Вокруг классической музыки
Classic-Club
клуб заведен 25-11-2003
постоянные читатели [34]
afyna, ArchiDragon, azsh, barber, Ben Gann, Bird, blackpuma_lara, DB, EllTau, Free Bird, gunnbiern, katrin.dk, kulinar, Mikki Okkolo, Mostack, nedo, Night Lynx, OLAP, Paint It Black, Sirin, Tara, Tasha Lawrens, the_coffe_girl, warezn1y, Zazie, Андрейка, Ануца, Атавика, Джоконда, Инквизитор, меЛиссса, Сан Саныч, Скляревский Андрей, Утреннее Солнце
хранители [1]
Ромашка
участники [24]
aniuta, Bird, blackpuma_lara, cassandra, cellowoman, DB, drozd, glv12 Marla Zinger, Iron, LV, nedo, Tara, Tasha Lawrens, the_coffe_girl, Un Ange, warezn1y, Капитан Галерес, Квадрат201, Нопэрапон, Ромашка, рыбачка Соня, Скляревский Андрей, Хлоя, Эль
закладки:
цитатник:
клуб:
интересы [1]
классическая музыка
Вторник, 29 Августа 2006 г.
06:53 nedo » Шостакович и Шекспир
В Шекспировской Энциклопедии на букву "Ш" есть такая глава:
Шостакович, Дмитрий (Shostakovich, Dmitri, 1906-1975) - русский композитор. Автор музыки к фильмам Григория Козинцева "Гамлет" (1964) и "Король Лир" (1971). Его опера "Катерина Измайлова" (1934), также известная как "Леди Макбет Мценского уезда", не имеет прямого отношения к трагедии Шекспира.


Не беря сейчас в расчет последнюю оговорку касательно «Катерины Измайловой», я постараюсь изложить тут ряд фактов, показавшихся мне интересными в рамках этой поистине неисчерпаемой темы «Шостакович и Шекспир».
Простите, если окажется слишком длинно - я зато постараюсь, чтобы было интересно :)
Не получится - бейте палками!

Не секрет, что Дмитрий Дмитриевич писал «для Шекспира» (в частности, для театральных постановок шекспировских пьес) много и с удовольствием. Но наиболее известными и узнаваемыми стали его партитуры к двум фильмам Козинцева: «Гамлету» и «Королю Лиру». Не знаю, как вы, а я уже не смогла бы представить себе этих тяжелых, холодных и страшных картин без музыки Шостаковича. И насколько музыка Шостаковича помогает нам проникнуться непреходящими идеями Шекспира, воистину мастерски переданными в кинолентах Козинцева, настолько в работе композитора над музыкальным сопровождением к этим картинам, раскрываются интересные стороны Шостаковича как личности, как мастера, как человека.

Разбирая переписку Козинцева с Шостаковичем, поражаешься прежде всего тому, что талант композитора в данном случае был поставлен в очень и очень жесткие рамки (если не втиснут в прокрустово ложе!) режиссерского видения киноматериала.
Посмотрите сами, вот что пишет Козинцев в одном из писем, ставя композитору творческую задачу к фрагментам «Гамлета»: «Вход войск - на 36 сек. … Фортинбрас начинает говорить - на 1 мин. 9 сек. Всего - 1 мин. 46 сек. (можно короче). Дальше - похороны Гамлета» или вот это: «Может быть один большой номер, а возможно, и то возникающая, то затихающая тема. Начинается от слов Гамлета “Поразительное превращение, если бы только можно было подсмотреть его тайну!” Всего - 3 минуты 36 секунд (размер условный....). Номер можно заканчивать, когда раздались издали удары колокола—выносят Офелию».

И знаете, что меня удивляет? Что Шостакович, в ту пору уже именитый композитор, фактически прижизненно названный гением, как мальчик, скромно готов написать отрывок именно на 1 минуту 46 секунд, да еще чтобы при этом в момент, когда в кадре начнется диалог, в музыке пошло дименуэндо и пиано, а когда по сценарию стреляют пушки – грянуло форте. Никакой «звездной болезни», никакого «авторского видения»…

Правда, такой эксперимент, по сути, вылился в настоящую трагедию для Шостаковича-композитора. Сам Козинцев вспоминает, что на прогоне смонтированного «Гамлета» оказалось, что шумов, наложенных на музыку, слишком много и они чересчур громки. Шостакович осторожно заметил: «Если выбирать между музыкой и текстом, я согласен, чтобы слова Шекспира заглушали музыку. Но чтобы копыта - не согласен». По рассказам более близких друзей, Дмитрий Дмитриевич был несказанно огорчен, огорчен еще больше, чем после просмотра довженковского фильма «Мичурин», на котором сложилась схожая ситуация – за диалогами и шумами музыки не было слышно вообще. Тогда Шостакович писал: «Виню себя в том, что не смог настоять на своем. Это свое заключается в следующем: надо, чтобы музыка звучала лишь там, где она крайне необходима».

