pakt
18:46 09-12-2023
 
Все знают, что автор афоризма "когда я слышу слово культура, моя рука тянется к пистолету" (Wenn ich Kultur höre ... entsichere ich meinen Browning) - не Гиммлер, а Ганс Йост, написавший его в пьесе "Шлагетер".

Но не у всех есть желание покопаться в википедии - как это только что сделал я - и узнать, что:

- фраза произносится героями пьесы во время спора на тему " стоит ли тратить время на учёбу, когда страна несвободна",цитата: "Я знаю эту чушь из 18 года..., братство, равенство, свобода, красота и достоинство" - а уже дальше про культуру с браунингом;

- пьеса посвящена восхвалению подвига Альберта Шлагетера, расстрелянного в 1923 году за то, что пускал под откос поезда в период французской оккупации Рура, и ставшего одним из главных «мучеников» в нацистском мартирологе;

- Ганс Йост идейным антикапиталистом, национал-социалистом, главой Академии германской поэзии, группенфюрером СС и личным другом Гиммлера. Отсидел после интернирования три года, почти все его книги запретили, последующие попытки публиковаться были неудачны - никто не издавал даже под псевдонимом, умер в 1978.
18:29 09-12-2023
 
У задающего вопрос "как ты думаешь - жизнь несправедлива?" могут быть на это три причины: либо человек глуп (маловероятно, нахера об этом задумываться глупцу, и тем более вопросы задавать), либо он пытается тобой манипулировать, либо он имеет над тобой власть. Ну почему сразу бандит? Власть без насилия сводится к всё той же манипуляции. Учительская или родительская власть иногда не хуже паяльника.

В двух последних случаях вопрос задается, чтобы подвести тебя к нужному выводу. Если этот вопрос задан в интернете - с вероятностью 99,9% тебе расскажут про успешный успех с тейками уровня "любой может добиться всего, если будет развивать в себе..." (тут ссылка на курсы, в зависимости от того, через что тебе этот успех продают). Оставшаяся доля процента приходится на леваков и сопутствующий им ресентимент.
18:23 09-12-2023
Кризис повествования. Как неолиберализм превратил нарративы в сторителлинг (фрагмент), Бён-Чхоль Хан
Беньямин начинает свое эссе «Опыт и скудость» с притчи о старике, который на смертном одре рассказывает сыновьям, что в его винограднике спрятано великое сокровище. Из-за этого они стали ежедневно копать во всем винограднике, но никакого клада не нашли. Когда пришла осень, они поняли, что отец тем не менее передал им опыт: не в золоте счастье, а в упорстве, ведь виноградник плодоносит как никакой другой в стране.

Опыт характеризуется тем, что он пересказывается от одного поколения другому. Беньямин сетует на утрату опыта в модерне: «Куда все это делось? Кому еще встречаются люди, способные что-то обстоятельно рассказать? Где сегодня можно увидеть умирающего, который произносит важные слова, передаваемые потом от поколения к поколению? У кого под рукой окажется сегодня спасительная поговорка?» Общество все больше скудеет передаваемым опытом, стремящимся из уст к ушам. Ничего больше не передают и не рассказывают.

Рассказчик, по Беньямину, – это человек, способный «дать слушателю совет». Совет не обещает простого решения проблемы. Скорее, он предлагает, как можно продолжить историю. Как ищущий совета, так и дающий его принадлежат к сообществу повествования. Кто ищет совета, сам должен уметь рассказывать. В проживаемой жизни совет ищется и дается в качестве связности повествования. Как мудрость он вплетен «в ткань прожитой жизни». Если о жизни нельзя больше рассказать, распадается и мудрость. На ее месте возникает техника решения проблем. Мудрость – это рассказанная истина: «Искусство повествования клонится к закату, потому что вымирает мудрость – эпическая сторона истины».

Сегодняшнее цунами информации обостряет нарративный кризис, ввергая нас в безумие злободневности. Информация дробит время. Время сокращается до бедного следа актуального. В нем нет темпоральной широты и глубины. Принуждение к актуальности дестабилизирует жизнь. Прошлое больше не имеет силы в настоящем. Будущее сужается до постоянного апдейта актуального. Таким образом, мы существуем без истории, так как повествование – это история. Не только опыт как уплотненное время, но и нарративы будущего как распахивающееся время ускользают из наших рук. Жизнь, которая скачет от одного настоящего к другому, от одного кризиса к другому, от одной проблемы к другой, оскудевает до выживания. Жизнь – это больше, чем решение проблем. У того, кто только решает проблемы, нет будущего. Лишь повествование открывает будущее, давая нам надежду.

Phono sapiens отдается моменту, «моментальным действительностям следующих друг за другом и исчезающих переживаний». Цифровые платформы, такие как Twitter или TikTok, располагаются в нулевой точке повествования. Они являются не повествовательными медиа, а информационными. Они работают аддитивно и не нарративно. Выстраивающаяся в ряд информация не кристаллизуется в повествование.

Для цифровых платформ данные ценнее рассказов. Нарративная рефлексия нежелательна. Если цифровые платформы допускают повествовательные форматы, они должны подстраиваться под формат баз данных, чтобы выдавать как можно больше сведений. Тем самым повествовательные форматы неизбежно принимают аддитивные формы. Сториз оформляются как носители информации. Они приводят к исчезновению повествования в собственном смысле. Диспозитив цифровых платформ – это тотальное протоколирование жизни. Их задача в том, чтобы перевести жизнь в массивы данных. Чем больше собирается данных о человеке, тем легче следить за ним, управлять им и экономически наживаться на нем. Phono sapiens, которому кажется, что он просто играет, в действительности целиком эксплуатируется и управляется. Смартфон как игровая площадка оказывается цифровым паноптикумом.
Кланы: [ книги ]
Закрыть