Кофе
emergency
дневник заведен 08-07-2007
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Москва, Россия
[4] 20-05-2024 10:30
Атас

[Print]
ТотКтоЯеСтЬ
23-12-2022 06:24 История русской церкви
Понятно почему автор коммунист набрасывается на церковь. Но это надо быть полным дебилом, чтобы ожидать от средневековой организации какой-то "святости". У нас к современным то гринписам тонна претензий, что уж говорить о людях со средневековым представлением о мире. Где-то на местах очевидно были и фанатики, где-то были и просто порядочные люди, но сама организация еще более очевидно - затачивалась не под них.
Очевидно что какой-нибудь монастырь особенно каменный, это серьезное сооружение за серьезные деньги, все колокола, часовни - все это не на чистом религиозном порыве строилось, и скорее всего было еще и вложением, то есть уверен деньги планировалось отбить.

"во Владимире наступивший голод стали объяснять их чарами и искали среди населения «волхвиц», наславших это бедствие; заподозренных в волхвовании женщин бросали в воду, и если брошенная не тонула, а плыла, то ее вылавливали из воды и жгли"

Блин, у меня в каком-то из старых текстов было то же самое в форме смешной шутки, а ты посмотри на них.

"Вся медицина, вплоть до появления Аптекарского приказа, была делом религиозного знахарства; врачей не было, были лишь волхвы, колдуны да «бабы богомерзкия»."

Похоже на медицину СССР.
Аптекарский приказ появился в 17 веке и обслуживал чисто царей, ну еще может крупных бояр. До народа чудеса медицины там хотя бы древнеримского уровня дошли в лучшем случае в двадцатом веке.

Медицину религия никак толком не затронула, разве что меняла одни заговоры на другие.

"Не только в доме, но и в приходской церкви у каждого своя икона, и если собственник иконы заметит, что перед его иконой молится чужой, поднимает ссору и брань. Молитва чужой иконе — воровская молитва, ибо она есть не что иное, как покушение похитить у владельца иконы те милости, на которые он один имеет право как ее владелец. "

Воровская молитва ок
Но вообще звучит скорее как байка. Персональных икон на всех не запасешься ведь.

"Домашние попы были в полной зависимости от господ, очень часто господин выбирал попа из своих холопов и посылал кандидата на выучку в соседний монастырь, где его учили грамоте и службам, а в худшем случае учили «со слуху». Если не находилось подходящего кандидата среди холопов, то владельцы церквей брали священников из огромной массы безместных бродячих попов, ходивших по богатым домам в поисках места."

Далее книга описывает, что из монгольского игра в 13-14 век Русь вышла уже основательно и бесповоротно православной. Не удивлюсь если во многом эта была попытка разграничить себя с одной стороны с татарами (они же мусульманами были?) а с другой с католиками-литовцами (у которых в то время было серьезное княжество).
К этом времени все минимально крупные города принимаются выбирать себе святых-покровителей. Кучу для этих целей канонизируют. К примеру так становится святым тот самый Александр Невский (военные успехи которого, кстати, сильно преувеличены). Появляется тонна святых, почитающихся только на тех территориях, где они родились. Святых местного значения.
Чаще всего канонизируются, как обычно, князья и их семьи. Тот случай когда жена депутата не просто великая бизнесвумен, но и в прямом смысле слова - святая женщина.

Интересно, что в средневековье (а кое-где и сейчас) - крайне важно наличие физических останков святого (мощей), иначе никак почитать его нельзя. Это все конечно перерождение идолопоклонничества. Как впрочем и беганья с некой конкретной "особо святой" иконой. Это все конечно не русская особенность, все тоже самое было везде, христианство всегда было для пипла слишком одухотворенным. Вот идолы - совсем другое дело, заряженные святой водой вещи, намоленные места, все с ними понятно.

