pakt
23:27 27-09-2022
А, так вот почему Садко - богатый гость
Гость — название крупных купцов до введения купеческих гильдий, иноземный купец. Гости имели право торговать с другими городами и странами. Гости вели только оптовую торговлю. Ввозимые товары складировались на особых дворах, которые получили название Гостиный двор.

Московское купечество разделилось на гостей, гостиную сотню (большой, средней и меньшей статьи), суконную сотню (большой, средней и меньшей статьи), чёрную сотню, слободы и посадских тяглых.

К середине XVII века гости стали высшей категорией привилегированного русского купечества. Основными привилегиями гостей были: освобождение от тягловых повинностей, свободный проезд за границу для торговли, право приобретать вотчины, подсудность непосредственно царю. Каждый гость имел от царя особую жалованную грамоту «на гостиное имя».

Чёрная сотня и слободы — ремесленные самоуправляемые организации. Торговали продукцией собственного производства.

В целях безопасности гости вели караванную торговлю. Члены гостевых торговых общин были соединены клятвой (ротой) и назывались ротниками. В 1720 году Пётр I учредил Купеческий Магистрат, городские жители были разделены на три гильдии. Гости были включены в купеческое сословие.
Кланы: [ копипаста ]
23:20 27-09-2022
Дирижёрское
Способен ли дилетант заметить различия в настройке? Скорее всего нет, если прослушает только первый или только второй вариант. Но если сыграть ему, скажем, фортепианный концерт Баха сначала на старинных инструментах при настройке в 415, а потом — на современных при камертоне в 440 герц, он наверняка заметит разницу. Как-никак, она составляет почти целых полтона.

Для оркестрантов, как уже сказано, не имеет никакого значения, какая задана настройка. Они настроят свои инструменты по указанному камертону — и будут готовы играть. Но иначе обстоит дело в том случае, когда у них не просто натренированный относительный слух, благодаря чему они точно могут ориентироваться в звуках разной высоты, а абсолютный. Под абсолютным слухом подразумевается способность точно воспроизвести любой звук и назвать его. Другими словами, такие музыканты постоянно держат в памяти и могут безошибочно назвать звук любой высоты. Прекрасный и к тому же весьма редкий дар, и я всегда радовался, что наделён им. Вплоть до того момента, когда понял, что абсолютный слух может довести до умоисступления во время исполнения скрипичного концерта Бетховена.

Вы спросите, что же произошло. Кёльнский оркестр пригласил меня в качестве солиста, и я согласился с предложением настроиться несколько ниже привычных 440 герц, а именно на 430, как в своё время было принято у венских классиков. Я не ожидал никаких неприятностей и не принял во внимание свой абсолютный слух. С разницей высоты в 10 герц он никак не мог примириться. Он работает при условии 440 герц, знакомых мне с детства, и признаёт звуки точными и чистыми только тогда, когда они слышатся на этой высоте. При малейшем отклонении слух сигнализирует моему сознанию: здесь что-то не так.

Именно так всё и происходило. Я играл точно по нотам, но мой абсолютный слух беспрерывно бил тревогу. В тексте стояло «ре», я брал «ре», играл «ре», но слышал не «ре», а нечто более низкое. Это оказалось чрезвычайно трудным для меня.

Кстати, великий пианист Святослав Рихтер пережил нечто подобное. Едва он начал играть старинную музыку на клавесине, настроенном на 415 герц, сразу же возникли проблемы с его выверенным на 440 герцах абсолютным слухом. До этого у него была блестящая память, но вдруг случилось невероятное: то, что он видел в нотах, не совпало с его представлениями о правильном звучании этих нот. Это его так шокировало, что он пережил провал памяти. С тех пор он никогда больше не играл по памяти, только по нотам.

***

Много ли имеется шуток об альтистах? Ни одной. Всё, что о них говорят, — правда.
Почему шутки об альтистах такие короткие? Чтобы их могли понять скрипачи.
Когда кларнет звучит лучше всего? Когда он потрескивает в камине.
Маленький мальчик говорит маме: «Когда я стану взрослым, я буду ударником». Она ему отвечает: «Тебе придётся выбрать что-то одно».
Кто такой арфист? Человек, который дольше всех возится с настройкой, а после играет на расстроенном инструменте.

