Полет "Орленка"
Здесь я хочу рассказать о самой удивительной технике. Это Экраноплан.
Что это такое??
Если сухим словарным языком, то:
"Экраноплан — высокоскоростное транспортное средство, летательный аппарат, подобный самолёту, но летающий в пределах действия аэродинамического экрана, то есть на относительно небольшой (до нескольких метров) высоте от поверхности воды, земли, снега или льда. По сравнению с самолётами у экранопланов сильно уменьшена площадь крыльев.
Согласно определению, сформулированному во «Временном руководстве по безопасности экранопланов», принятом ИМО, экраноплан — это многорежимное судно, которое в своём основном эксплуатационном режиме летит с использованием «экранного эффекта» над водной или иной поверхностью, без постоянного контакта с ней, и поддерживается в воздухе, главным образом, аэродинамической подъёмной силой, генерируемой на воздушном крыле (крыльях), корпусе, или их частях, которые предназначены для использования действия «экранного эффекта».
Экранопланы способны эксплуатироваться на самых различных маршрутах, в том числе и тех, которые недоступны для обычных судов. Наряду с более высокими гидроаэродинамическим качеством и мореходностью, чем у других скоростных судов, экранопланы обладают амфибийными свойствами. Помимо водной глади они способны передвигаться над твёрдой поверхностью (земля, снег, лёд) и базироваться на ней. Экраноплан, таким образом, объединяет в себе лучшие качества судна и самолёта.
Экранопланы, способные на длительное время отрываться от экрана и переходить в «самолётный» режим полёта, называются экранолётами."
Проще говоря, это махина размером с кораблик и летает как самолет, но низко низко )))
Первая встреча простых людей в СССР с экранопланом произошла в 70-х годах на Каспийском море и оставила сильное впечатление в их душе. Один из рыбаков рассказал об этой встрече так: "Наш баркас был уже недалеко от берега, когда со стороны моря стал нарастать рев моторов. Мы увидели, что к нам быстро приближается непонятное железное чудовище-то ли самолет, то ли корабль. Его размеры все более увеличивались, и мы поняли, что это все-таки огромный самолет, мчавшийся прямо на нас в нескольких метрах над водой. Мы растерялись и оцепенели. Когда нас разделяло метров сто, он, заломив вираж, стал поворачивать в сторону острова. Казалось, концом крыла он вот-вот врежется в волны. Но нет - вода под крылом будто прогнулась, чудовище выровнялось и продолжило свой ход к суше. Мы видели, как оно чуть приподнялось над холмиком, потом снизилось за ним и, следуя рельефу острова, скрылось за горизонтом..."
Это был экраноплан КМ, то есть корабль-макет, но на Западе его прозвали Каспийским Монстром. И было за что.
КМ, он же "корабль-макет", он же "Каспийский монстр"
Создателем этогй махины является гениальный контструктор Ростислав Алексеев. Он кроме экранопланов создал еще и корабли на подводных крыльях. Наверное все помнят, а некоторые еще и каталисьна них, корабли "Ракета", "Метеор" и "Комета". Вот эти корабли и являются его детищами. Ростислав с детских возрастов мечтал о скорости, о скоростных судах. В поисках своей мечты он прошел путь через кораблей на подводных крыльях, которые впервые преодолели рубеж в 100 км/ч к летающим кораблям. И он возглавил конструкторское бюро после Бартини. Этот Роберт Людвигович Бартини - тот еще самородок. Он - сбежавщий в СССР итальянец-коммунист поступил на работу авиаконструктором. По гениальности и уникальности его разработки можно сравнить только, на мой взгляд - с Бертом Рутаном (Burt Rutan) - уникума в настоящее время.
Алексеев Ростислав Евгеньевич
Бартини Роберт Людвигович
Берт Рутан (Burt Rutan)
Об этих замечательных и уникальных конструкторов попозже расскажу.... (Если руки дойдут )
Продолжение следует...
Песнь 58. Самоучитель для ч...
[Print]
CXPOH