It's my life
quietcold
дневник заведен 25-12-2008
постоянные читатели [56]
закладки:
цитатник:
дневник:
хочухи:
интересы [7]
антиресы [7]
21-04-2009 12:28 Вежливость vs Искренность - 2:1 ?
-----------update-------------
После некоторого количества обсуждений я наконец поняла, что имела ввиду под вежливостью.
В данном тексте под словосочетанием "быть вежливым" подразумевается "делать добро незнакомым или малознакомым людям".
------end of update----------

Каждого из нас в процессе воспитания обучают двум вещам - не лгать и быть вежливыми. Сначала мы искренне пытаемся следовать обеим инструкциям, а потом обнаруживаем одну интересную вещь.

Представим гипотетического Коленьку, которого мама повела в гости. Добрая тетя, хозяйка дома, угощает Колю еще одной конфеткой. Коля конфетку хочет, но уже знает, что брать еще одну конфетку - невежливо. Возникает внутренний конфликт: отказаться будет нечестно, взять - невежливо. Он краем глаза смотрит
на неодобрительно хмурящуюся мать и волевым усилием выдавливает из себя:
- Спасибо, мне не хочется.
Мама улыбается и начинает щебетать о том, что Коленька не очень любит сладкое, что у них дома всегда очень много конфет, на которых он и не смотрит и о прочих не совпадающих с реальностью глупостях. Из этой ситуации Коля делает интересный вывод: быть вежливым важнее, чем говорить правду.

Для чего же нам вежливость ?

Причина первая: выгода.
Человек ведет себя вежливо, чтоб показать, что он хороший. Окружающие думают о нем: он такой вежливый, чуткий, добрый - значит, он хороший. Он сам думает о себе: вот как я хорошо поступил, теперь все считают, что я хороший, следовательно, я хороший.

Он вежлив, чтоб казаться хорошим в глазах других и повысить собственную самооценку. Заметили выделенное слово "казаться" ? Когда человек вежлив, он не обязательно говорит то, что думает. Не обязательно делает то, что хочет. Показывает не ту эмоцию, которую испытывает, а ту, которую от него ожидают. Иными словами, он лжет, пытаясь быть тем, кем его хотят видеть окружающие.

Что он получает в итоге ? Он получает то отношение, ради которого был вежлив, а вместе с ним - ожидания и требования, какие были бы предъявлены человеку, которым он пытался показаться. При этом он теряет себя настоящего. Вопрос приоритетов - для многих отношение окружающих гораздо важнее собственных чувств, мыслей и эмоций.

В некоторых случаях такое лицемерие оправдано. Зависит от цели. Например, с работодателем правильнее вести себя так, как он этого ожидает, так как цель - не потерять (или получить) работу. С клиентами тоже лучше быть вежливым, так как главная цель - продать им товар или услугу. Врачу, от которого зависит твое здоровье, тоже лучше не грубить. Ну и так далее.

Причина вторая: привычка.
Иногда человек вежлив по привычке. Так научила мама, или раньше он жил в Америке, где просто принято на каждом шагу улыбаться, приветствовать и извиняться. Обычно со стороны окружающих автоматические знаки внимания не воспринимаются как нечто хорошее, некоторых даже оскорбляет. Я сама против автоматизма в общении, но в общем и целом это дело вкуса.

Причина третья: симпатия.
Человек вежлив с теми, кто ему нравится. Он предлагает тебе чай - он искренне хочет напоить тебя вкусным чаем. Он придерживает дверь, чтоб тебе удобнее было проходить - он искренне хочет облегчить твою жизнь хотя бы в мелочах. Он выслушивает тебя, даже если у него уже есть устоявшаяся и не подлежащая изменению точка зрения, потому что ему интересен ты, ход твоих мыслей. Он закрывает окно в машине, потому что не хочет, чтоб ты заболел.

Когда человек нам симпатичен, мы о нем заботимся, не задумываясь о вежливости.

Когда мы вежливы, мы можем и не испытывать никаких чувств к человеку, а просто прикидываться заботливыми.

