Сказка фиолетового мира
дневник заведен 18-07-2004
постоянные читатели [59]
07, Abel Naitroad, Amaranth, Artemis, Black Heart, BlutS, Boorzik, Coooooper, daemon, Depeche Mode, DRey_A, Elfwine, Estee Lau, EXotiCA, felsi, iskatel, Jenna, JulianaZee, Liinka, Marjerri, Mcferri, Miss Nothing, Murk, neMertvaR, neus500, padre A, Predator, RedLine Graphics, Samum, Seele, Sentence, SJD, sky_unltd, Snake'a, Stefani, steklo, Suzy, Terminator, TimeLine Flash, Vampire_Daphna, Zaggat, Анфея, Арахна, Букля_, Духовные происки, Клуб КИНОпередвижка, Клуб Серфенгистов, Медведяко, Менада, ПАРАД УРОДОВ, Паранормальный клуб, ПЕПЯКАМОБИЛЕ, Политклуб, Пушистик, Санька Романова, Скромняга-2, ТамаРа, Шива-созидатель, Юджико
закладки:
цитатник:
дневник:
хочухи:
местожительство:
Москва, Россия
интересы [48]
искренность, психология, кино, аниме, фантастика, весна, звёзды, Depeche Mode, Ария, жизнь, любовь, Linkin Park, астрономия, красота, Era, Babylon 5, стихи, ночь, безумие, дождь, Фэнтэзи, закат, смерть, рассвет, эзотерика, Slipknot, Будущее, гармония, дружба, глупости, садизм, Star Trek, Evanescence, мазохизм, странность, S.P.O.C.K., Книги Лукьяненко, Книги Васильева, Книга Макса Фрая, Собственная писанина, неизученное, свои глюки, чужие глюки, Книги Дж. Р. Р. Толкиена, Религии и мифы, мужская логика, ловля моментов, грабли
антиресы [7]
ложь, грубость, предательство, разлука, родственники, игнорирование, собственное прошлое
[2] 23-09-2008 14:27
...

[Print]
Imperium Tenebrarum
19-01-2007 00:32 Курсовая готова.
На сей раз - история зарубежного кино. И, по традиции, вешаю сюда.
История зарубежного кино. Эволюция образа Чарли в фильмах Ч.Чаплина.


Чарли Чаплин – легендарный актёр и режиссёр, одна из самых видных фигур в кинематографе. У любого человека это имя ассоциируется с кино вообще. Чарли стал его олицетворением, символом, легендой... Но он - живая легенда. Его фильмы, снятые почти в начале века, мы смотрим до сих пор. В чем же секрет бесконечности царствования героя Чарли на экране? Возможно, в том, что его создатель был необыкновенным художником. Он был актером, сценаристом, режиссером, он даже сочинял музыку к своим поздним фильмам. В актерское искусство Чаплина тесно вплетались клоунада, пантомима, цирк. Он умел смешить зрителя своим образом как никто другой, но при этом обладал еще необыкновенной особенностью - он вызывал не только смех, но и слезы, люди плакали на его картинах. Чаплин создал свой, особый мир на экране и своего, особого героя, которому никогда не везло, который терял даже то немногое, что имел. У его фильмов никогда не было конца - его Чарли просто удалялся от нас по пустынной дороге, уходя в темноту кадра. И в каждом следующем фильме мы вновь встречались с ним и смотрели продолжение смешной и одновременно грустной истории маленького, забавного человека по имени Чарли...
Но что могло так повлиять на рождение настолько запоминающегося образа? Во-первых, сам склад личности Чаплина.
Детство Чаплин провел в убогих комнатах самых бедных домов и в сиротских приютах. Он так никогда до конца и не был уверен, кто его настоящий отец. Муж его матери, певец Чарльз Чаплин, рано оставил семью и умер от алкоголизма в 1901 году. Его мать Ханна, актриса массовки, либо лежала в психиатрической клинике, либо только что из нее вышла. Чарли оставил школу в 10 лет. Мим и циркач, он тусовался среди артистов и пытался заработать деньги. Нищета пошла ему только на пользу. Именно она вдохнула в него идею костюма Бродяги. Игривая, творческая пародия на парадно-выходной костюм. Авторитетный взрослый, заново придуманный чистосердечным ребенком.
