11:18 14-08-2005
 
- Мам, а если бы все люди на свете были такими же, как ты - вот наверно, хорошо было бы жить?
- Какими "такими же как я"? (не без опаски)
- Воспитанными!

(Ох, ёп! Конец света. Золотко ты мое ненаглядное. )
03:26 13-08-2005
Экскурсия на Ильинские рубежи
(переношу краткий план с Дачного форума)

Пользуясь случаем, выражаю благодарность товарищу Трутню - неизвестный для меня факт ВОВ, когда курсанты двух подольских военных училищ задержали фашистов на подступах к Москве, что и дало Военному совету подготовить оборону. Интересно, что в ходе эотго эпизода всех его участников по очереди пытались посадить - от командования, до бойцов, уцелевших в окружении.

Были на Ильинских рубежах, очень хорошо. Музей маленький, но в середине отличная штука - макет укрепрайона: обломки танков, изрытая местность, догорающий дом.
Часы работы музея с 10 (или с 11?) до 18 кроме понедельника - но мы были в субботу в полпятого, они собирались закрываться, до пяти дали нам посмотреть. Билеты - по 20 р со взрослых, по 4 р со школьников. За 100 р. можно попросить провести экскурсию, но когда мы были, экскурсовода на месте не случилось. Впрочем, мальчикам хватило той информации, что я вычитала из инета и представила в несколько приукрашенном и упрошщенном виде (что происходит с бойцами при попадании снаряда в дот, как дрались в окружении и пр. - конечно, при минимуме персоналий.)
У музея - орудие, на которое можно залезать, чуть дальше - настоящий ДОТ с орудием, выше - вечный огонь (Ярик прошел по деревне перед поездкой и собрал цветов, кто дал, мы их положили к огню, Вовик залез на постамент, схавтил букет и кинул в огонь. Еле спасли.)
Дальше есть еще дзот, но туда мы не ходили, потому что в лощинке за памятником в кустахвидели какие-то кавказцы дикого вида и лопали лапшу доширак из стаканчиков.
По дороге 1я остановка - Медынь, там рассказала про начало войны и прорыв немцев на западном направлении. Жуткая картина бронетанковой мощи все Европы, устремившейся в пробитую брешь, через то место, где мы стоим. рекомендуется для иллюстрирования рассказа иметь при себе палочку, чтобы чертить на земле.
2я остановка - Дворики (первая полоса обороны курсантов), первый рассказ о мобилизации курсантов, о сдерживании фашистов и мобилизации войск для обороны Москвы. Бутерброды с соком.
3я остановка - Ильинские рубежи. Музей, Доты, фотографирование у вечного огня, еще один рассказ об обороне курсантов - с подробностями и рассказами о подвигах.



ссылки по теме:
http://www.mosoblpress.ru/mig/show.shtml?d_id=3651

http://www.nikatv.ru/index.php?cmon...006&newsid=1410

http://www.pleskovo.ru/index.php?name=60ww2

http://www.leviy.ru/news/2003/13_10_2003_2b2f.htm

Фотографии: http://crashsiteforts.narod.ru/ko/i...e/ilinskoe.html
03:14 13-08-2005
Экскурсия в древний Кременец
(переношу с дачного форума)

Как всегда, Петрович сработал флюгером, я съездила точно не в ту сторону, но в конце концов нашла и Верею и Кременское. Стойку, правда, правую потеряла - там, кажется, до сих пор мессеры бомбят, судя по состоянию дороги.

Кременские пещеры. Отчет о детской экскурсии.
Можно день себе устроить - блеск.