Мы имитируем заботу, чтоб человек решил, что он нам симпатичен и сделал что-то в ответ, скажем, изменил отношение. И эта имитация имеет взаимный глобальный характер. А потом мы удивляемся, почему все вокруг лицемерят.

Получается, что вежливость - это подделка под симпатию.

А у вас, ребята, есть идеи, для чего еще нужна вежливость ?

Слово "вежливость" здесь вовсе не является антонимом к словам "грубость", "хамство", "наглость".
Комментарии:
Камрад
Во-первых, ИМХО, причину №3 лучше назвать «заботой».

Во-вторых, в этом (помимо прочего) и состоит взросление: в понимании того, что абсолютных истин («никогда нельзя лгать», или «нужно всегда быть вежливым»). И что в жизни порой нужно делать очень неприятный выбор, и не раз. И нести за этот выбор ответственность. Те, кто с детства это так и не поймут, становятся фанатиками, и, зачастую, уголовниками… Дальше понятно. :)

В-третьих, любое действие человека можно свести к выгоде. В том числе и привычку: выгода, например, в том, что не надо напрягаться в выборе последующего действия. А отсюда следует банальный вывод: объяснять действия человека посредством выгоды ненаучно и, в общем-то, бесполезно. :)

В-четвёртых, отвечая, наконец, на заданный вопрос ;) , вежливость может быть проявлением уважения.
on my way
Grayed
Я не претендовала на научность, к счастью, я от этого далека

вежливость может быть проявлением уважения
Я бы отнесла это к симпатии, хотя может я не так понимаю термин 'уважение'. Если я искренне уважаю человека, значит, я отношусь к нему с симпатией. Если я уважаю человека за то что у него ученая степень или 20 детей, и при этом не испытываю симпатии - я лицемерю. Хотя может это лишь для меня уважение и симпатия идут рука об руку.
Камрад
In love with the sky, видимо, да, для тебя они неотделимы, а для меня — да… Наверное, опыт обещния с некоторыми личностями сказывается, которые очень много оттенков различают в человеческих взаимоотношениях.
on my way
Grayed
намек понят..
21-04-2009 13:35
Камрад
In love with the sky
Вежливость может быть показной и истинной.
Порой невежество всилу незнания или неумения чего-либо лучше чем наигранная вежливость.
Вежливость должна быть всего лишь внешним проявлением внутренней свободы, и своего истинного отношения к человеку.
Нельзя задумываться о вежливости или пытаться быть вежливым.

Для меня лично: Вежливость нужна для того чтобы быть самой собой.
on my way
Imagine
А что такое внутренняя свобода ? Или внутренняя несвобода ?

Для меня лично: Вежливость нужна для того чтобы быть самой собой.
Прости, но я не верю. Хотя и не считаю, что ты лжешь.
21-04-2009 14:48
Камрад
Внутренняя свобода - это свобода от всего навязанного нам, соответственно несвобода - это зависимость от чего-либо.

В моем понимании перейти грани и опуститься до невежества и хамства- означает потерять свободу и вновь попасть в зависимость от навязанного нам. Поэтому вежливость - это способ не поддаться влиянию и оставаться самой собой.

Это лишь относится к моей жизни, и к тем кто с этим согласен.
Ты можешь не верить в это, но спасибо за то, что не считаешь, что я лгу.
on my way
Imagine
свобода от всего навязанного нам
Под такое определение подпадает абсолютно все вокруг. Например, язык - ведь ты не выбирала, на каком языке говорить, тебе навязали знания, там, русского, армянского и еще каких-то. Необходимость одеваться. Соответствие стандартам общества, в котором крутишься. И так далее... Что конкретно ты имеешь ввиду ?

В моем понимании перейти грани и опуститься до невежества и хамства- означает потерять свободу
Хотя я и не говорила о невежестве и хамстве, но все-таки - почему ?

Что-то я вообще никак не допираю, причем тут свобода...
21-04-2009 15:17
Камрад
In love with the sky
В моих записях речь идет о внутренней свободе, а все что ты перечислила относится ко внешнему миру, к нашей повседневной жизни. Одно с другим в данном случае никак не связано.

В моем понимании перейти грани и опуститься до невежества и хамства- означает потерять свободу
Почему ?


