Дневник бегущего кролика
RunningRabbit
дневник заведен 11-05-2004
постоянные читатели [29]
3_62, ANN_in da club, ASA, BiGG_BeNN, Bladewalker, chris, Creative emotion, Dolor, fragment, I_R, LEG, Mrazz, pagan, Schastie, sickness, Thinking of U, Trisha, twilight_cat, UnorthodoxManifesto, vitacha, ZuB-X, Альхен, Букля_, Великое Ничто, ПАРАД УРОДОВ, Скромняга, Скромняга-2, Сонечка, Чешир
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Россия, Санкт-Петербург
интересы [9]
антиресы [7]
Четверг, 14 Июля 2005 г.
19:11
Самое идиотское понимание позитивизма - отождествлять его со сциентизмом, а именно считать что он выступает от лица "хорошей", "эмпирической" науки против "плохой", "метафизической" философии. На самом деле вместе с распадом общефилософского дискурса на множество частнонаучных последние унаследовали львиную часть "метафизичности" свойственной первому. Поэтому в наши дни позитивистская критика должна быть направлена именно на них, а вовсе не на утратившие последний социальный вес и последний контакт с реальностью рудименты так называемой "философии" (с философией подлинной, ныне разодранной на частные дисциплины, не имеющей ничего общего).
02:26 А вот что Крепелин писал о мастурбации
"Прежде всего вероятно, что потеря семени <…> может иметь некоторое значение для общего питания; возможно далее, что частое сильное возбуждение нервной системы повышает её общую раздражительность и уменьшает её сопротивляемость. Затем следует ещё указать в особенности на психическое значение всякого рода укоренившихся страстей, приобретающих характер импульсивных влечений, на их влияние развращающее силу воли человека бесплодной борьбой и постоянным подчинением преодолевающим его влечениям. Именно в этом отношении мастурбация должна действовать гораздо более пагубно, чем естественные сношения, так как она может быть выполняема значительно чаще и легче, чем последние. <…> В громадном большинстве случаев упорное, ничем не устранимое влечение к мастурбации является, несомненно, признаком, а не причиной помешательства. <…> Это безусловно верно для тех случаев интеллектуального и нравственного слабоумия, когда мастурбация начинается уже с самого раннего детства и не уступает никаким воспитательным мерам. То же самое относится далее и к той форме помешательства, которую до сих пор считали характерной особенностью онанистов. Признаки этой формы заключаются в прогрессивном ослаблении психической деятельности, в затруднении восприятия и умственной переработки внешних впечатлений, в слабости памяти, равнодушии, в душевной тупости; в других случаях выступают на первый план по преимуществу явления повышенной раздражимости, причудливой ассоциации идей, склонность к мистицизму и к экзальтированной мечтательности или ипохондрическое и подавленное настроение. К этому присоединяются затем разного рода нервные расстройства, в особенности расстройства общего чувства, из которых нередко развиваются нелепые бредовые идеи о демонических или таинственных физических воздействиях (магнетических, электрических, симпатических). В этих чертах мы без труда узнаём картину dementia praecox."

("Психиатрия", СПб., 1898, с. 47-48)

А вы как думали. Сегодня дрочишь, завтра - в дурдом. Если только не применить своевременное лечение.

"Часто она [мастурбация] проходит сама собой вместе с ослаблением психического возбуждения; в хронических же случаях лечение остаётся большей частью безрезультатным. Употребление бромистого калия даёт иногда некоторую пользу. Более же существенное значение имеет диетическое лечение: забота о спокойном сне, устранение праздного пребывания в постели, регулирование кишечных отправлений, отвлекающие занятия, обильное движение на свежем воздухе, даже до усталости, далее холодные обмывания, в особенности сидячие ванны, приподходящих обстоятельствах – гальванизация спинного мозга и, наконец, внимательный, терпеливый надзор и воспитание."