Подготовившись с помощью интернета и разведав местность, вывезла троих своих-соседских (7-10 лет) и маленького Вовку в Кременское к древнему поселению вятичей.
По порядку вместе с познавательными материалами, которые могут пригодится также другим родителям:

Общая тема экскурсии - наши предки славяне.
1) По дороге к Медыни разбирали вопрос, к какому племени мы относимся. Разбирали внешнее сходство себя с прочими народами. Установили, что украинцы нам ближе, чем китайцы, но одним словом себя с украинцами назвать не смогли. Пришлось расколоться, что русские, украинцы, белорусы, поляки, болгары и некоторые прочие все вместе составляют славянский народ, на место жительство которого мы и направляемся (одного из древних племен). Далее играли в занимательную игру "найди славянина" - я называла народы, а мальчики говорили, славянский или не славянский. Очень хотели включить турков (они для них вроде украинцев). Потом им было предложено вспомнить, какие знают славянские и неславянские народы.

2) Приехав в Медынь, остановились на перекрестке и, погадав некоторое время, нашли, в какой стороне Москва. Установили, что Москва на восток от Медыни. Соответственно, Медынь от Москвы на... востоке! - отвечают мальчики. Минут через пятнадцать наконец удалось от них добиться, что если место А от места Б на востоке, то место Б от места А на западе. Долго над собой смеялись и снова все перепутали. Снова вспомнили народы: поляков, французов, немцев, и я обратила их внимание, что все они живут на западе от России - т.е. вот Европа (показываю карту, выдранную по дороге из старого номера Гео), в этой Европе мы на самом востоке, а все другие на западе. Нашли на карте Москву и примерно установили местоположение Медыни. Очень обрадовлись.
Соответственно, когда враги нападали на нас, все войска по дороге к Москве перли прямиком через Медынь. С другой стороны пришли только татары, но и им мы ухитрились дать последнее сражение именно здесь.

3) На выезде из Медыни обелиск в честь победы в войне 1812 года. Сфотографировались и сообщили, что Наполеон привел французов, а Кутузов отдал им холодную и голодную Москву, откуда им пришлось по морозу идти домой пешком. (не актуальная информация, очень коротко) Вовка расшиб коленку. Приехали на телеге цыгане и мальчики слезли с обелиска и побежали смотреть лошадь.

4) По дороге до Кременского рассказала, что на месте села раньше был настоящий большой город - жителей столько же, сколько в нашей панельной девятиэтажке. Поляки его разгромили и больше уже город Кременец восстановиться не смог. НО! Если где-нибудь стоит искать клады - то это в древнем Кременце, потому что здесь бул богатый древний город с заводами, потому что здесь проходили вражеские армии и жители закапывали сбережения а потом погибали на войне, потому что здесь жили древние славяне-вятичи, которые хоронили своих предков в этой земле вместе с ценными предметами и потому что теперь народу там живет мало, народ необразованный, про клады не знает, а археологам на территории села работать не разрешено.

5) Машину оставили у магазина до речки (Лужа). Реку перешли по пешеходному мосту (он гораздо живописнее автомобильного), с него прекрасно видна деревня и сама река - небольшая, но настоящая водная преграда с крутыми берегами. На этом мосту мальчики сели, свесив ноги в обрыв, кидали камушки, а я им рассказала про стояние на Угре (решающее сражение с татаро-монголами - см. учебники). Глядя на речку Лужу, легко было себе представить, как воины Ивана III 4 дня опрокидывали в Угру форсировавшие берега татарские войска. Затем оба войска долго стояли на своих берегах, пока не замерзли. Зима пришла очень рано (26 октября реки "стали" - покрылись льдом) - и татары дали конкретного дубу. Ахмед-хан прислал Ивану ярлык (выучила наизусть! гордюсь): "А нынеча если от берега пошол, потому что у меня люди без одеж, а кони без попон. А минет сердце зимы девяносто дней, и аз опять на тебя буду, а пить ти у меня вода мутная." Мальчики сделали вывод, что Ахмед - дурак и говорить по-русски не умеет. Выяснили, что такое татарский ярлык и что "аз" все-таки русское слово.
Ставка Ивана III некоторое время была в Кременце. (Между прочим, здесь же и Куузов стоял.)

