Вообще, история с этим загадочным захваченным лесовозом, конечно, интригующая.
То, что тут явно
что-то не так вполне очевидно, но вот
что именно не так мы, скорее всего, никогда не узнаем.
Тем не менее, версии происходящего мне интересны - как с точки зрения общего любопытства, так и с конспирологоведческой позиции, ибо кое-какие гипотезы о причинах происходящего вполне в состоянии пополнить мою коллекцию конспирологических галлюцинаций.
Вообщем, выпишу для себя имеющие место подтвержденные факты, а тако же наличествующие слухи, спекуляции и гипотезы. Если кому еще то интересно - велкам, присоединяйтесь. В частности, меня интересует мнение почтенной публики на тему "что это было?". Мнения могут быть любыми, но выдерживаюшими проверку на здравый смысл: гипотезу захвата судна марсинами рассматривать не будем
Итак, какие мы имеем факты.
Судно дедвейтом 4700 тонн, стандартный лесовоз, последние полтора года стабильно возит лес по линии Финляндия-Алжир. Страна принадлежности - Мальта. Оператор и де-факто владелец судна - компания Solchart, зарегистрирована в Хельсинки, однако создана и управляется русскими (основатель компании, CEO и председатель совета директоров некто Виктор Матвеев, замы - Алексей Стародубов и и Владимир Воронов). База технических операций компании - Архангельск.
Вот примерная хроника событий.
В июне-июле этого года судно проходит ремонтные в доке калининградского судоремонтного завода. Характер ремонтых работ неизвестен, но, судя по всему, это стандартное плановое техобслуживание.
Ремонт закончен 17го июля. 21го июля судно заканчивает погрузку в финском порту и отправляется в Алжир. Расчетная дата прибытия - 4е августа. Экипаж - 15 человек, все граждане РФ. Груз - 6700 кубом древесины, примерная стоимость - менее двух миллионов долларов, т.е., вообщем-то, копейки. Владелец груза - гигансткая финско-шведская лесопромышленная контора Stora Enso Oyj - одна из крупнейших в мире.
Далее начинается странное.
В ночь на 24е июля в Балтийском море в шведских территориальных водах на судно совершено нападение: в три часа ночи вооруженные люди высаживаются на корабле, связывают (и, предположительно, избивают) команду и на протяжении 12 часов что-то ищут на корабле. Нашли или нет - неизвестно. Далее они (якобы) освобождают команду и покидают судно, не взяв ни денег, ни каких либо личных вещей экипажа. Позднее (сильно позднее) будет сообщено, что в результате нападения некоторые члены команды пострадали, так же вроде бы были повреждены корабельные средства связи. Тем не менее судно не заходит в порт для ремонта и/или оказания помощи раненым, а спокойно продолжает прерванное движение по маршруту. Что самое странное, о самом факте нападения ничего нигде никому не сообщается, хотя дело происходило практически посередине Европы - тут не то, чтобы аварийные системы работают, тут по обычному мобильнику можно в полицию позвонить и сообщить в полицию или еще куда. Тем не менее - тишина.
Через 4 дня после этого нападения (о котором нигде никто в мире пока ничего не знает) 29го июля судно - при поддержании установленного в таких случаях стандартного радиоконтакта с береговыми властями Великобритании - проходит Па-Де-Кале, самую узкую точку Ла-Манша - и выходит в Бискайский залив. Это последний контакт с кораблём. 30го числа пропадает сигнал с АИС (автоматической идентификационной системы - что-то вроде авиационного транспондера во флоте) корабля. Последнее известное место нахождения судна - западная часть Бискайского залива - примерно траверз французского Бреста. Но на момент выключения АИС о нападении в Балтийском море никто ничего не знает, поэтому особого внимания этому не уделяется.
30-31го июля - спустя неделю после событий на Балтике - наконец распространяется информация о нападении. Информация эта, вроде бы, распространена шведской полицией, которая расследует данный инцидент - но откуда полиции известно об этом нападении - неизвестно. По-прежнему сообщается та версия, согласно которой нападавшие покинули корабль, и судно продолжает движение в Алжир, всё, типа, по плану. Ни у кого не возникает вопросов, почему о нападении стало известно только сейчас, почему судно, на борту которого, судя по всему, есть пострадавшие члены экипажа, не прибыло в ближайший порт для оказание помощи, а идёт дальше по изначальному плану.
