А вот поднимите лапки, дорогие друзья, у кого были в школе уроки музыки?
У всех, да?
А кто из уроков этих вынес не говорю уж "светлое, доброе, вечное", но хоть какие-то элементарные знания, умения, навыки и пресловутые вкус и любовь к музыке, а? Вы? Значит, вам очень и очень повезло!
Никто, конечно, не преуменьшает важность музыки в жизни человека. Более того, мало кто отрицает несомненную пользу занятий музыкой в детстве, благотворное влияние этих самых занятий на развитие мелкой моторики (и все, из этого вытекающее), общее развитие, этическое и эстетическое воспитание и тэ дэ, и тэ пэ. И всеобщие обязательные уроки музыки в школе никто у нас не отменял. И систем и методик "пЭдагогической наукой" разработано немало.
Но почему, почему, всё так убого воплощается на практике?!
Разбирали сегодня цели-задачи федеральных медотик по обучению музыки в школе. Федеральных! То есть тех, что сейчас реально используются на практике. Вы меня, конечно, извините, но в 4-х случаях из 5-ти все это лишь красивые словеса, за которыми - пустота и недоумение.
Вот, к примеру, задачи (задачи, а не цели!) одной из них:
"воспитать любовь и уважение к музыке, как к предмету искусства". Ага. Выходи к классу из 30 спиногрызов - и воспитывай. Как? А как хочешь! Или
"способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру". Кр-расиво, черт возьми, сказано! Только вот на практике это выльется в формальное: "Детки, почувствуйте, как прекрасен этот мир, который композитор отражает в... бла-бла-бла" И совсем уж замечательное:
"обучить основам нотной грамоты". Аз, буки, веди, аха...
Складывается ощущение, что сии теоретики видели детей только на картинках, и то старых, а то и старинных. Только вот их теоретизирования выливается в головную боль и беспомощность педагогов, и мучения детей. Разброд и шатания в массах. Как понимать - А понимай как хочешь? Как делать? - А как понял!
Нет у нас сейчас адекватной нормальной современной системы обучения музыке в общеобразовательных школах. Нет! А система Кабалевского, по которой обучали практически всех нас - очень во многом устарела.
И что делать-то, а? На ощупь, "тыком", практикам изобретать свой велосипед - пока теоретики упражняются в плетении словесных кружев и лучших названий для его частей и новых, никогда не заработающих моделей.
А в большинстве школ музыку воспринимают как необязательный и дурацкий предмет, а дети выносят из него разве что стойкую неприязнь к классике. И "гудошников" с каждым годом все больше, потому что отмирает культура любительского музицирования, беднеет музыкальная среда, окружающая детей дома и на улице, меняется интонационная система современной музыке, а школа - не успевает! И денег нет. Как всегда.
...читаю Крапивина... очень многое интересно из "фона" истории.. например, между делом он описывает, как на переменах дети собирались в хоровод и пели хором, самые разные песни. Это было - нормой. Привычным, добровольным и приятным делом. А сейчас? Мелодиями мобильника хвастаются, а это несколько другое, согласитесь. И колыбельных мамы сейчас практически не поют, а жаль. Вот кому - пели?
Грустно все это, в общем.
Разве что система Алиева заинтересовала, надо будет поподробней разузнать, что там и к чему.