Долгая дорога домой
дневник заведен 26-02-2003
постоянные читатели [168]
закладки:
цитатник:
дневник:
Среда, 13 Февраля 2008 г.
10:17
В кризисной ситуации, под сильным давлением, внимательному взгляду (лучше всего - его собственному, но для этого нужно сохранять голову холодной) быстро становится понятно, на что же надеется человек, что для него наиболее реально, в чем он находит опору, на что надеется. На деньги, друзей, случай, неведомые для него самого силы, родню, Бога. Выводы могу быть довольно не лицеприятны. Например когда человек называется христианином, а сам в минуту трудности даже не вспоминает о Боге. Но потому спрашивает: "Бог, где ты был?"
Это из личного опыта.
07:08
Священномученик Ермоген:
Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если вы все, литовские люди пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру». ... Более девяти месяцев томился он в тяжелом заточении, и 17 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода.
http://www.saints.ru/e/Ermogen_Patriarh_Moskovskii.html
07:07
"Не боится никого,
Только Бога одного."


А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне"

"Боюсь Единаго, живущего на небесах"
Св. Ермоген, архиепископ московский

Таким и должен быть мужчина-христианин.
06:33
Самодостаточность "здравого смысла" - это закрытость маленького мирка. Закрытая на замок дверь, задернутые шторы, удобная полутьма, мягкий диван. Зачем ему огромный мир? Ему и тут удобно.
06:31
"Достойное горького рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чем состоит христианство! А это зрелище почти беспрестанно встречают ныне взоры; редко они бывают утешены противоположным, точно утешительным зрелищем! редко они могут в многочисленной толпе именующих себя христианами остановиться на христианине и именем, и самым делом."
Людей, считающих себя православными, потому что они русские, полно. Людей, хотя бы понимающих, что православие - от Христа, гораздо меньше.

И далее:
"Христиане! вы рассуждаете о спасении, а не знаете — что спасение, почему человеки в нем нуждаются, наконец, не зная Христа — единственное средство нашего спасения! — Вот истинное учение об этом предмете, учение Святой, Вселенской Церкви: спасение заключается в возвращении общения с Богом. Это общение потерял весь род человеческий грехопадением праотцев. Весь род человеческий — разряд существ погибших. Погибель — удел всех людей, и добродетельных и злодеев. Зачинаемся в беззаконии, родимся во грехе."
СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ)

Т.е. все мы, люди, обречены на смерть. Иисус нужен не для того, чтобы устроиться поудобнее в следующей жизни или тем более в этой, а для того, чтобы спастись.
06:01 Детство
Воспоминания о детстве в СССР, как наверное и любые воспоминания о детстве, окрашены теплые тона и размыты, как несфокусированная картинка. Однако если чуть напрячься, то вспоминается многое. Например ложь.
СССР был пропитан ложью. Например каждую неделю (в пятницу, вроде бы? Или в понедельник?) у нас выделялись 15 минут для политинформации. А что такое политинформация? Это порция лжи, которую взрослые дяди влили через уши в твои молодые мозги и которой ты должен поделиться с товарищами.

В нашем классе было туго с "активом", потому что с одной стороны в 80-х даже дети вслед за родителями понемногу начинали понимать про социализм, коммунизм, "борьбу за мир во всем мире" и заветы Ильича или по-крайней мере усваивать соответствующее к ним отношение. А с другой стороны опять-таки дети были в основном из интеллигентских и рабочих семей, так что у нас в классе не было циничных продуманных подростков, намеренных строить на этой лжи свое будущее.
Поэтому меня, книгочея, почти отличника, с хорошей памятью, старались протолкнуть в этот "актив", так я оказался секретарем совета отряда и ответственным за политинформацию.
Я вроде бы даже пытался самостоятельно отыскивать политические повости, потом был на "взрослой" политинформации у комсомольцев, а то неожиданно для себя оказывался среди актива школьной дружины... Но я и тогда не умел быть "умным" и "правильным", все пытался разобраться в том, что нам толкали, поэтому каждый раз, когда я сталкивался с любой "активностью" меня не покидало ощущение тоскливого трескучего бреда, полной бессмысленности происходящего. Так что я со временем слил все дела и тихо слинял вместе с товарищем. И остался актив дальше держаться на нескольких "правильных" девочках.