А вообще было интересно открыть для себя тот факт, что человека, которого сегодня можно сравнить лишь с небожителями – столь огромен его вклад в то, что мы называем мировой музыкальной культурой, – такого человека в свое время воспринимали как сугубо утилитарную единицу: «А напишите-ка нам, Дмитрий Дмитриевич фоновую музыку к кино! А то без «тра-ля-ля» как-то уж совсем скучно!» Конечно, талантливый художник может и обои красивые нарисовать – но нельзя же постоянно эксплуатировать его возможности для росписи обоев! Оно и обоям особо ни к чему, да и для мастера, который это же время мог бы потратить на куда более важные дела – вредно!
Похоже, единственный, кто это понял – Козинцев. Жаль, что только после вышеизложенного опыта и тем более жаль, что уже к финалу жизни композитора.
Приглашая Шостаковича для создания музыки к «Королю Лиру», он уже не так упорствовал. Во-первых, он «великодушно разрешил» Шостаковичу использовать ранее написанную музыку к театральным постановкам «Короля Лира», во вторых, оговорился, что работы будет существенно меньше, чем в «Гамлете». То есть изменил стремлению заполнить каждую возникавшую 30-секундную паузу очередным специально написанным сочинением Шостаковича. И хотя работа над музыкой к фильму дважды прерывалась из-за тяжелых проблем со здоровьем, которые преследовали Шостаковича в его последние годы жизни, результат этой работы в дополнительном представлении не нуждается.
На многочисленных прогонах озвученного материала Шостакович «грозился» написать симфонию на тему музыки к фильму «Король Лир». Но не успел. Или не захотел, не представляя себе существования этой музыки без соответствующего видеоряда.
Тем не менее, вся музыка, написанная Шостаковичем для кино, в наши дни живет своей жизнью, исполняясь ведущими симфоническими оркестрами на самых различных концертных площадках мира.
Пятница, 18 Ноября 2005 г.
22:55 Warum » Часть третья: Вторая Симфония Шумана
Многие дирижеры, собираясь исполнять Шумана, напоминают своей аудитории, что Шуман был сумасшедшим, что он слышал голоса, что он пытался покончить с собой, спрыгнув с моста, и закончил свои дни в приюте для умалишенных. Наш дирижер и тут оказался оригинальным, и заметил, что трудно было остаться нормальным в его ситуации. Представьте себе, вы великий композитор Роберт Шуман, женатый на самой знаменитой пианистке современности Кларе Шуман, она концертирует повсюду, вы ее сопровождаете, они играет концерт (включая вашу музыку) перед германским кайзером. После концерта кайзер расхваливает пианистку, произносит прочувствованную речь о том, как глубоко его тронула ее игра, и, заметив, что рядом с ней стоит ее муж, небрежно спрашивает: «А вы тоже занимаетесь музыкой?»

Сочувствуя Шуману, я сразу подумала о том, что я понятия не имела о том, каким он был прогрессивным. Например, сестра знаменитого Мендельсона, Фанни, после замужества не играла на сцене. Мать Марины Цветаевой подчинилась воле отца и, выйдя замуж, перестала играть со сцены, о чем всю жизнь горько жалела – талантливая пианистка, ученица Рубинштейна, умирая, говорила: «Мне жаль только музыки и солнца»... во многие века, рождаясь талантом, стоило хорошо подумать, рождаться ли женщиной. Клара Шуман оказалась приятным исключением из правил – но легко ли идти против правил и жить не так, как все? Кстати, в своей второй симфонии Шуман тоже пошел против правил. Традиционно, в симфонии вторая часть – медленная, а третья – скерцо. Шуман сделал наоборот: вторая часть скерцо, а третья – медленная, задумчивая и изумительно красивая.



Своей Второй симфонией в солнечной до-мажорной тональности Шуман вылечил себя от депрессии. Он писал, что эта симфония отражает сопротивление его духа, и по мере того, как он продвигался от первой части к четвертой, он чувствовал себя лучше, и четвертая часть его излечила окончательно. Тем не менее, эта симфония всегда оставалась для него напоминанием о трудных днях.

Кстати, любопытный факт: премьера состоялась 5 ноября 1846 года с Мендельсоном за дирижерским пультом!
Пятница, 15 Октября 2004 г.
17:10 Ромашка » Victor Ullmann
В первые в жизни, я поймала себя на том, что у меня по лицу текут слезы от музыки...Такого ранее за мной не замечалось, я вообще позволяю себе такое крайне редко..а тут я просто обнаружила, что лицо мокрое от слез..такой музыки я еще никогда не слышала..

Конечно, я была под впечатлением и от прослушанной перед концертом лекции о Викторе Уллмане, человеке, написавшем эту музыку в 1942-1944 годах..в концентрационном лагере Терезин (Terezin). Оказывается была такая вот "Потемкинская деревня" и у нацистов. Они ее демонстрировали представителям Красного Креста и мировой общественности, как пример заботы об узниках..там содержались деятели культуры, искусства, Там был камерный оркестр, джазовый коллекрив и пр. А в 1944 его перевли в Аушвильц и ..уничтожили, как и миллионы других..


родился в 1898, убит в 1944...он не знал, что его ждет в Аушвильце и хотел взять ноты с собой..те, кто знал, уговорили оставить..вот ноты и сохранились. Но писал он, как я поняла, для пианино и только кое где оставил пометки, какие инструменты могли бы это играть в оркестре.

Берхард Вулф (Bernhard Wulff) трансформировал седьмую сонату для пианино в Симфонию #2 для оркестра, мировая премьера которой состоялась в 1989 году. А вчера было первое исполнение Филадельфийским оркестром...

Очень жаль, что мне не хватает музыкального образования, чтобы понять все музыкальные намеки Уллмана..вот рассказали нам, что в музыке он написал слово БАХ, намекая нацистам, что БАХ - немец, а не они..что БАХ - немецкая культура, а не нацизм..Нам даже специально проиграли этот момент (на лекции), но..увы..не знаю я нот.. Я душой слушала..и душа плакала..

отредактировано: 15-11-2005 05:20 - Classic-Club

Закрыть