Journals.ru » Натанаэль » ........
SnowTiger
семинар для родителей 01
Представляете, нам от садика дали семинар для родителей от института Адлера (13 занятий)! Этот семинар частным образом стоит кучу денег, но нам его дали бесплатно, поскольку мы живем в жопе мира в Очень Неблагополучном Районе. Как, оказывается, хорошо быть маленьким неблагополучным районом в богатом городе, все с тобой носятся, как дурень с писаной торбой.

На первое занятие я ухитрилась заманить Орена. Ох, как он отбрыкивался! Он был готов сидеть с Мишель и Роми в одиночку, он кричал, что ребенку нельзя спать каждую неделю один день у бабушки, он ворчал, что Роми в слинге будет неудобно (ага, вдруг ей стало там неудобно). Но против лома нет приёма. Я Орена сначала вкусно накормила спагетти, а потом, приговаривая "ты сам все решаешь!" и "насильно тебя никто не сможет туда загнать!", вытолкала его из дому в сторону семинара.

Было очень интересно. Встретила нас тетка, которая ведет семинар: стройная красотка с короткой стрижкой, в ботфортах, бриджах и белой рубахе, ну просто наездница какая-то. Ей разве что хлыста не хватало. Она представилась: Лимор, сказала, что мама четверых детей, и что раньше она была... брокером. Все родители расселись кружком, мам было штук 10-12 и четыре папы и начали представляться, а-ля общество анонимных алкоголиков: меня зовут так-то и у меня столько-то детей. Ну и ну! Что-то в нашем районе все размножаются, как кролики. "Четверо детей", "трое детей", "четверо детей", "пятеро детей"... Я со своими двумя почувствовала себя как-то неполноценно. Хорошо, что был один русский папа вообще без детей! Он месяц назад женился и будет воспитывать шестилетнюю падчерицу, поэтому решил подойти к воспитанию серьёзно.

Сначала поговорили в общем о воспитании, Лимор объяснила, что основа родительства это настойчивость и последовательность (нехишут + иквиют). Поговорили о "гвулот" (границах) и зачем это нужно. Одна мама призналась, что у нее дома раньше не было никаких границ, дети шли спать, когда хотели, ели, что хотели и сколько угодно сладостей и делали, что хотели, пока воспитательница детсада не заставила ее дать детям границы и рамки. Лимор спросила: "Ну, и как тебе это было?" Все ожидали, что эта мама скажет "ужасно! У меня не было времени для себя", но она призналась, что вообще-то это было здорово. Тогда Лимор сказала, что если не ставить ребенку границы, то он с ними все равно столкнется в саду, в школе и на работе, только у него не будет навыков, как с ними справляться.

Самым неожиданным для меня была беседа об утешении. Одна мама, та, у которой пятеро детей, рассказала, что ее старший сын мечтал о брате, потому что у него были три сестры. И когда она забеременела, он очень надеялся, что будет мальчик и страшно расстроился, когда оказалось, что это опять девчонка.
- Я его утешала, сказала, что так даже еще лучше, что он у нас будет самый лучший, мужик, "мелех" (царь) и на его место никто не посягает. Но он начал все больше закрываться в себе и отдаляться, и я не знаю, почему и что делать.
- Ты где работаешь? - спросила ее Лимор.
- Агентом в фирме Штраус. Но это только называется агент, а так я у них типа грузчика, развожу по клиентам продукты... А что?
- А вот представь, приходишь ты домой и жалуешься мужу: "На работе меня загоняли совсем, спина болит, сил моих больше нет!" А он тебе отвечает: "Зато ты работаешь в такой хорошей фирме! И вообще, в Африке люди от голода умирают, скажи спасибо, что у тебя есть работа!" Тебе как, полегчало?
- Нет.
- А что ты чувствуешь?
- Чувствую, что он меня не понимает и в следующий раз вообще ничего не буду ему рассказывать!
- А если б он тебе сказал: "Да, я вижу уже несколько дней, как у тебя спина болит, бедняга ты моя. Знаю я этих клиентов, никаких нервов на них не хватит, не говоря уже о начальстве..." Это как тебе?
- Это гораздо лучше.
- Вот. Тоже самое с твоим ребенком. Ты постаралась быстренько "наклеить пластырь" на проблему, но проблема от этого не исчезла. А ребенок твой чувствует одиночество и непонимание, и некуда ему пойти пожаловаться. Это типичная ошибка, которую мы, как родители, совершаем по пять раз в день...

[ Общение ] [ Дети ]

URL
SnowTiger
семинар для родителей 02
Вчера ходили на второе занятие семинара для родителей. Орен застенчиво сказал, что: "Он тоже пойдет, если можно."