Память я по-прежнему не жалуюсь. И когда мне начинают живописать, какой сказкой был Союз, я понимаю, что люди просто тоскуют, как всегда бывает при крушении империи и собственных ожиданий.
04:56 "Когда говорит ложь..."
"Сердобольный спасиситель"
"1988-й - год Тысячелетия, "мягкий" вагон, и моя соседка по купе прокурор генеральной прокуратуры, мирно вяжущая носки для любимого внука - старая знакомая по несовсем приятным почти уже древним обстоятельствам моей юности. "А Вы знаете, - вдруг признаётся она мне, - а ведь это я спасла от неменучей погибели священника без ноги с немецкой фамилией. Как его - напомните?" - "Отец Павел Адельгейм" - "Вот вот Эдельгейм - я была тогда главным прокурором Узбекистана - получила слезливое прошение: потерял ногу во время восстания и прочее, а что мне было бы с того - по неписанным тогда правилам ему и дальше за его антисоветчину предстояло гнить до самого упору, пока бы там совсем не сдох, но я ведь, как видите, женщина и сама мать - вот я его и пожалела выпустив тогда под подписку... о дальнейшем с нами его тесном сотрудничестве...", она тягуче протягивает паузу и буравит меня пристально своими стальными глазёнками, - Вам, как я погляжу совсем, не в новинку будет узнать, что с нами тесно и давно уже сотрудничают и Дмитрий Дудко и Ваш митрополит, и ректор Вашей академии, и много ещё кто - сами ведь понимаете, что все мы соработники на одном общем для всех нас идеологическом фронте..."

Не так важно, что было в этом рассказе ложью и провокацией (например в отношении отца Павла), а что правдой, не на людях сторится христианская вера, а на самом Иисусе Христе. Он выдержит.

Что же касается таки людей, "работавших" по священникам... Бог им судья. Но они - продукты и соучастники той системы, что полезно помнить.

"Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи."
(Иоан.8:44)
03:54
"В Украине (как и в любой стране и в любом народе) существуют болевые точки - политические и социальные. У нас это – вопрос НАТО и внешнеполитической ориентации, языковая проблема, ОУН-УПА, конфессиональная проблема, нарастание политического хаоса, и др. Но вот что я думаю – несмотря на реальность этих проблем (хотя бы частичную, ибо не мало в том и политических спекуляций), их конфликтность во много раз преувеличенна, и, видимо, раздувается искусственно (иногда по глупости, а иногда сознательно)"

У меня складывается впечатление, что этот процесс, раздувания конфликтов и давления на "болевые точки", идет по всему миру.
02:44
"Родители сдали его нам в 99-м году. Последним толчком послужило то, что Дима, врезавшись "винтом", пошел помыть свою "девятку". Занимался этим ровно сутки и разобрал ее до мельчайших запчастей. Когда мы приехали за ним, он встретил нас с топором: гонял по кухне тараканов.
И вот смотрю - Дима. Веселый, довольный, женился, дети подрастают. Нормальный человек.
То есть стоило этим заниматься."
http://roizman.livejournal.com/602378.html

Вот чем люди занимаются. И не теряются от того, что их грязю попалам с ложью поливают.
02:01 Базис культуры
Европейская и русская культуры за вычетом христианства оказывается подвешенной в воздухе и не жизнеспособной, потому что лишается базиса.
Пример: то, что убивать людей нехорошо с точки зрения морали вроде как понятно. Но обосновать, почему именно нехорошо, а не "нехорошо, что поймают и посадят" оказывается невозможным. "Если меня не поймают и не накажут, то почему убивать не хорошо? А может, я испытываю такое желание? Почему я должен себе в этом отказывать? "Живи и дай жить..."? А почему я должен это делать? Пусть другие, тупое стало, не рассуждая так живет, а я же умный... ", альтруистические аргументы типа: "это хорошо для других" повисают в воздухе, потому что нет обоснования, почему человек должен предпочитать интересы других - своим. Если же находится еще и повод, чтобы заглушить остатки совести, то доказать, что убийство - это не хорошо, оказывается и вовсе невозможно.
И это касается всей культуры в целом, каждого конфликта между собственным желанием и моралью. Нет основания - нет корней - нет жизни.

В то же время мусульмане например как правило четко могу объяснить, почему делать то или это нельзя с их точки зрения, а остальное - можно, они ссылаются на Бога. То же могут сделать и буддисты - они ссылаются на карму. Индуисты, зороастрийцы, конфуцианцы, христиане - у кого угодно есть основание для разделения на "хорошо" и "плохо", "можно" и "нельзя", "направо" или "налево", потому что у них всех есть для этого базис (как они следуют своим правилам - другой вопрос).

Базис это то, на чем можно основать что-то другое, и что само по себе не нуждается в основании.
У европейской и русской культуры без христианства этого базиса нет. Именно поэтому сегодня Европе оказывается не за что держаться там, где забыли о своем базисе, и она оказывается так слаба перед мусульманами, у которых базис надежен и понятия конкретны.
Закрыть