Чарли ушел из дома в шестнадцать лет и устроился работать в театре. Именно пережитое в годы «взросления» впоследствии легло в основу многих замечательных комедий.
В 1907 году его приняли в известную труппу пантомимы Ф.Карно. В ранних интервью Чаплин весьма романтично рассказывает о том, как его открыл Уильям Джексон, основатель труппы «Восемь ланкаширских парней». Тогда Чарли смутно представлял себе, что такое быть артистом, хотя отец и мать были годами связаны с мюзик-холлом. Но в то время все, что сулило работу и деньги, то есть давало возможность выбраться из скучной будничной жизни, пленяло Чаплина. И в результате уже через неделю он выступал в пригородных мюзик-холлах вместе с артистами варьете, известными под именем «Восемь ланкаширских парней».
В апреле 1910 году Карно предложил Чаплину главную роль в новом спектакле – «Бесстрашный Джимми, или Юный герой». Этот спектакль принес успех и Карно, и Чаплину. В йоркширской «Ивнинг пост» появилась такая заметка: «Восходящая звезда. Юноше в 21 год не так-то легко играть роли, создавшие Фреду Китчену славу, но Чарли Чаплин, сильно насмешивший публику свои бесстрашным Джимми в новом скетче Карно, прекрасно справился с этой задачей. Он честолюбив и усерден, он далеко пойдет... несмотря на молодость, у него уже есть опыт, и, как только он выходит на сцену в роли Джимми, зал хохочет, понимая, что перед ним прирожденный комик».
Сын актеров лондонского мюзик-холла Чарльз Чаплин попал в Голливуд, когда тот еще не обрел славы всемирной «фабрики грез». А произошло это в 1913 году, когда Чаплин, в совершенстве овладевший искусством пантомимы, акробатики и эквилибристики, во время гастролей в Штатах подписал контракт с кинокомпанией «Кистоун». Там он и стал делать свои первые шаги в кино под руководством Мака Сеннета.
В 1914 году Чаплин начал и режиссёрскую деятельность и впоследствии выступал главным образом в собственных фильмах как актёр, режиссёр, сценарист и зачастую композитор. Первым фильмом Чаплина стала комическая лента «Зарабатывая на жизнь» (1914). Это одна из лучших картин Кистоуна. Сюжет был сравнительно связным; снимали то в павильоне, то в садике соседнего дома, то на Глендейл - авеню. У Чаплина был серый цилиндр, клетчатый пиджак, стоячий воротничок, пестрый галстук, в глазу монокль и неожиданно длинные висячие усы угрюмого театрального злодея. Ничего общего с будущим образом Чарли. Первый чисто чаплинский трюк - когда он пренебрежительно отвергает деньги (слишком мало!) и тут же их хватает, пока приятель не передумал. Вместо благодарности щеголь решает отбить у благодетеля невесту и флиртует в саду и с нею, и с ее матерью. Кончается фильм погоней, дракой в дамской спальне и кульминационной сценой на паровозе идущего поезда.
Чаплин ненавидел этот фильм, он пришел в ярость, посмотрев его целиком и обнаружив, что Лерман вырезал или исковеркал удачные трюки, которые он исполнил. Конечно, фильм был слабоват - как почти все, созданное в "Кистоуне". Но Чаплин не стыдился своего первого фильма. Чаплин сумел показать, что он сложившийся и сильный актер, чей персонаж последовательней в своих безобидных и веселых проделках, чем было принято на студии. Используя приёмы гротеска и пародии, обращаясь к выразительным средствам пантомимы, народного театра, мюзик-холла, цирка, Чаплин активно искал черты своей (впоследствии ставшей знаменитой) маски бродяги-Чарли, постепенно усиливая трагикомический характер этого образа.