Так как идет средневековье - любые попытки централизации сосуществуют с чудовищной раздробленностью, так что идут битвы между монастырями и паствами. В порядке вещей жителям одного города сжечь церкви в соседнем, хотя казалось бы бог един для всех, а вот святилище - враждебное.
Это все полный перенос на христианство античного сознания, когда у каждого села свой пантеон, только в данном случае этот пантеон состоит из своих персональных икон и святых.

Судя по всему злоключения протопопа Аввакума были не только потому, что он был мудаком (хотя и это тоже), а потому что вообще отпиздить заезжего (враждебного) попа было делом как минимум не единичным. Фраза "в чужой монастырь со своим уставом" - она судя по всему изначально именно про это.

"Так образовался феодальный русский пантеон, состоявший из представителей того же класса, который правил на земле,— князей и боярства, ибо и основатели монастырей, и епископы, как мы увидим ниже, рекрутировались из того же боярско-княжеского сословия. Этот пантеон вместе с пантеоном чудотворных икон затмил собою главных христианских богов: Иисус Христос очутился в тени, апостолы совсем исчезли со сцены, а богоматерь растворилась в десятках «богоматерей» по числу ее чудотворных икон."

Да кстати чтобы пойти в монахи - нужно было заплатить и серьезные суммы. Собственно средневековый монах это полный аналог если не депутата областного собрания, то как минимум ученика высшей школы экономики.
Вобщем монастыри были клубами по интересам аристократов, еще до появления самих аристократов. Насколько там при этом хорошо было со святостью, я думаю вы понимаете.

Структура церкви в это время очевидно феодальная, с чего бы ей быть другой. Все это начало меняться только в 17 веке, и не факт что изменилось о сих пор.

С централизацией московского княжества начала централизовываться и церковь.

"Ярлык хана Узбека, данный митрополиту Петру, трактует московского митрополита как владетельного князя, подчиненного непосредственно хану, дает митрополии свободу от татарской дани, подтверждает судебные и административные права митрополита и обязывает его за это лишь немногим: «Да молит бога за нас, и за наши жены, и за наши дети, и за наше племя…»"

Татары значительно активнее вписывались в традиционные русские ценности, чем это принято признавать.

С установления центра в Москве - постройка монастырей ускоряется вдвое в 14 век, и потом еще вдвое в 15.
Постройка свежего монастыря - была делом непростым. Во-первых, потому что на территории к тому времени уже жили крестьяне, и у них обычно были свои церкви. И монастырь автоматически территорию вокруг себя захватывал, то есть на крестьян падал дополнительный налог, да и саму постройку и прокорм монастыря очевидно самим же крестьянам предстояло оплачивать (сам феодал обычно находился в доле, и монастырь отправлял ему часть доходов). Нравилось это не всем и не всегда. В религиозной литературе противостояние крестьян приписывается влиянию дьявола. Ага, да.

К 16 веку церкви напрямую принадлежало не менее трети территории Руси. Короче это уже был аналог Ватикана.

А, да, и думаете за самим монастырем монахи следили? Это те которые из бояр и за взятки? Нет, естественно. Крестьяне на захваченных монастырем землях этим занимались. Я понимаю что совсем глупый вопрос - ну думаете им за это хотя бы платили? Ну кстати да. Платили. Нематериально. Духовно. Молитвы, отпуск грехов, богоугодное же дело.
Не нравится? Замечательно - давайте адресуем ваши претензии богу. Вот мы вам для этих целей кстати и монастырь построили. Точнее вы нам. Гха ха ха.

И кстати в большинстве монастырей долгое время монахи даже не жили. То есть это в прямом смысле слова был клуб по интересам. Жили они в домах управленцев в монастырских селах. В монастырь съезжались чисто чтобы помолиться. Точнее "помолиться".

В пятнадцатому веку бабла у монастырей уже так много, что они становятся торгово-производственными компаниями, инвестируют в рост.
И очевидно все об этом все знают. Короче меня ни разу не удивляет, почему большевики все это нахуй поразгоняли.

