Итак, защёл я вчера на "Самиздат" в поисках очередной порции книг для пальмика. Побегал по тематикам. Много хорошего, до ужаса много всякой билеберды. А вот фантастика - это тема для отдельного разговора.
Итак, фантастика, как отражение окружающей действительности.
Итак, фантасты всех времён и народов отражали всегда своё видение будующего и ожидание от будующего. Кто-то фантазировал на недалёкое будущее - ну, типа, если завтра изобретут то, что сегодня нет. Некоторые не мелочились и фантазировали конкретно фиг знает на какой срок. Как у Лукаса - "давным давно, в далёком будующем..."
Итак, Жюль Верн. Ранних рассматривать вообще не буду. Вот перед кем снимаю шапку. Доведя до исступления своего брата-инженера, нафантазировал кучу романов, легко читаемых до сих пор. А имея тягу к написанию лёгкочитаемых приключенческих романов - "Дети капитана Гранта" и "Таинственный остров" одни чего только стоят - соединил свой лёгкий стиль написания с фантастическими идеями. И заслужил заслуженную славу.
Герберт Уэлс. Ну чего сказать? У него брата-инженера не было. Для детского сада и млачшего школьного возраста сгодиться.
Роберт Шекли. Ну трудно же писать без братьев-инженеров! Филосовские романы интересны очень будут детям до 10-и лет.
Артур Кларк. Грамотный технарь. Но вот с написанием... Очень тяжело читается. Ну не филологи мы!
Айзек Азимов. Ну, это мэтр. Философия + грамотная техника завораживает... Ненадолго.
Алекс Орлов. Русские американцы идут! Достал со своими космическими войнами. Наклепал их штук 10. А ничё нового. Но в последнее время вроде бы начал поправляться - со своим Тютюриным занял достоиное место у меня в хранилище глупых ироничных фантастических романчиков.
Кристофер Раули сразил меня раз и наповал со своим "Звёздным молотом". Это я называю ГЛОБАЛЬНОЙ фантастикой.
И, наконец, наши, русские.
Алексей Толстой. Молодец, хотя и мешает пронизывающая идея коммунизма. Но какое стремление! Для младшего среднего возраста.
Иван Ефремов - мэтр из мэтров. Уже давно все закрыли глаза на его коммунистические идеи. Читается тяжело.
Братья Стругацкие - мэтры. Читаются легко. От политики стараются отдалиться.
Гуляковский - мэтр из позднего СССР. От политики далеко.
"1)Евгений Лукин
ТАМ, ЗА АХЕРОНОМ
2)Александр Громов. Мягкая посадка
3)Алексей Барон
ТЕ, КТО СТАРШЕ НАС
Фантастическая повесть-умно, философии много
4)Алексей Атеев
Загадка старого кладбища
5)А. Кирносов
СТРАНА МУДРЕЦОВ - чудесная очень хорошая сказка.
6)ЗАЗЕРКАЛЬНЫЕ БЛИЗНЕЦЫ
Андрей ЕРПЫЛЕВ - так себе, но ничего.
7)Малицкий Сергей
Минус- прикольно пишет
8) Борис ШТЕРН
ЗАПИСКИ ДИНОЗАВРА - фантастика очень оригинальная и прикольная про старого академика "
Скороговоркой из понравившегося фантастического в последнее время. Заметка из моего палма.
Стоит добавить молодого нашего метра - Лукьяненко.
http://www.livejournal.com/users/doctor_livsy/ - говорят, что это он. Скорость выхода произведений просто поражает. Но в последнее время начился значительный свал в сторону фэнтэзи. Но ругать не буду. "Холодные берега" и "Близиться утро" покорили меня навсегда.
Теперь немного о филосовском аспекте творения.
Жюль Верн творил тогда, когда Франция колбасило не слабо. Впрочем, французы к этому привычны. В 19-м веке для них десять спокойных лет - всё-равно, что у нас 40 застоя. Верн творил без оглядки на окружающую действительность, не восхвалял Великую Францию по типу Луи Буссенара. Заслуживает уважения.
Американцы пишут как-то жестоко. У них не прослеживается общих государственных целеустремлений. Вид от первого лица в этот жестокий мир. В котором или ты сожрёшь, или тебя. Впрочем, иссключения есть везде. Айзек Азимов. О его русско-казахстанском прошлом сознательно умолчим. Но писал яркие политические романы.
О наших времён раннего и среднего СССР. Прослеживаются яркие идеи ожидания от будующего. Стремление жить и созидать.
А вот у поздних. Идей куча. Стремления жить и созидать прослеживаются, в общем. Вот только эти идеи достаточно отдалены от СССР.
О фантастах начала 1990-х. Вот это вертеп! Кого тут только нет! Повылазили все, кто хоть что-нибудь умел. Идеи - хреновые ожидания будущего, стремление "своровать и отдохнуть". Зацикливание на индивиде. Не как ячейки общества, а на самом себе. Короче, что вижу, то пою. С вариациями. Но были и исключения. Яркий американизм поглотил в то время и все литературные жанры в России. Литература, как таковая, упала в анабиоз, уступив место "Бешеным", "Меченным" и т.д. и т.п. Эти романчики идеально отражали постсовковую действительность.
Впрочем, они и сейчас присутствуют. И долго ещё будет. Почему? Да потому, что грамотность упала. Нужно же люмленам-гумпленам в перерывах между работой и чаркой что-то почитовать, кроме "МК".
А вот основные стили стали возрождаться по чуть-чуть. Посмотрим.
И ещё, напоследок.
О различных течениях в фантастике.
Фэнтэзи - у меня такое впечатление, что если писатель бедноват на мозги по технике, он лезет в фэнтэзи. Не нравиться мне этот стиль.
Киберпанк. Местами ничего. Этот стиль возник в 1990-е в связи с появлением у многих ПК. Выдумка скакнула дальше. И т.д. Вот только какие-то жестокие романчики получаются у некоторых. Например, у Морбида. Не для меня. Я то духовно не слаб. А вот какой юзверь другой почитает, и пойдёт на улицу народ с битой гонять по району.
Это всё, что я думаю о фантастике. Ещё мне нравиться почитывать приключенческие романы и повести, исторические документальные повести. Но о них позже. А в "Самиздате" фантастики нормальной нет.
Как нибудь позже хряпну грамм 100 и займусь причёсыванием журналистов. Трепещите!
Реалии
[Print]
РЖУНИМАГУ