Именно в фильме «Детские автогонки в Венеции» (1914) он впервые появился в своем вскоре ставшем для него традиционном облике. Чаплин придумал костюм и грим, которые позже легко узнавали всюду.
Исполняя роли хлыщеватых мерзавцев в лентах того периода, Чарли присматривался к работе сеннетовских режиссеров, анализируя характерные черты американской комической школы и системы комедийных масок, основанных на несоответствии жизненной роли персонажа и его внешности. Костюм Бродяги за свою двадцатидвухлетнюю жизнь практически не менялся, видимо, появился на свет сам собой. Согласно легенде, он родился дождливым днем в общей мужской гримерной, где Чаплин позаимствовал широченные брюки Фатти Арбакля, крохотный пиджак Чарлза Эйвери, огромные ботинки Форда Стерлинга, маленький котелок Арбаклева тестя и усы, предназначавшиеся для Мака Суэйна, которые Чаплин подстриг щеточкой. Но были и другие легенды возникновения костюма. Характерную походку Чаплин перенял у старика по прозвищу Чудила Бинкс: «Нос картошкой, сам скрюченный от ревматизма, ступни искалеченные, распухшие, а брюки - просто невообразимые! Наверно, они ему достались от какого-нибудь великана, сам он был маленький».
Появившись в 12 лентах, снятых под руководством Сеннета, в 1914-ом году Чаплин самостоятельно снимает комедию «Застигнутый дождем».В 1915 Чарльз Чаплин уходит в фирму «Эссеней», где в поставленных им по собственным сценариям фильмах постепенно возникает образ бродяги Чарли. Завоевав в комедиях Сеннета невиданную популярность, Чаплин не сразу преодолевает инерцию бездумной эксцентриады. Все же материал его лент приближается к реальной жизни, а условные персонажи приобретают черты реальных людей, переживающих подлинные радости и горести.
В фильмах «Бродяга» (1915), «Завербованный» (1915) и «Банк» (1915) новый внешний облик героя-оборванца соответствует его человеческой сущности и социальному положению - одинокого и беззащитного аутсайдера, отвергнутого миром.
В 1916 Чарльз Чаплин подписывает контракт с фирмой «Мьючуэл», обеспечив себе творческий контроль и право снимать не более 12 фильмов в год. В его картинах «Тихая улица» (1917), «Иммигрант» (1917) «Собачья жизнь» (1918), «На плечо» (1918) совершается эволюция образа маленького человека, олицетворяющего бесправный мир обездоленных, которому противостоят богатство, насилие и лицемерие современной цивилизации. В каждой новой работе Чарли Чаплина усиливается драматический конфликт между добром и злом, бедностью и богатством, справедливостью и «общественным порядком». Драматизм уравновешивает эксцентриаду, смеху сопутствуют слезы. Успехом пользовался теплый и человечный «Малыш» (1921), где вечный бродяга Чарли выступил в роли заботливого отца, приютившего брошенного родителями мальчика (Дж. Кутан).
Чаплин всегда стремился к полной независимости и в 1923 году основал «Чарльз С. Чаплин Филм Корпорейшен». Необходимость этого шага подтвердили проблемы с прокатом драмы «Парижанка» (1923), направленной против ханжества и аморальности консервативного общества. Едко сатиричен образ беглого каторжника, созданный им в «Пилигриме» (1923). Пародиен одинокий золотоискатель в «Золотой лихорадке» (1925), которому, как и положено в голливудских мелодрамах, в финале улыбнулась удача, приведя его «от лохмотьев к богатству». «Танец булочек» на вилках, который актер исполнял, сидя за столиком, пользовался таким огромным успехом, что в оригинальном варианте картины Чарли Чаплин повторил его дважды.