Ну и естественно - сожительство женских и мужских монастырей тоже редкостью не было. Как же без этого.
Дети от такого сожительства считались "детьми монастыря", ну то есть дополнительными рабами вообще с рождения. СПУ - суперпуперудобство.

"Дальше он доказывает, что господь бог все делал "прехыщрением и коварством". Всесильный бог мог бы отдать евреям египетские богатства "явственно", но он так не сделал, а повелел Моисею "прехытрити" фараона; бог мог бы явственно помазать на царство Давида, но он предпочел "прехытрити" Саула; он так же поступил и с Исавом, и с Лаваном, и с Иеровоамом, и с жителями Иерихона, "и многа суть такова в божественных писаниях прехыщренна же и коварства, яжь сам господь бог сотвори". Даже предустановленный план искупления павшего в раю человечества Иосиф сводит к тому, что бог мог бы совсем не допускать к Адаму и Еве диавола, но он допустил его и тут же "прехытри"."

Ну скажем прямо, не согласиться с мужиком нелегко.
Собственно "бог не фраер" - оно ровно о том же.

Адский колокольный звон - тоже изобретение русской церкви. В оригинальной греческой-византийской - колокола звучат довольно сдержанно. Но Русь не была бы Русью если бы не решила, что пока ты всех вокруг не заебешь своим перезвоном ссаным - Бог тебя не услышит.
Замечу что ни в одной вообще религии мира, ни в одном больше ответвлении христианства такого пиздеца нет. Самое близкое - мусульманские аяты. Но это хотя бы напевы, и плюс они несколько разнообразные, а не донн доннн доннн сука доннн.
Нам еще повезло что большевики все выпиздели из городов и посносили нахуй, иначе бы мы до сих пор просыпались по утрам все в восемь доннн доннн доннн доннн

"Домострой уверяет, что достаточно известное число раз в течение трех лет читать известные молитвы - и в человека вселится божество: после первого года вселится Христос - сын божий, после второго - дух святой, после третьего - бог-отец."

Домострой это сборник этикета на Руси шестнадцатого века. А не то, что вы подумали.
Еще оттуда же:

"Например, после причащения нельзя мыться в бане, а то смоешь с себя благодать; приложившись к кресту, к иконе или мощам, надо некоторое время удерживать в себе дух, "губ не раскрываючи", чтобы не вышел обратно полученный заряд благодати."

Ну все дети знают что после того как потрогал Майкла Джексона еще три года надо эту руку не мыть.

Короче к 16 веку русская церковь это цивилизованное по всем мировым стандартам спаянное феодальное хозяйство. И я сейчас без иронии.
К этому времени везде в мире, и на Руси тоже (впервые в ногу в Европой), начинается трансформация из раннего средневековья в среднее. Раздробленность сменяется централизацией. Значительно централизуется и церковь, принимаясь наводить в себе порядок, зачесывать монастыри под одну гребенку и объявлять несогласных еретиками. Именно это время появления большинства ересей. Книга подробно ереси описывает. Естественно это в основе была борьба за власть внутри общей структуры, а не теологические расхождения. До теологии, как вы понимаете, всем было до лампочки, да ее и не знал никто.
Дополнительно идет передел церковных земель, напомню более чем трети страны.

Заметим что среди еретиков были и аналогию лютеран, то есть люди которые хотели чтобы церковь все-таки была за религию, монахи сами занимались монастырями и не владели селами (читай - рабами). Монах-рабовладелец это знаете ли такое себе.
Очевидно церковной верхушкой все эти богопротивные гнусности были отвергнуты, а их авторы репрессированы. Причем, как мы хорошо знаем, в методах гонений на еретиков уж кто-кто, а церковь никогда ничего не стеснялось. Еретик же он же известно воплощение дьявола, разве может быть что-то хуже?

