он полезный и вообще пригодится. Надо заниматься спортом - он поддерживает здоровье. Надо отложить денег и тогда со временем можно купить свою квартиру.
Но очень часто эта польза - достаточно умозрительная. В том смысле, что она по своей значимости не перевешивает других вещей. Она на уровне рассудка и размышлений. Ну да, знание английского может пригодиться в жизни. Но если ваша работа и учеба никак с ним не связаны и в ближайшем будущем тоже не будет - этого понимания будет не достаточно. Если у вас есть всего-навсего шесть часов для сна и все остальное съедает работа, дорога, быт - у вас скорее всего не будет сил на спорт, как бы полезен в теории он не был.
Но через несколько лет появляются новые возможности в жизни. И вдруг оказывается, что именно сейчас английский нужен как никогда, а времени на его освоение очень мало. Что можно было бы быть уже тренером, если бы не бросила тренировки пять лет назад. Что цены на жилье выросли и раньше оказывается был призрачный шанс на свою квартиру, а сейчас это полнейший анриал.
В этот момент и начинается очень острое сожаление "ах если бы я тогда..."

Смотрите, здесь начинает происходить несколько очень важных вещей. Во-первых, ваш нынешний опыт, ваша текущая жизненная ситуация переносятся в прошлое. Словно вы тогда должны были знать, что с вами произойдет через несколько лет и готовиться к этому. Во-вторых, как следствие этого, происходит обесценивание вашего прошлого выбора. А ведь именно он позволил вам прийти к нынешнему пониманию, переосмыслению ценностей, целей, приоритетов в жизни. В-третьих, это сожаление ест ваши силы, которые вы могли бы направить на что-то важное именно сейчас. И что самое грустное - еще через какое-то время приведет с сожалению уже об этом периоде: если бы вы сейчас действовали, то чего бы вы могли добиться через несколько лет в будущем?

Как с этим быть? Я бы предложила поразмышлять над следующими вопросами:
- В точке принятия решения, когда вы его принимали - что влияло на ваше решение? Что вы делали, на что были нацелены?
- Каковы были ваши намерения при этом? Зачем вы делали это: чего хотели добиться, что хотели получить в результате?
- Что в этом было наиболее важно для вас? С какими вашими жизненными ценностями это было связано? Актуальны ли эти ценности сейчас или они изменились?
- Когда вы приняли решение, о котором сейчас размышляете - как оно повлияло на вашу жизнь? Что осталось неизменным, что изменилось, что стало возможным для вас?
- Если бы вы приняли другое решение в тот момент, то что было бы невозможно для вас? Какие бы пути закрылись?
- Как вы думаете, в результате принятого вами решения - какой опыт оно вам дало? Как он сейчас влияет на ваше понимание вашей текущей ситуации в жизни?
- Как вы считаете, что важного хочет вам сказать ваше сожаление об упущенных возможностях? Что делает возможным сейчас это осознание? К каким действиям оно вас ведет? На какие вопросы вам нужно найти ответ, чтобы у вас действительно получилось то, что вам важно сейчас?

И после того, как вы ответите на эти вопросы, сделайте небольшой перерыв, а затем напишите рефлексивный отклик:
- С какими вопросами вам было легко, а с какими - сложно?
- Какие вопросы оказались для вас наиболее полезными? В чем была эта польза для вас?
- О чем они побудили вас задуматься? Что было новым для вас? Как это влияет на вашу жизнь?
- Какие самые первые действия в желаемом для вас направлении вы можете сделать сейчас, после того, как поработали с этой темой?
- Как вы сейчас себя чувствуете?

[ саморазвитие ]

URL
Zadira
Чем больше работаю с темой прокрастинации, тем яснее становится, что в подавляющем большинстве случаев в основе лежит одна из двух проблем.
- Это не ваша цель.
- У вас недостаточно отдыха.
Поразительно, что разобраться с тем, ваша цель или нет, намного проще и легче, чем принять необходимость отдыха.

Нас гонят на работе, гонят на учебе. Мы привыкли в тайм-менеджменте искать ответ на вопрос как бы 24 часа в сутках превратить в 36. А лучше в 48. Как бы так уменьшить время сна и увеличить время на "продуктивную деятельность". Как бы не тратить время на интернет, сериал и "прочую фигню", но тратить его на языки, фитнес, работу, обучение по работе, обучение по интересам и в целом - на жизнь "на полной мощности". Для нас сейчас идеал - человек, который спит три часа в сутки и продуктивно без устали работает, получая заряд бодрости от того, что делает.
Нас не очень волнует то, что "полная мощность" без периодов восстановления очень быстро тратит все резервы организма, включая неприкасаемые. И да, организм в лучшем случае падает без сил. В худшем - заболевает. Просто потому, что это единственный вариант получить хоть какую-то передышку.
Да, еще один момент, о котором редко говорят. Вот такой вот "идеальный" вариант жизни на полную катушку, очень близок и практически стоит на грани с маниакальным синдромом. Это на высокой стадии маниакального эпизода человеку достаточно 3-4 часа сна. Именно в этом состоянии наблюдается быстрота мыслей, много направлений деятельности одновременно. Отличие конечно же в том, что за границей нормы человек с маниакальным синдромом не доводит ничего до конца, у него может быть спутанность мыслей и много других неприятных побочных эффектов. Но... вот вопрос - как апологеты девиза "успеть все за 24 часа" предполагают удерживаться на грани нормы?