Вскоре после выхода в свет этой ленты, вошедшей в десятку лучших фильмов всех времен, разразился скандал, которых в чаплинской биографии было довольно много. Несмотря на небольшой рост и «немужественный» облик, Чарли Чаплин пользовался огромным успехом у женщин. К тому же падкая на сенсации пресса сознательно раздувала его любовные истории и крах законных браков. Первый шум она подняла при расставании актера с актрисой Милдред Гаррис. Но, получив крупное отступное, она отпустила его с миром. Развод же с матерью своих двух сыновей, бездарной статисткой Литой Грей, чуть не стоил актеру карьеры в кино.
В последующих фильмах Чарльза Чаплина 20-х годов, таких как «Золотая лихорадка» (1925) и «Цирк» (1928), его актерское мастерство и режиссерская постановка демонстрируют зрелый талант художника, подчинившего свой комедийный дар и выразительные возможности жанра высокой цели осмысления и выражения трагических конфликтов века материального прогресса и духовного одичания. В фильм «Цирк» Чаплин излил свою горечь, появившуюся у него после этой истории с прессой, где метафорическая сценка — маленькие злые обезьянки терзают идущего по канату Чарли — говорит о том, что актер не простил эту травлю американскому обществу. И хотя это был не лучший фильм Чаплина 20-х гг., он получил специального «Оскара» за «гениальность сценария, актерского мастерства, режиссуры и продюсерства».
Более глубокая трактовка образа Чарли создана актером и режиссером в лирической трагикомедии «Огни большого города».
Вершиной творчества Чарли Чаплина и найденного им стиля — переплетения причудливой эксцентрики, грустного лиризма и острой сатиры — стал его первый звуковой — только музыкальное сопровождение — фильм «Огни города» (1931, в нашем прокате — «Огни большого города»).В картине Чарли Чаплина отчётливо звучали социально-сатирические тенденции. Герой Чаплина, бродяга Чарли, воплощал мир бедняков, отвергнутых капиталистических обществом. Это последний немой фильм великого комика Чарли Чаплина, созданный уже после прихода в кинематограф звука. Этот немой фильм Чарли Чаплина – один из самых великих фильмов в истории кинематографа. Он волнует зрителей до сих пор. Многие придерживаются такого мнения, что «Огни..» не стали большой удачей Чаплина: он отошел от жанра чистой комедии и снял мелодраму, да еще с не очень счастливым концом. Но, посмотрев этот фильм однажды – уже никогда его не забудешь. Дело происходит во времена великой депрессии в Америке. Маленький бродяжка случайно видит на улице красивую цветочницу, но она слепая. Он знакомится с ней, а потом и влюбляется в нее. На свои последние гроши, он каждый раз покупает у нее цветок. Его сердце разрывается от жалости к ней, и он хочет раздобыть деньги на ее операцию. А девушка, в свою очередь, считает его своим благодетелем. Он пускается во все тяжкие и в итоге приносит нужную сумму. И вот, наконец, триумф справедливости – красавице вернулось зрение. Но ей и в голову не приходит, что болтающийся неподалеку маленький бродяга и есть ее благодетель. Она все ждет и ждет своего принца. Ее переполняет радость и надежда на скорую встречу, и от полноты своих чувств и из жалости – она протягивает Чарли цветок. Он, как всегда, пожимает руку девушки. И она узнает его. Если бы фильм делал кто-нибудь другой, то, наверное, получилась бы довольно ординарная мелодрама. Но Чаплин всё сделал по-своему. В фильме, где никто не говорит, а за кадром звучит лишь фоновая музыка (которую написал сам режиссер) он виртуозно выстроил визуальный ряд, где каждая сцена одновременно развивает действие и раскрывает характер главных героев. «Огни большого города» - очень тонкий фильм.
В фильме «Новые времена» (1935) углубились мотивы иллюзорности надежд, трагической бесплодности борьбы «маленького человека» против социальной несправедливости. Герой Чаплина, сталкивающийся с характерными для 30-х гг. проблемами жизни США безработицей, беспощадной эксплуатацией, недовольством людей, перерастающим в стихийный протест, утрачивает условность.