В процессе прихода Москвы к доминации, растет и доминация Успенского собора, который активно коллекционирует иконы и прочие магические артефакты из побежденных городов. Это важно. Причем даже если само учение кого-то объявлено еретическим - еще не значит его мощи и иконы не работают. Работают, просто не кому надо. А будут кому надо.
Одновременно идет массовая канонизация свежих святых из московского боярства, ну без этого никак. Там реально шли десятки новых святых, так что к концу 16 века, когда Москва начала объявлять себя Третьим Римом - святых у нее было не меньше чем у любого из двух первых. Константинополь был уже век как захвачен османами, так что высказаться по этому вопросу не мог.

Кстати чтобы отвязаться от византийских налогов русская церковь совершенно не ждет падения самого Константинополя. Она ждет когда станет понятно, что Византия больше не придет и не развесит люлей (что очевидно было единственной причиной подчинения одной церкви другой). Другое дело, что когда у русской церкви раздолбали "крышу" - она оказалась один на один с русским государством. То есть с силовиками. Которые тут же ее и захватили полностью. Собственно почему этого не случилось с Ватиканом - потому что там церковь всегда крышевала набор стран, и за редкими исключениями типо Карла Великого никто Европу не объединял. А у нас московское княжество объединило большинство территорий с православием. И естественно мгновенно сожрало религиозную власть.

Тут конечно отлились мышке кошкины слезки, потому что объявив себя во главе церкви власть тут же принялась гонять недовольное священство, объявляя их еретиками, слугами диавола и прочее прочее. Ну то есть к беглецам с одной стороны могли прийти опричники, а с другой просто крестьяне с факелами.
Вобщем шестнадцатый век выдался жарким.

К семнадцатому веку церковь это уже фактически "Религиозный Приказ", то есть отдел в феодальной госмашине.
Сама госмашина при этом активно поползновения попов ограничивает. Делает это в очень знакомой вам издевательской манере - вводя ограничения для самих же попов в их же внутреннем религиозном законодательстве, а потом говоря ох ну что я могу поделать, все по закону, обращайтесь в суд.

Этот свод законов - соборное уложение - ограничивает и церковный суд, и власть церкви над крестьянами, еще и часть земель экспоприирует в пользу сами понимаете кого. Прекрасный документ. Собственно тот самый церковный раскол патриарха Никона, крупнейшая ересь всей русской церкви, известная как "старообрядчество", это только формально был вопрос соответствия Византии. Никакой Византии уже давно к тому времени не было, на точность обрядов всем всегда было наплевать.

Суть раскола была в нежелании церкви ложиться под государство. Сам Никон - тоже не абы кто. Это мужик, который вообще говоря по феодальному праву стал бы царем, если бы в период смуты его Годунов насильно не постриг в монахи. Чувак воевал за власть, прекрасно понимая, что он делает.

В борьбе Никон проиграл. Его сняли с поста (постригли в монахи, хаха, повторно). К концу 17 века церковная реформа завершилась. Война религии с силовиками во всех странах всегда завершалась одинаково. Перемена церковных книг была удобнейшим предлогом чтобы повыкидывать неудобных людей со всех ступеней церковной иерархии - они и старые то ритуалы не знали, а тут еще что-то учить требуется.
Последними сдались монастыри, которые, как я уже писал - были очень очень серьезными независимыми боевыми организациями. Сами монахи там были сплошь аристократия, ну то есть профессиональные военные. Вобщем грохнуть монастырь это чуть ли не сложнее, чем взять хороший город. Вобщем узбагоивание монастырей идет еще минимум век.

Так, и на этом 40% книги все. Очень очень очень интересно.
Правда дальше мне кажется история церкви уже менее занятная пойдет, сливаясь тупо с историей России, которую я какбы наверное и так знаю. Вобщем посмотрим.
Пока что - чистое золото книжка, я в полном восторге. Я такое страшно абажаю - когда о чем-то знаешь миллион фактов и деталей, и тут получаешь книгу, которая все воедино для тебя связывает стройной непротиворечивой концепцией.
Закрыть