***

Дэниел Хоуп, "Путеводитель для любителей классической музыки от одного из самых оригинальных скрипачей"
23:09 27-09-2022
 
Что мы унаследовали...

От своих беспозвоночных предков: двустороннюю симметрию органов, переднюю и заднюю части тела, голову с органами зрения, обоняния, вкуса и слуха.

От предков-рыб: позвоночник, две руки, две ноги, челюсти, зубы, легкие, а также рот, которым мы одновременно едим и дышим.

От предков-земноводных: гибкая шея, локти, колени, запястья, лодыжки и по пять пальцев на руках и ногах.

От предков-пресмыкающихся: водонепроницаемая кожа без чешуи; поясничный отдел позвоночника без ребер; сгибающиеся в разные стороны локти и колени; барабанная перепонка и зачатки функции теплокровности.

От четвероногих предков–млекопитающих теплокровность, волосы, потение, молочные железы, яички в мошонке, способность вращать верхней частью туловища и нагибаться вперед, доставая руками до пальцев ног. Мы также начинаем жизнь в утробе матери, а не в яйце, и в первые месяцы питаемся материнским молоком.

От предков-приматов: цепкую ладонь с большим пальцем, противостоящим другим пальцам; ногти и отпечатки пальцев; чрезвычайно подвижные руки и вращающееся предплечье; ярко выраженную ключицу; большой палец на ноге; умение стоять на двух ногах; смотрящие вперед глаза и пространственное зрение; умение отличать красный цвет от зеленого; постоянно открытый мужской половой орган.

Пространный рассказ на эту тему: Кит Харрисон, "Странности нашей эволюции"
Кланы: [ книги ] [ копипаста ]
22:40 27-09-2022
 
Скептицизм

Для того чтобы достичь счастья, человек должен ответить на три вопроса:
1. Какова природа вещей?
2. Как нам к ним относиться?
3. Что из этого для нас следует?

Ответы от скептиков

1. Природа вещей непознаваема. То, что мы видим, и то, что действительно есть, – не одно и то же. Мы никогда не сможем сказать «это так», но только «мне кажется, что это так».

2. Если вещи непознаваемы, то все суждения о них, как утвердительные, так и отрицательные, являются и истинными, и ложными одновременно. Всё можно доказать и опровергнуть. Ни одно из противоположных положений не может быть более или менее достоверным, чем другое. Вследствие этого все суждения о вещах ничего не значат и совершенно бессмысленны, и поэтому от них надо воздержаться или отказаться. Безмолвие – вот наиболее правильная философия, считают скептики.

3. Так как нам доступен только феноменальный мир (см. ответ на первый вопрос), который является неподлинным, то стоит ли по поводу неподлинного мира испытывать подлинные эмоции, то есть по-настоящему радоваться и печалиться?

Обыкновенный человек скажет себе по поводу какого-либо события: «это плохо» – и расстроится из-за него. Скептик же скажет: «Мне кажется, что это плохо, но ведь всего лишь кажется». Как же он сможет расстроиться из-за этого события, если он даже не знает, какое оно на самом деле – плохое или хорошее? Это отсутствие положительных и отрицательных эмоций, полную невозмутимость души, безразличие ко всему происходящему греческие скептики называют атараксией( ataraxia).

Один античный историк описывает нам такой эпизод. Однажды корабль, на котором плыл Пиррон, попал в сильную бурю, и среди его спутников началась страшная паника. Философ, указав паниковавшим на поросенка, который, не обращая ни малейшего внимания на происходящее, спокойно продолжал поедать свой корм, произнес знаменитые впоследствии слова: «Вот в какой атараксии должен находиться мудрец».