В природе период активности сменяется периодом покоя. Мы это знаем, но предпочитаем игнорировать. Даже отдыхая, мы "пережевываем" мысли о том, что надо еще сделать, испытываем чувство вины за то, что смеем отдыхать. Мы игнорируем потребности своего тела, забывая о том, что наше сознание по меркам эволюции бесконечно молодо по сравнению с нашим телом.

Отдых нам кажется бессмысленной тратой времени, которое приходится терять и сделать с этим мы ничего не можем. Хотя и пытаемся. Пытаемся нагнать ритм, загрузить себя еще больше, найти мотивацию, которая будет нас заставлять вставать и делать в любое время и в любом нашем состоянии. В итоге на отдых мы в очень хорошем варианте оставляем для отпуска. Это неделя-две-три, когда мы позволяем себе отдохнуть... и почему-то удивляемся в первые рабочие дни, что нам бы хотелось еще недельку для того, чтобы прийти в себя после отпуска.
При этом мы делаем все, чтобы не отдыхать в остальное время. Мы обсуждаем рабочие проблемы в обед, мы соглашаемся с тем, что надо бы делать перерывы во время работы... однако считаем, что внешние условия нам этого не позволяют. И да, мы делаем всё, чтобы они не позволяли и дальше. Мы с интересом читаем статьи о научной организации рабочего времени, однако не следуем им. Более того - считаем их очередной версией "воздушного замка". Красиво, да. Но не реально.
Нам не приходит в голову, составляя расписание на неделю, первым делом вписать туда часы отдыха. Если получится, если только останется на него время.

У нас странные представления о собственной результативности. Мы мечтаем о том, что будем без остановки учиться и работать, и делать то, что наметили. Однако в реальности мы готовы скорее полтора часа пытаться себя "распинать" на то, чтобы начать что-то делать. Даже более того: предложение потратить полчаса на интенсивную работу и час после нее на отдых, вызовет у нас отторжение. Правда ведь лучше мечтать о недостижимом идеале и тратить эти же полтора часа на внутреннюю борьбу и выходить из нее с чувством поражения и вины? Потому что целый час отдыхать - это немыслимо. Это за гранью добра и зла. Целый час на ничего не делать, не быть виноватым и получать удовольствие?! Когда же тогда жить? Странно даже, что "жить" для нас - про борьбу, про напряжение, про бег изо всех сил, про результативность и эффективность. Однако эффективность для нас измеряются не полученным результатом, а степенью выдержанного и продолжающего выдерживаться напряжения. Здесь кстати, еще одна вечная тема: результат хорош только тогда, когда получен после немыслимого, тяжелого испытания. А иначе - не считается и в зачет не идет. Помощь в получении результата его тоже обесценивает. Не сам, значит и говорить не о чем.

Миф про "работать всегда, работать везде" - красив. Но очень опасен. С ним сложно работать и его сложно деконструировать. Но это возможно. Что меня всегда поражает в результате работы - чем больше человек дает себе право отдыхать и наслаждаться отдыхом - тем больше начинает успевать. Это парадоксально. Это кажется странным, не логичным и не правильным. Но это действительно так.

[ саморазвитие ]

URL
moxnatii slon
Владимир Смирнов




1 Больше читайте (непривычного, из других областей и т.д.), расширяя границы своего знания.
2 Радуйтесь дискомфорту. Если вас от чего-то воротит, возможно вы нащупали настоящую идею.
3 Копируйте, копируйте, копируйте.
4 Радуйтесь критике - это возможность доточить вашу идею (или убить ее)
5 Будьте легкомысленны. Не все поддается рациональным обоснованиям.
6 Не зацикливайтесь на себе. Учитесь смирению - идеи рождаются в неожиданных местах, например, в коллективном обсуждении, а не только у вас в голове.
7 Думайте и придумывайте постоянно. Это единственный способ не превратится в бывшего чемпиона по креативу.
8 Действуйте. Прекращайте жонглировать идеями и воплощайте их в жизнь, это и есть настоящий креатив.

И напоследок, руководство по грамотному копированию ))


1 Перестаньте стыдится. Почти каждая новая идея в мире - отражение старого материала, так что позвольте себе поэкспериментировать над чужими идеями.
2 Изучайте лучшее. Все что работает, продается или иным образом выживает в обществе, заслуживает уважения и изучения, и потому следует воспринимать такой материал серьезно.
3 Иногда нужно просто сменить контекст. То, что услуга востребована, понятно и так. Но нужно мыслить нестандартно, чтобы скопировать ее в контексты, где она прежде отсутствовала.
4 Если недостаточно скопировать что-то одно - копируйте больше. Креативность - вопрос комбинаций, то есть искусство копировать и совмещать по-новому.
5 Небольшие изменения могут привести к большим результатам. Dancing with the Stars - всего лишь копия American Idol, но с танцующими звездами. Тот, кто подумал об этом небольшом отличие сегодня богат.
6 Людям нравится то, что они уже знают. Зачем создавать то, чего люди не знают, не понимают и чему придется обучаться на курсах? Копируйте подход, меняйте содержание.
7 Учитесь на каждой копии. Копируя, мы лучше постигаем суть процесса. Художники учатся мастерству, Копируя великих. То же можете сделать и вы.
8 Учитесь на каждой копии. Можно научиться копировать лучше, если обдумывать сам процесс. А хорошие идеи заслуживают повторения.


Владимир Смирнов, среда, 25 января 2012 г.

[ саморазвитие ]

URL