(Там же, с. 278)

В то время, правда, почти все медицинские гении высказывали нечто подобное. Так что коллекцию шедевров мы продолжим.
02:18 О Крепелине
Прославленные деятели науки делятся на светил и темнил. Светилами была особено богата Англия, по части же темнил вне конкуренции германская нация. Если бы немцы изобрели таблицу умножения – то и в ней было бы ничего не понять.

В психиатрии ярчайшее светило – Жане, а мутнейшее темнило – Крепелин. Его простой и эффективный метод напускания тумана на ясные вещи достоин внимания в качестве хрестоматийного образчика своего жанра.

На словах Крепелин, конечно, двумя руками за эмпиризм. Иное в его время было уже неприлично. Но разве может истинный немец, с его могучей способностью к умозрению, довольствоваться презренным позитивистским описанием фактов. Конечно, нет. Он стремится проникнуть в их сущность. В приложении к психиатрии это выглядит следующим образом. Эмпирическую сторону вопроса образует комплекс психотических симптомов, которые больные являют психиатрам в их клиническом опыте. Все эти симптомы были известны за сто лет до Крепелина, так что здесь он в принципе не мог открыть ничего нового. Крепелиновская претензия состоит в "объяснении" этих симптомов, т. е. выявлении "сущности" стоящих за ними болезней. Задача вроде бы благая, но только если решать её эмпирическими методами. Крепелин же вместо этого пускается в трансцендентные плавания. В своей двухтомной "Психиатрии" он тратит почти сто страниц на перечисление причин помешательств, каковых насчитывает около семидесяти (!) штук – начиная от климата и кончая онанизмом – и группирует в трёхэтажную (!) классификацию. При этом описание причин не имеет привязки к конкретным недугам. Все они рассматриваются как причины помешательства-вообще. Столь же общим образом (т. е. относя ко всем душевным заболеваниям) Крепелин описывает симптоматику психозов, их диагностику, лечение и прогноз. Второй же том Крепелин посвящает конкретным формам психозов. Здесь и начинается вакханалия идиотизма. Во-первых, исконно немецкая любовь порядку выражается, как водится, в том что одного порядка автору оказывается мало, и он дополняет его другим. Во втором томе Крепелин забывает свою первую классификацию и делит помешательства на следующие группы:

(1) Психозы истощения,
(2) Психозы отравления,
(3) Психозы вследствие расстройства обмена веществ,
(4) Помешательство вследствие органических болезней мозга,
(5) Психозы возраста регрессивных изменений организма,
(6) Конституциональные душевные расстройства,
(7) Помешательсва на почве общих неврозов,
(8) Психопатические состояния (психозы вырождения),
(9) Состояния психического недоразвития.

Уже к этому делению можно предъявить тысячу претезний, но самое интересное начинается внутри него. Чего стоит крепелиновская классификация – можно проиллюстрировать хотя бы тем что в группе "психозов вследствие расстройства обмена веществ" Крепелин объединяет базедову болезнь, dementia praecox (!) и прогрессивный паралич (!), сифилитическая природа которого была к тому времени прекрасно известна из наблюдений (хотя и не доказана микробиологически). Но Крепелину наблюдения не указ. Он мыслит более высокими категориями.

Самый же прикол состоит в следующем. Практически одинаковая симптоматика "без видимых органических нарушений" фигурирует у Крепелина чуть ли не во всех группах, только под разными названиями. Применительно к первой группе Крепелин пишет об "аменции", применительно к третьей – о "dementia praecox", применительно к пятой – о "меланхолии", применительно к шестой – о "периодическом" помешательстве и "паранойе", применительно к седьмой – о помешательствах "эпилептических" и "истерических". Таким образом, высосанная на 90% из хера классификациия этиологий позволяет Крепелину расплодить целый пантеон виртуальных сущностей.

Неудивительно что даже блейлеровская концепция "шизофрении" показалась после этого простой и понятной.
Закрыть