Вспомнили Дмитрия Донского. Сравнили его блестящую тактику с в общем-то туповатым стоянием Ивана. Дмитрий всегда метил уничтожить врага, а не просто победить его. Он ни разу не позволил себе просто использовать реку как преграду для противника - хотя это всегда представлялось для других очевидным решением. Рассказывать мальчишкам о боях на реках, сидя в жаркий день высоко на мосту и оглядывая одну из древних речек - довольно благодатное занятие, им было интересно.
Куликовская битва - слишком обширная тема, поэтому вспомнили сражение на Воже, которое Дмитрий давал Бегичу. Он дал врагу переправится через реку, а свои шеренги поставил примерно в полукилометре от берега. Татары, окрыленные удачным форсированием, набрали для атаки скорость и врезались в ряды копейщиков (там же на мосту можно найть брусья толщиной в древнее копье - впечатляет, один его конец упирали в землю, а второй направляли под углов вперед на конного противника - как живой частокол. Не было врага для конника опаснее копий.) Авангард татарской конницы напоролся на копья, а река стала для задних рядов западней. Новые войска татар поднимались по берегу и попадали в кровавый котел - они не могли повернуть назад, потому что сзади уже поднимались другие.

Ревижен: кто на нас нападал? под чьим игом мы были триста лет? Кто разбил татар первым ( и не раз)? Чей он был князь (московский)? Кто разбил татар в последний, решающий раз - через сто лет (Иван 3, опять же московский князь, царь).

6) Пеший поход к пещерам (около 1 км) - к церкви (ее восстанавливают два года жители села. Постройка конца 19 века. Сейчас не отделанная еще церковь открыта день и ночь - в внути стоят иконы, свечи, заходи и молись или ставь свечку в любое время. Оставили там бабушку посидеть, а сами пошли дальше. За нами увязался и маленький Вовка, которого пришлось взять, потому что в церкви он дует на свечки и не слушается. Идти - мимо красивого коттеджа, мимо кладбища, дальше земляная дорога уходит чуть левее, а надо взять чуть правее (не по тропинке а тоже по дорожке, но уже не такой широкой). - подняться на холм (к другому кладбищу). Это и есть, собственно место древнего городища. Пок краю кладбища можно найти земляной вал, насыпанный вятичами для обороны своего местожительства вручную). Держа церковь по направлению "за спиной" надо пересечь второе кладбище (т.е. места городища) и спустить с холма с его противоположной стороны - тропинка есть, там ходят рыбаки, если забрели в крапиву, значит не туда пошли (я получила полное удовольствие, проводя разведку накануне в полодиннадцатого ночи на кладбище в крапиве в шелковом платье с разрезами). Вы окажетесь снова у Лужи. Тут можно искупаться. Моим мальчикам дно не понравилось, не полезли. Идем вдоль реки направо, в склоне холма замечаем выходы камня на поверхность. Метров через 300 - отверстия в склоне, сами пещеры. Нижнее - щель. При желании можно залезть лежа, там будет другая щель, а за ней обещана третья (мы не лазали). Должно быть там не очень грязно - краеведы ииногда навещают пещеры. Верхняя - выше, над первой, туда можно залезть и покричать. Она маленькая, ход из нее в скалу очень узкий, не протиснешься - можно детей запускать. Вообще говорят, что ходы идут внутри холма повсюду.
В нижней есть мнение, были захоронения.
В нескольких метрах растет хорошее дерево с тенью. Тут мы сначала приземлились и я чуть-чуть рассказала о вятичах. Мальчики сожрали все, что было у нас в рюкзаках и перессорились из-за последнего бутерброда, хотя влезло в них столько хлеба, ветчины, печенья, груш и соков, что слона можно было накормить. Информации уже было много, поэтому вятичей не очень подробно изучили: вспомнилиеще раз, что знаем о славянах. Сообщила что из всех славян вятичи были самым неспокойным племенем - властей не признавали и почти каждый князь с ними воевал. Не воевал только Святослав, который воевал со всеми - кроме вятичей. наверно, они понравились другу другу. Святослав, как рассказывает летопись, только спросил вятичей : Кому даете дань. - Хазарам. - Хазарам не давайте, давайте мне.
Вятичи дольше других славян верили не в Христа, а в старых богов (Перуна, громовержца, Стрибога, хозяина ветров, Ладу, покровительницу домашнего очага и пр.). За это их князья тоже били. Воевали вятичи всегда пешком, часто стопорами - что интересно, потому что русские дружинники бились в основном мечами, на скандинавский манер. Скандинавским же стилем считается бой одновременно двумя мечами - в каждой руке. Вятичи в бою вели себя очень похоже на скандинавов, у них даже были воины, аналогичные берсеркам - воевавшие полуголыми, в одним штанах. Но оружие у них было другое.
Мертвых вятичи имели обычай сжигать.