выслушайте ребенка
===============
Обсуждалась "акшава" (выслушивание). Родители разбились на группки, каждому предлагалось вспомнить какой-то случай, когда его не выслушали как следует. Потом Лимор написала на доске чувства, которые это вызвало: обиду, отчуждение, раздражение, злость, одиночество и т.п. Отдельной колонкой записала последствия: "я с этим человеком больше не общаюсь", "не доверяю секретов", "два раза не выслушала, на третий - вычеркиваю из списка друзей" и т.п.
Вывод был, что нужно детей подробно выслушивать, причем, на ежедневной основе. Если ребенка не выслушивать, то он отдаляется, возникает отчуждение, которое потом не так-то просто разбить. Еще Лимор сказала, что когда слушаешь, давать советы по исправлению ситуации вовсе необязательно. Главное, это дать почувствовать импатию и любовь.
Дальше обсуждалось конкретное:

* Что делать, если ребенок хочет поговорить, а ты занят?
> Сказать ребенку: "Солнышко, я сейчас не могу тебя выслушать, потому что... Подожди, пожалуйста, 10 минут, я закончу ..., и мы все с тобой подробно обсудим.

* Что делать, если ребенок трындючий?
> Ограничить во времени заранее.

* Что делать, если ребенок не понимает, что такое 5 минут?
> осталось неясным. По крайней мере, мне.

Один папа сказал, что его ребенок все время просит с ним поиграть, когда начинаются новости. Так он придумал ему говорить: "Мы с тобой после новостей поиграем", а после новостей тот уже спит. Лимор на это сказала, что если папа хочет, чтоб его слово что-то значило, он должен стоять за своими обещаниями, и что ребенок, даже маленький, чувствует обман. Она предложила, чтоб папа сам выбрал время, когда будет играть с ребенком, это даже еще лучше, если папа сам предлагает, ребенок будет чувствовать гордость: папе с ним интересно.

манипуляции и как на них реагировать
============================
Потом обсуждались детские манипуляции и как с ними справляться. Одна мама привела пример: на Пурим она провела весь день со старшим сыном, а когда пришли домой, он раскричался, что младшей сестре всё, а ему ничего. Маме было обидно, и она начала объяснять ребенку, что он неправ.

Лимор сказала, что в мире ребенка все очень просто. Допустим, он один раз обиделся, что "сестре все, а ему ничего" и высказал своё мнение. Родители почувствовали свою вину и вокруг него запрыгали. "Ага, работает" - бессознательно заключает вывод ребенок и начинает жать на эту кнопку каждый раз, когда ему от родителей что-то нужно.
> Поэтому, реакция должна быть такая: первый раз действительно нужно подробно объяснить, что никакой дискриминации нет и получают оба одинаково и любви, и игрушек, и наказаний. А в последующих случаях нужно реагировать одной-двумя короткими фразами "неправда, мол" и проезжать дальше, не останавливаясь.

снова про границы
==============
Насчет границ Лимор сказала, что за каждой стоят какие-то ценности, которые мы хотим своим детям передать. Например, уважение чужого времени и работы - поэтому ребенок сам должен уметь собирать за собой игрушки, прибрать за собой, если напачкал и т.п. Несколько мам жаловались, что ихние дети залазят в холодильник, открывают разные йогурты и шоколадки, а потом бросают, недоедев. Другая мама пожаловалась, что она не разрешает есть в салоне, и сколько она на ребенка не ругается, он продолжает там есть и капать. И ей трудно объяснить ребенку, что салон дорогой, потому что ему всего четыре года и деньги это что-то абстрактное.

Тут мой Орен сказал, что за каждую такую провинность должно быть маленькое наказание. Чья бы корова мычала, блин. У его мамы стоит итальянский диван за 20 000 шелекей. Так они с его сестрой все время норовят на этом диване пожрать, или уложить туда младеньчика и поменять подгузник, а их мама каждый раз взвивается до небес. Надо ей предложить, чтоб оставила их баз сладкого в следующий раз.

Но Лимор сказала, что Орен абсолютно прав, и пока мы читаем нотацию ребенку, он внутренне 20 раз закатывает глаза, и что дети (впрочем, как и все люди) учатся только на поступках. И что наказание должно быть пропорционально проступку, а не нашему раздражению. Например: слопал шоколадный йогурт в салоне - назавтра без сладкого и т.п. И назавтра напомнить ситуацию ребенку: "Вот видишь, ты вчера не слушался, поэтому сегодня..."
Не знаю, мне кажется, что еда вообще не должна входить в поощрения-наказания и уже одно то, что мама или папа рассердились, должно быть достаточным наказанием...У нас, кстати, сейчас введена система смайликов-красных точек (это я у супернэни подсмотрела). Мишель хорошо себя ведет - в конце дня получает смайлик. Плохо - смайлик заклеивается красной точкой. Очень действенно, хотя непонятно, почему. Казалось бы, зачем ей эти смайлики на холодильнике. Кстати, она для меня тоже завела "оценки": если я хорошая мама - получаю сердечко, а если плохая - плачущую рожицу.

[ Общение ]

URL