Поехали дальше,
к номеру 3: объективность или субъективность?
Подсоберём материальчик.
Что у нас на одном полюсе? Коллективный опыт, пригодный для использования в типичных случаях типичными людьми.
Это наука, мораль, религия, профессиональные правила.
Что на другом полюсе? Индивидуальный опыт, пригодный для одного человека в его личной жизни.
Это множество представлений (прообраз и следствие науки), совесть (прообраз и следствие морали), персональные мифы, мифы о себе и людях (прообраз и следствие религии), индивидуальные навыки, привычки, рефлексы (прообраз и следствие профессиональных правил).
Здесь связь, взаимозависимость полюсов кажется очевидной, но при этом я наблюдал часто подмены одного полюса другим.
Знание наук может оказаться начётничеством без понимания (когда нет связной системы представлений). То есть осведомленность не является достаточным признаком понимания.
Мораль может оказаться лицемерием без совести. То есть соблюдение норм приличий своего класса не является достаточным признаком сопереживания ближнему.
Религия без веры - ханжество. То есть выполнение обрядов и знание канонов не означает глубоких личных убеждений.
Профессия без индивидуального опыта - даже комментировать не хочу. Все знают дипломированных врачей, учителей, которым ребёнка не доверишь. Диплом, лицензия, сертификат - не являются достаточным признаком умения.
Есть перекосы и в обратном направлении. Люди возвеличивают роль личных глюков, не могут договориться друг с другом, считают себя обижаемыми обществом - и все потому, что переоценивают роль дилетантства в науке, любительщины и ремесленичества - в работе, навязывают свои нормы поведения другим, то же - относительно персональных мифов, то есть видят свои заморочки в других, имеют мощную систему самооправдания.
Гуманистическая психология делает много для исправления вышеперечисленных перекосов, стремясь к восстановлению баланса объективного и субъективного начал. И здесь ведь в каждом явлении своя мера субъективного и объективного. В поведении с близкими людьми стоит руководствоваться преимущественно совестью, а на проезжей части - преимущественно правилами. Но могут быть и отклонения!
Из автоэпиграфа к странице ...
[Print]
Yurate