pakt
12:04 09-08-2022
Снова Мухина
Аграрная реформа 1861 г. не только освободила крестьян от крепостной зависимости, но и начала разрушение общины. Экономические и социальные изменения, вызванные реформой, стали факторами разрушения патриархального уклада крестьянской семьи, способствовали ускорению процесса раздела больших семей на малые - с в среднем 40 человек патриархально-общинной семьи первой трети 19 века до семьи из 6 человек к концу 19 века.

Когда появилась возможность получить средства к существованию независимо от хозяйства семьи, возникло противоречие между коллективным началом, которое представлял глава семьи, и частным, представленным детьми и внуками, поскольку в распределении продуктов большой семьи существовало стремление к уравниловке (как и в общине), что не могло устраивать всех. При возвращении с отхожих промыслов сын обязан был все заработанные деньги отдавать родителям и ничего не утаить для жены и детей.

Данное обстоятельство способствовало тому, что в крестьянском сообществе стали появляться новые ценности, касающиеся прав личности и ее внесемейных интересов, что явно не согласовывалось с авторитарными установками большой неразделенной семьи. Отходничество крестьян, заработки на стороне, личные денежные доходы становились одной из причин семейных разделов и распадов большой семьи. Патриархальный мир сельского социума рушился под напором «власти денег».

Заработки сыновей «на стороне» нанесли мощный удар по традиционным порядкам. Молодые члены семьи перестали отдавать заработанные ими деньги на стороне большаку – распределителю семейного бюджета и блюстителю старого семейного уклада. Глава большой семьи терял свое имущественное превосходство и ему не удавалось держать в повиновении домочадцев. Менялись семейные роли и взаимоотношения поколений.
11:38 09-08-2022
 
Деление работ по принципу только мужские или женские ограждалось от нарушений и сохранялось предписаниями, основанными на взглядах о ритуальной нечистоте и греховности женщин. Одно присутствие женщины при выполнении ряда земледельческих работ способно погубить будущий урожай.

Выполнять мужчине, даже мальчику, женскую работу по дому считалось зазорным. Жители села в повседневной жизни старались придерживаться этих неписаных правил из-за боязни осуждения и насмешек со стороны односельчан. Нарушение этих правил допускалось лишь для холостяков и вдовцов.

Корреспондент Этнографического бюро сообщает, что летом во время тридцатиградусной жары «хорошая рабочая баба может нажать пять копѐн и навязать десять копѐн хлеба в продолжение дня (в каждой копне по 52 снопа. – Прим. корр.). После окончания работ в поле, женщины, вернувшись домой, выполняли все необходимые ежедневные работы по хозяйству и дому (дойка коров, кормление скота, подноска воды и т. п.).

Кроме обычных работ по дому и хозяйству каждая замужняя женщина должна была еще работать на свою семью, одевать своего мужа и детей. Иногда им приходилось «одевать свекра или неженатого деверя или какого-нибудь другого члена семьи из холостых». Они также должны были заготовлять для всей семьи нижнюю одежду.

Старики, старухи, достигнув пятидесятилетнего возраста, считают вправе устранить себя от тяжелой работы, если есть кому заменить их в семье. Старуха, удалившись таким образом от дел, хозяйничает дома: топит печку, метет пол, доит коров, смотрит за детьми, а в долгие зимние вечера прядет красна.

***

В связи с тем, что крестьянские избы в основном были деревянные, то часто они подвергались пожарам. Пожары издавна были для русской деревни громадным злом. Убытки крестьянских погорельцев были значительны по сумме и трагичны по результатам. Общая сумма пожарных убытков составляла, например, в 1884 году – 2 098 156 рублей в год.

Наибольшее количество убытков, причиненных пожарами, выпадает на сельские пожары и в пополнении этих убытков погорельцам выдавалось вознаграждение из сумм взаимного земского страхования. Первое место среди пожарных случаев занимали пожары от неосторожного обращения с огнем. Причиной тому также служило наличие в своем большинстве домов с соломенной крышей. Вместе с этим в массовом сознании сохранялось стереотипное представление о том, что нет смысла предотвращать стихийные бедствия, так как все равно сгорим, если на то воля Божья.


Мухина З.З.
Семейный быт и повседневность крестьян Курской губернии: традиции и динамика перемен в пореформенной России / М.: ИЭА РАН,
2012. – 299 с. http://static.iea.ras.ru/books/Mukhina_2012.pdf
07:59 09-08-2022
 
Закрыть