pakt
31-07-2022 18:12
Отца-основателя науки, немецкого ученого Эрнста Рюдина, коллеги в шутку называли «Геббельсом от психиатрии» (за его вклад в идеологию Рейха); ученые, ставшие пионерами психиатрической генетики в США, Британии, Дании и Швеции, были его учениками в знаменитой Мюнхенской школе Института Кайзера Вильгельма.

Западные учебники по генетике и классические биографии, написанные до начала XXI века, обычно описывают Рюдина как тихого, аполитичного ученого, больше всего на свете ценившего истину. Совсем другую картину открывают нам работы историков науки. Эрнст Рюдин был активным политическим деятелем, убежденным представителем движения евгеников, утверждавшего, что люди изначально, от природы, делятся на «качественных» и «не очень» (евгеничных и дисгеничных); что социальные различия между людьми обусловлены именно этой наследственной разницей (бедные бедны не оттого, что общество построено по принципам неравенства, а потому, что ленивы и тупы от природы); что для того, чтобы облагородить общество — или даже спасти его от тотальной деградации, — необходимо в первую очередь улучшать генофонд.

Собственно говоря, какая-то степень евгенических взглядов в те времена (конец XIX — начало XX века) была нормой, по крайней мере — мейнстримом.

Евгениками были политики, врачи, бизнесмены, а также немалая часть ученых-генетиков. Но одни при этом считали, что для благополучия общества нужно стимулировать рождаемость у благополучных людей среднего и высшего класса (положительная евгеника), а другие настаивали, что без «негативных» мер (ограничить репродукцию среди людей с ментальными проблемами, проституированных женщин, людей с эпилепсией, иммигрантов, бедняков и прочих нежелательных элементов) поезд не поедет. Рюдин относился ко второй группе.

Как указывает немецкий историк медицины Фолькер Релке, первые идеи о стерилизации неблагополучных групп населения (алкоголиков) были высказаны Рюдиным еще в начале XX века, а «Сообщество расовой гигиены» организовано им и его коллегой Альфредом Плетцем в 1905 году, когда Гитлер еще учился в реальной школе. Рюдин и коллеги активно приветствовали приход нацистов к власти, воспринимая НСДАП как политическую силу, способную реализовать их идеи на практике. Вступив в новообразованный Комитет по расовой политике, они принялись за разработку «Закона о предупреждении наследственно больного потомства». Закон предполагал массовые стерилизации сразу множества групп людей: «слабоумных», «шизофреников», «эпилептиков», «людей с маниакально-депрессивным расстройством», с «наследственными слепотой» и «глухотой» (коллега Рюдина, психиатрический генетик Ханс Люксенбургер, предлагал также стерилизовать детей, которые плохо учатся в школе, но идея поддержана не была).

Закон о стерилизациях вступил в силу уже летом 1933-го, спустя всего несколько месяцев после прихода Гитлера к власти, а уже через несколько лет Рюдин начал лично активно сотрудничать с Паулем Ниче, директором «Программы Т-4» — первого проекта массового уничтожения людей в Рейхе, в рамках которого будет убито от 275 до 300 тысяч (точные цифры неизвестны до сих пор) людей, страдающих от психических, неврологических болезней и расстройств развития (среди них тысячи детей). По данным исследований архивов и переписки, проведенных Фолькером Релке, Рюдин лично финансировал эксперименты Юлиуса Дойссена в Гейдельберге, в рамках которых врачи убивали детей, чтобы исследовать их мозг. А в перерывах между работой он принимал медали из рук фюрера и поздравлял его с памятными датами, например, вот так: «От самого сердца желаем Адольфу Гитлеру, чтобы судьба даровала ему возможность вести Великую Германию к сияющим высотам мирного развития!»

После падения Рейха «Геббельс от психиатрии» отделается штрафом в 500 марок и мирно умрет в собственном доме; более того, учебники и биографии XX века будут, как правило, описывать его в положительном ключе. Парадоксально? Нет, вполне предсказуемо. Рюдин был одним из главных лиц неврологии и психиатрии Германии, директором престижнейшего института DFA (сейчас Институт психиатрии Макса Планка). К 1945 году с Рюдиным или кем-то из его школы успели поработать десятки, сотни ученых по всему миру, и никому не хотелось, чтобы прежде уважаемый коллега пошел ко дну, бросив тень на их собственную репутацию. Что еще более важно, ученики Рюдина успели стать влиятельными учеными в своих странах. Если бы мрачная роль психиатрической генетики в деятельности Рейха была признана официально, это навсегда разрушило бы их карьеры.

Необходимо было обелить не только лично Рюдина, но и всю молодую науку, символически отщепив ее от нацистского режима, на который она работала, и здесь огромную роль сыграл самый влиятельный и известный из учеников Мюнхенской школы — американский генетик, эмигрант из Рейха Франц Каллманн. Еще с момента эмиграции он — в переписке, беседах, выступлениях — вдумчиво конструировал миф о «двойной науке» Рейха. Согласно ему, нацисты занимали себя «псевдонаукой» — лживая, лубочная, насквозь политизированная, она имела такое же отношение к «настоящей» (той, которую практиковал он сам и коллеги), как крики попугая — к человеческой речи.

https://knife.media/schizo-genes/

Ваш комментарий:
Гость []
[смайлики сайта]
Автоматическое распознавание URL
Не преобразовывать смайлики
Cкрыть комментарий
Закрыть