Далее мальчики полезли в пещеры и были счастливы, а Вовка начал реветь, потому что ему не разрешили.

7) САМОЕ ЧУДЕСНОЕ
От местных жителей я узнала, что в сельской школе есть краеведческий музей. Мы поехали туда на машине (по автомобильному мосту и через все почти село). И по удивительной случайности спросили дорогу как раз в доме Анатолия Ивановича Краснова, хранителя и ревнителя местной старины. Он из потомственной учительской династии (которых, между прочим в Кременском несколько)и сын его, бывший "афганец" тоже учитель). Анатолий Иванович открыл нам музей (была суббота) и провел экскурсию (ни о какой плате слышать он не пожелал). В основном он рассказал о старине (как раз мы увидели со стороны рисунки и фотографии тех мест, где были на прогулке) и о годах Отечественной войны. В музее все можно трогать руками - мальчики переобнимались со всеми экспонатами, особенно с макетами в натуральную величину пулемета Дегтярева, автомата Калашникова и мухинской винтовки. Патронные и снарядные гильзы, предметы солдатского обихода. Потом Анатолий Иванович открыл другую комнату - мальчики ахнули - там были собраны всякий предметы, устаревшие за ходом лет: серпы, прялки, работающий патефон, телевизор КВН, старые фотоаппараты и пр. и пр. им очень понравилось.
Также в музее собран материал по войне в Афганистане и воинам-интернационалистам Медынского района. Живые фотографии (не журнальные вырезки) героев, инвалидов, ранений.
Ребята слушали хорошо, особенно помогало, что почти на каждом предложении Анатолий Иванович показывал в качестве иллюстрации на какой-нибудь предмет, а они его тут же хватали и осматривали. Когда тут было отвлекаться? Рассказал он и о кладоискателях, которе приезжают в древний Кременец из Калуги. Мальчики на всякий случай выяснили, на какую глубину нужно рыть.
Мы были очень благодарны Анатолию Ивановичу и я всем очень советую с ним познакомиться - чтобы и дети увидели живого энтузиаста, занимающегося интересным делом. (Знакомиься надо поскорее, они собираются музей разобрать на реконструкцию года на два в связи с ремонтом в школе).

Так что впечатлений и информации ребята получили кучу - конечно, дай бог, чтобы хоть два-три факта запомнили, но когда в школе будут говорить, например, о Дмитрии Донском, они уже смогут вспомнить зеленые крутые берега - пусть другой речки - и информация из учебника, может, будет для них не такой черствой


С большим удовольствием пообщались с невесткой Анатолия Ивановича - началось с изумительной альпийской горки, на которой благоденствуют штук 20 видов почвопокровников и злаков, они с мужем только что вернулись с турслета - ну приятно блин!

сноски по теме: http://medyn.boom.ru/sponsors.htm
(здесь будут фотографии, когда драйвердля сканера найду.)
Закрыть