... из серии про антиномии. С практической моралью ))
В мире есть причины и следствия, средства и цели.
В мире есть коллективность и индивидуальность.
Когда коллективность раздроблена (внутренне не связана), она перестает быть таковой, появляется индивидуальность.
Индивидуальность, в принципе, свободна в выборе средств и целей. Так сказать, может подобрать такую причину, чтобы следствием оказалась одна из ее целей.
Когда индивидуальности объединены (взаимодействуют друг с другом), они перестают быть таковыми, появляется коллективность.
Коллективность, в принципе, несвободна, подчинена причинам и следствиям. Так сказать, имеет единственную цель при необходимых средствах - единственное следствие совокупности причин.
Если я сосредотачиваюсь на причинах, то есть позволяю коллективности управлять мною, то я живу в бесцельном и унылом, но предсказуемом мире гарантированных следствий. Если я полагаюсь на причины, но не сосредотачиваюсь на них, то становится еще интереснее: моя жизнь, помимо того, что будет цепочкой следствий, может оказаться средством достижения чьих-то целей, инструментом какой-то индивидуальности, выбирающей средства и цели. То есть то, что я буду по рассеянности считать объективным следствием, может оказаться чьей-то субъективной целью.
Мораль: стоит быть внимательными к тому, что мы записываем в объективное (в определении меры коллективного, закономерного), и пробовать пользоваться остальным как своей субъективной свободой
Из автоэпиграфа к странице ...
[Print]
Yurate