Снова эколиционировал образ Чарли в блистательном антифашистском фарсе «Великий диктатор» (1940), который сделал Чарли Чаплина персоной нон-грата в Германии. Здесь Чаплин предстает в двух образах – еврея-парикмахера и диктатора Хинкеля, даже внешне похожего на Гитлера. Картина взывала к человечности и к борьбе с насилием. Гитлера этот фильм сильно задел за то живое, что в нем было. С тех пор фашисты явственно узрели в лице Чарли еврейские черты. «Я не еврей, во мне нет ни капли еврейской крови. Но если бы я им был, то не подумал бы скрывать этот факт. Я бы гордился этим», - заявил в ответ Чаплин. «Великий диктатор», явился меткой сатирой на фашизм. Удивительна его пластика, особенно в сцене игры с глобусом. Этот политический памфлет ярко отразил гражданскую позицию своего создателя, талантливо, лишь ему присущими средствами, разоблачившего человеконенавистническую сущность фашизма. Премия нью-йоркских критиков за лучшую актерскую работу увенчала этот нелегкий, но столь необходимый в то время людям труд.
Политическая деятельность Чаплина в годы 2-й мировой войны 1939-1945 годов и его призывы к поддержке советского народа в войне против фашизма поставили Чаплина в ряды прогрессивных деятелей мировой культуры.
В 1947 году он поставил, по его мнению, один из самых блестящих своих фильмов – «Мсье Верду2, злую, едкую сатиру на окружающее общество. Этого Чарли простить не могли, и не потому ли к нему проявила интерес комиссия по расследованию антиамериканской деятельности. Словно вступив в диалог с недругами, Чаплин поместил в английском еженедельнике «Рейнольдс Ньюс» статью «Я объявляю войну Голливуду». В том же 47-м Чарли произнес: «Возможно, наступит время, когда Америка сочтет мое присутствие нежелательным...» Там он предстал перед зрителями уже не в образе Чарли. (В основу картины была положена реальная история француза Ландрю, убивавшего женщин ради наживы.) Здесь же этой истории был придан социальный подтекст: оставшийся без работы в годы кризиса банковский служащий таким оригинальным способом кормил свою семью. Необычность материала вызвала в США яростную кампанию против этой ленты, ее создателя снова упрекали во всех смертных грехах — политических и моральных.
Тогда он уехал из Америки, поселившись в Швейцарии вместе с Уной — дочерью знаменитого драматурга Юджина 0'Нила, на которой женился в 1943 г. после мирного развода с Полет, — и многочисленными детьми. Студию для съемок своих фильмов он арендовал в Англии.
В 1952 году, находясь с семьей на борту лайнера «Куинн Элизабет», Чаплин узнал из телеграммы о решении госдепартамента США. Ему было отказано во въезде в Штаты. Чаплин давно готовил себя к этому, но не думал, что удар будет таким сокрушительным.
Не так уж и удивительно, что в 52-м году на экраны вышла картина Чаплина «Огни рампы», которую многие назвали фильмом-прощанием. Лучшие сцены «Огней рампы» - сцены, в которых Чаплин показывал клоунов и актеров-комиков начала века. Этот фильм во многом автобиографичен. В нем снимались не только члены его семьи, но и многие сподвижники молодости, в частности, Бестер Китон и Эдна Первиэнс, постоянная партнерша Чаплина с 1915 по 1923 гг. — история последней любви клоуна Калверо. Внешне - мелодрама, а по сути - философская повесть о жизни и смерти, об искусстве, таланте и старости, картина сильно уступала его лучшим творениям, несмотря на то, что актер снова добился здесь удивительной смеси лиризма и комизма.
Следующий свой фильм он снял только в 1957, это был «Король в Нью-Йорке». Сюжет картины прост - крушение всех надежд и иллюзий приехавшего в Америку свергнутого с трона короля некой страны. По сути, великий актер и режиссер рассказал в этой картине свою собственную историю. Не смотря на великий замысел, эта картина не стала популярной, в отличие от его предыдущих работ, а образ разочаровавшегося короля был толком и не воспринят зрителями.
