Дневник бегущего кролика
RunningRabbit
дневник заведен 11-05-2004
постоянные читатели [29]
3_62, ANN_in da club, ASA, BiGG_BeNN, Bladewalker, chris, Creative emotion, Dolor, fragment, I_R, LEG, Mrazz, pagan, Schastie, sickness, Thinking of U, Trisha, twilight_cat, UnorthodoxManifesto, vitacha, ZuB-X, Альхен, Букля_, Великое Ничто, ПАРАД УРОДОВ, Скромняга, Скромняга-2, Сонечка, Чешир
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Россия, Санкт-Петербург
интересы [9]
антиресы [7]
Суббота, 16 Июля 2005 г.
21:16
На самом деле закономерно что в психиатрии закрепился именно немецкий взгляд на мир. Это часть более общего явления, а именно того что расцвет науки в к. XIX – нач. XX вв. совпал по времени с расцветом германоязычной культуры, поддерживаемой мощью сразу двух империй – германской и австрийской – первая из которых имела, к тому же, решающее культурное влияние на Россию. Англичане к тому времени окончательно проебали некогда бесспорное культурное лидерство вследствие либертарианского равнодушия государства к науке и образованию. Америка ещё была глухой провинцией, заселённой почти исключительно религиозными фанатиками и не обладавшей сколь-нибудь значимой научной традицией. Таким образом, Франция осталась одна против двоих и начала интенсивно онемчиваться. (То есть культурный поток внутри континента развернулся в направлении противоположном традиционному.)

Но и на этом фоне поражает насколько малый, практически нулевой, вклад внесли в психиатрию английские авторы. Складывается впечатление что для викторианца безумие было ещё большим табу чем секс.
20:15 Психиатрия: от феерии к готике
Когда Шарко обнародовал клинические описания "истерии" немецкие психиатры отреагировали на это следующим образом. "У наших женщин такого не бывает. Это признак вырождения латинской расы." В скором будущем германская нация догонит и перегонит французов по части психиатрический понятий. Но суть дела не в этом.

Надо, конечно, быть французом чтобы видеть во всех "функциональных" психозах "истерию", как это делали Шарко и Жане, в т. ч. у пациентки 15 лет пребывающей в "сомнамбулическом состоянии" или у мужчины с бредом преследования. Французская бодрость духа проявлялась у Жане также и в том что он писал почти исключительно о "периодических" психозах с чередованием "сомнамбулических" и нормальных состояний.

Ровно противоположным образом увидел дело Блейлер, который был не просто немцем, а германоязычным швейцарцем, воспитанным на смеси кальвинизма и кретинизма. Феерический образ "истерии" он заменил мрачной и таинственной "шизофренией", т. е. раздвоением личности. При этом Блейлер отнюдь не был первооткрывателем такого развоения. Оно было впервые описано в США ещё в начале XIX в. и широко обсуждалось на протяжении всего столетия. Теоретическую интерпретацию раздвоения личности даёт в своей теории амнезий Жане, причём у него доходчиво объяснено что стоит за этим термином, а у Блейлера невозможно понять ничего. Таким образом, вся заслуга последнего состоит в изобретении нового греческого слова, характеризующего давно известный феномен.

Готичность шизофрении усугубляется у Блейлера тем что он отождествляет её с крепелиновской dementia praecox, т. е. такой формой психической болезни которая в короткие сроки завершается беспросветным слабоумием. Но если у Крепелина dementia praecox – лишь один из элементов в сложнозапутанной классификации душевных недугов, то у Блейлера шизофрения занимает доминирующее место, оттесняя в первую очередь "периодический психоз". Таким образом, в противоположность Жане, за основу берётся "злокачественное" помешательство, тогда как рекуррентные случаи рассматриваются скорее как исключение.

С тех пор эта тенденция только усугублялась, о чём необходимо рассказать особо. Ещё Жане отмечал что случаи раздвоения личности (между "нормальным" и "сомнамбулическим" состояниями) часто характеризуются резким перепадом настроения от одной личности к другой. Но он не видел причин выделять их в отдельное заболевание, отличное от "истерии". Крепелин, среди многих других диагнозов, пишет о "периодическом помешательстве", которое делит на циркулярную, маниакальную и депрессивную форму, т. е. уже акцентирует аффективный аспект рекуррентного психоза. У Блейлера "периодическое помешательство" превращается в "маниакально-депрессивный психоз", т. е. рекуррентный аспект целиком вытесняется аффективным. Следующим шагов в психиатрию ввводится понятие "рекуррентной шизофрении", т. е. в противоположность изначальному смыслу, "шизофрению" распространяют на случаи периодического помешательства. В финале же, т. е. в МКБ-10, маниакально-депрессивный психоз переименовывают (в новых условиях это уже логично) в "шизоаффективное расстройство", т. е. корень "шизо" охватывает все случаи психоза "без видимых органических нарушений", возвращая нас к монизму эпохи Шарко и Жане, но уже в готическом его варианте.
Закрыть