Я уже ответила на этот вопрос в прошлом комменте в первых двух абзацах. Но просто читая слова, это сложно понять, это нужно чувствовать, так что лучше не грузись.

И относись ко всему так как ты относишься, не нужно пытаться понять то, что не чувствуешь.
21-04-2009 15:19
Типичный еретик
In love with the sky, со многим согласен, правда уважение - это совсем не то, и к симпатии не имеет отношения. Я могу уважать классическую музыку, но не являться ее поклонником. Это не лицемерие, классическая музыка - она качественна, продуманна, написана от души, и она глубока в плане поисков, это произведения искусство, труд гениев написавших ее достоин восхищения. Она может мне не нравиться, но я не могу назвать ее дерьмом, как попсу или шансон, которые искусством не были не являются, и я очень надеюсь не станут таковыми считаться из за деградации хьюманов, я объективно признаю, что она хорошая, просто она мне субъективно не нравится, не мое просто.
Камрад Му3а
интересный псто
on my way
Imagine
Так, секунду. Прикольный диалог у нас получается:
я: что такое внутренняя свобода ?
ты: это свобода от всего навязанного нам.
я: нам навязана куча всего, о чем ты конкретно ?
ты: о внутренней свободе

в программировании это называется "зациклиться".. Повторю вопрос: что такое внутренняя свобода ?

Я уже ответила на этот вопрос в прошлом комменте в первых двух абзацах.
Хм, вроде нет...

это нужно чувствовать
Уважение ? Внутреннюю свободу ?

И относись ко всему так как ты относишься, не нужно пытаться понять то, что не чувствуешь.
За меня не беспокойся, я взрослая девочка, уже умею сама кушать и одеваться, и обхожусь без советов
on my way
Deprave
Возможно, ты прав, для меня уважение несет некий эмоциональный оттенок, поэтому если даже что-то очень хорошее объективно, но не в моем вкусе, я просто отношусь к этому равнодушно.

Но в общем и целом пост не про уважение, а про вежливость. Про уважение мне надо поразмыслить
21-04-2009 16:12
«V» for Varlet
мне итог не понравился, скорее симпатия может выражаться в вежливости, но не только. В остальных случаях - profit!
on my way
RertoVertigo
Спасибо
on my way
VelvetVarlet
Я имела ввиду, что вежливость с малознакомыми людьми, к которыми человек в общем и целом безразличен, является подделкой под симпатию. А вообще, вывод и для меня оказался неожиданным.
21-04-2009 16:15
«V» for Varlet
In love with the sky не пытайся понять слова Imagine прямо, когда она говорит о внутренней свободе это скорее чувство, которое мне самому трудо перевести в слова. Мне кажется ты сейчас не свободна от рационализма, ведь так?
21-04-2009 16:16
«V» for Varlet
In love with the sky мне ненравится слово подделка, я думаю корректней сказать 'симпатия может выражаться в вежливости' или опять же profit: "стремление к выгоде может выражаться в вежливости"

Я сегодня капитан очевидность
21-04-2009 16:21
Камрад
In love with the sky
Прости, я могла бы предположить, что ты не нуждаешься в советах.
on my way
VelvetVarlet
Дело не в прямоте, а в том, чтоб человек мог объяснить то, что им движет.

Мне кажется ты сейчас не свободна от рационализма, ведь так?
Так. И я хочу сказать, что когда человек мыслит, перекладывает чувства в слова, высказывается по какой-то теме, он все равно внутренне несвободен. И уж точно, вежливость никого к внутренней свободе не приведет. Хотя это конечно не более чем ИМХО.

мне ненравится слово подделка, я думаю корректней сказать 'симпатия может выражаться в вежливости' или опять же profit: "стремление к выгоде может выражаться в вежливости"

Окей. Я говорю о том, что изначально стремление к выгоде имеет целью сымитировать симпатию. Поэтому я и говорю 'подделка'.

Ваш комментарий:
Камрад:
Гость []
Комментарий:
[смайлики сайта]
Дополнительно:
Автоматическое распознавание URL
Не преобразовывать смайлики
Cкрыть комментарий
Закрыть