Как видим, результат скептического взгляда на мир значителен: если вокруг закипят самые ужасные страсти, начнутся немыслимые катастрофы и станет все рушиться, философу-скептику не будет до этого никакого дела, он сохранит полную невозмутимость, хотя бы ему даже и предстояло погибнуть вместе со всем мирозданием.
22:19 27-09-2022
 
Гедонизм — этическое направление, рассматривающее удовольствие, наслаждение как мотив, цель или доказательство всякого нравственного поведения. Гедонист — тот, кого можно назвать «сибаритом». / Философский словарь/.

Еще два словарных определения:
Сибарит - праздный, избалованный роскошью человек.
Эпикурейство - синоним гедонизма.

Типа всё понятно? Только вот Эпикур бы за такую трактовку бы в морду дал.

Роскошь, праздность - вообще не про эпикурейство. Там, короче, идея в том, что следует избегать страданий, и получать удовольствие от жизни (тут пока гедонизм). Но тяга к роскоши - тоже источник страданий. Как и неумеренность в желаниях. Поэтому горбушка в руке лучше торта в небе, итп. По сути, эпикуреизм - это отказ от желаний, учение о том, как довольствоваться тем, что имеешь.

Синоним сибаритства, ага.

Неправильно «Мухояров был в гастрономическом отношении великий эпикуреец».
Правильно «Дмитрий, вам следует относиться к жизни эпикурейски и не менять айпады каждые полгода».
Правильно «Я не пойду на митинг — это противоречит моей эпикурейской позиции и мешает достигнуть атараксии».
21:34 27-09-2022
Естественный фатализм
Выбирали ли мы наш пол, наследственность, родителей, социальную среду и историческую эпоху, в которую родились?

Совершенно не выбирали. Все это было нам дано безусловно и авторитарно, и, стало быть, опять ни о какой нашей свободе говорить не приходится.

А воспитание, которое мы получили с колыбели и которое сформировало нас, сделав такими, какие мы есть - разве выбирали мы его?

Нет, оно тоже предложено нам помимо всяких наших желаний.

А если мы его не выбирали, значит, и себя самих мы не выбирали, и то, что мы собой представляем, есть результат, совершенно от нас не зависящий.

И наконец, влияет ли все перечисленное на жизнь, то есть влияет ли пол, наследственность, среда, эпоха, воспитание и все прочее на человеческий путь?

Конечно же влияет и даже определяет его, направляет, формирует. Можно привести еще множество иных факторов, также влияющих на нас. А сумма всех этих факторов и будет той силой, которая ведет нас в определенном направлении и делает нашу жизнь той или иной.

Вот и получается, что ни самого себя, ни свой жизненный путь никто не выбирает и не может выбрать, ибо и он сам, и его жизнь предложены ему, как бы заданы ему, и с этой данностью идет каждый по земле, будучи не в силах что-либо изменить.

Здесь можно возразить, что человек меняет все же свою жизнь и примеров тому – тьма. Но предположим, кто-то принял решение что-либо изменить. Почему он его принял? В силу каких-то причин и мотивов, то есть в силу чего-то. Но это что-то, значит, было в нем, присутствовало. А откуда оно? Черта характера? Особенность натуры? Склад ума? Но ведь мы только что видели, что и характер, и ум есть заданность и что человек не выбирает их. Значит, если даже он и принял решение что-то изменить, он сделал это в силу своих внутренних особенностей, а они не от него зависят, ибо заданы изначально, стало быть, это решение он принял вовсе не свободно и оно тоже было предопределено, так как вытекает все из той же совокупности заданных факторов.

Нам кажется, что мы поступаем свободно, что выбираем нечто и можем что-то изменить, но это иллюзия и самообольщение. Человек и его существование – грандиозная сумма огромного числа обстоятельств, параметров или факторов, которая обусловливает, формирует, задает то русло или колею, в которых движется наша жизнь в строго определенном направлении.

Такое воззрение называется фатализмом, но в данном случае не сверхъестественная сила влияет на человеческий путь, а сложение всех естественных сил и обстоятельств ведет жизнь человека в какую-либо сторону. Поэтому такой фатализм называется естественным.

Человек, говорят даосские философы, – это полет стрелы: она движется туда, куда послала ее рука стрелка, и зависит ее движение от степени натяжения тетивы, от сопротивления воздуха, от препятствий на ее пути.
Закрыть