В 1966 году вышла последняя картина великого Чаплина - "Графиня из Гонконга". Главные роли в ней играли Марлон Брандо и Софи Лорен. Сам режиссер и актер сыграл крохотную роль, а в эпизодах появились его дети Джеральдина, Виктория и Майкл. Картина провалилась в прокате, и ее создатель, не сопротивляясь, навсегда распрощался с кино.
С 1952 года Чаплин с женой Уной и детьми жил в Швейцарии, в очень красивом поместье на берегу Женевского озера. С тех пор, как Чарли покинул кино, все его силы и внимание занимали семья, дети. Детей у Чаплина было много. Двоих, старших, ему родила актриса Лита Грей, а восьмерых - дочь американского драматурга Юджина О'Нила Уна (Уна и Чарли поженились в 43-м, и Уна была с ним до конца его дней). Почти все дети великого Чарли так или иначе связали свою судьбу с кинематографом, но самой знаменитой, вероятно, стала дочь Джеральдина. Именно ей довелось в 1992 году сыграть собственную бабушку, мать Чарли, в картине «Чаплин».
В 1952 году Америка отказалась от великого актера и режиссера. В 72-м, она решила примириться с гением, подарившим ей свои талант и славу. Американская киноакадемия наградила Чаплина специальным «Оскаром» за «неоценимые заслуги в области киноискусства». Он вернулся в Штаты за своим Оскаром. Там он получил дополнительный «Оскар» - самую долгую овацию в истории вручения этой награды. Политические убеждения Чаплина не имеют ничего общего с очарованием его фильмов. В конце «Огней большого города», когда героиня наконец видит мужчину, избавившего ее от слепоты, ее романтические мечты умирают. «Ты»- спрашивает она недоверчиво. «Я», - кивает Маленький Бродяга. Его лицо крупным планом. Лицо человека гордого, смущенного и преданного. Узнанного и нелюбимого... Речь - язык ненависти. Тишина - язык любви. Бродяга был немым не потому, что кино было немым, а потому что Чаплин так решил. Наверное, он пытался защитить нас от своих мыслей...Великий Чарли простил Америку и в свои 83 года отправился вместе с Уной за океан, чтобы получить золоченую статуэтку. Штаты устроили настоящий праздник по поводу его возвращения. "Они как дети, которых отшлепали, и которые извиняются за то, что нашалили", - произнес тогда уставший от многочисленных бурных изъявлений любви, но счастливый Чарли. Он и не надеялся, что когда-нибудь вернется. Но он вернулся, и его встречал Лос-Анджелес, пестревший огромными плакатами с надписью «Хэлло, Чарли!» А в вечер церемонии переполненный зал Линкольн-Центра приветствовал его мелодией из картины «Новые времена». Участники той церемонии вспоминали, что за несколько минут до получения премии он задремал в кресле, но когда ведущий объявил: «Чарли Чаплин!», великий актер мгновенно встрепенулся и бодрым шагом вышел на сцену... Принимая «Оскар», он сиял, как ребенок, и он чуть не плакал. Чарли был счастлив!
Его не стало 25 декабря 1977 года. Он умер в Швейцарии в окружении близких, и ему шел 89-й год. Вся его жизнь была полна необыкновенных историй, слухов и сплетен, созданных его образом бродяги, и даже смерть не положила им конец. Через три месяца после похорон гроб с телом Чаплина был похищен из могилы. Похитители требовали от семьи актера выкуп в 600 тысяч франков. Когда семья ответила отказом, за дело всерьез взялась полиция. Через полгода преступники были пойманы, а гроб с останками возвращен на место... Даже уйдя из жизни, Чарли своим образом озорного бродяги продолжал дарить кино сюжеты для фильмов...
Закрыть