4го августа судно в Алжирский порт не пребывает. Только в этот момент общественности становится известно, что сигналов AIS с корабля нету уже 5 дней. Снова вспоминают про нападение полутора недельной давности. Тем не менее, официально ничего не происходит. Шум поднимает исключительно Михаил Войтенко с сайта Морской Бюллетень - Совфрахт - именно он следит за происходящим, опрашивает всех кто что-то знает и т.п. Родственники членов экипажа встречаются в представителями компании оператора и людьми из спецслужб. Выясняется, что этим делом уже занимается ФСБ. Представитель оператора, успокаивая жен моряков, утверждает, что говорил с кораблём не далее как 1го августа. О чем говорит и с кем конкретно - неизвестно.
Так же примерно в эти дни из Черного моря в Балтиское на учения выходит группа кораблей черноморского флота РФ, которые, согласно сообщениям командования ВМФ, паралельно с выполнением основной задачи будут искать пропашее судно.
Никакой официальной позиции тем не менее до сих пор нет - ни руководство страны, ни руководство компании-оператора никаких заявлений не делали. В междунарождный поиск корабль не объявлен (а соединения ВМФ его собираются искать ищут, ага).
Всё это продолжается 5 дней. "Морской бюллетень" бьёт во все колокола, остальные СМИ реагируют довольно вяло.
10го августа морская администрация Мальты (страна приписки судна) публикует пресс-релиз о том, что начинает поиски. Так же в этом релизе сообщается, что 28го июля оператор судна сообщил в полицию Хельсинки о попытке захвата корабля в шведских водах в ночь на 24го июля. Судя по всему именно это сообщение послужило источником для публичного распространения этой информации 30го июля. Что делал оператор судна на протяжении 4х дней (между захватом и сообщением в полицию) - непонятно. Получается, что пропадение сигнала AIS с корабля (1:29 по Гринвичу 30 июля) странным образом произошло сразу после того, как оператор сообщил о захвате в полицию.
11го августа жены моряков публикуют "открытое письмо правительству Российской Федерации и всем необходимым поисковым службам" с просьбой начать полтомасштабную поисково-спасательную операцию.
В этот же день наконец следует официальная просьба компании Solchart к правительству РФ с просьбой помочь в поиске пропавшего судна.
12го августа президент РФ Медведев даёт поручение министру обороны "принять все необходимые меры по обнаружению и, в случае необходимости, освобождению пропавшего корабля Arctic Sea с российским экипажем на борту". Официально начинается широкомасштабный поиск корабля силами ВМФ. Однако информация о корабле не была опубликована в так называемых "Извещениях мореплавателям" - официальных посланиях береговых служб всем судам, находящимся в зоне предполагаемого ЧП с просьбой усилить бдительность и в случае обнаружения такого-то судна - оказать помощь, сообщить куда следует и т.п. Публикация таких извещений - стандартная практика при исчезновении любых судов. Почему этого не произошло в данном случае - неизвестно.
14е августа. Предположительно в этот момент у корабля должно было закончится горючее. В различных СМИ начинают появляться сообщения о том, что корабль, похожий на Arctic Sea видели то ли в районе Островов Зелёного Мыса, то ли в районе Канарских островов. Причем в качестве источника информации указывается министерство обороны Франции. Полпрдед России в НАТО (непонятно какое вообще отношение имеющий к этой теме) заявляет, что "там достаточно драматично развивается ситуация, раньше времени нельзя говорить". Что и почему нельзя говорить - так же не ясно. Далее, посольство РФ во Франции информацию об обнаружении опровергает.
15го августа на некоторое время внезапно оживает AIS корабля и показывает, что тот находится в Бискайском заливе. Правда, нет никаких гарантий что он стоит на самом Arctic Sea - переставить прибор не так сложно. Через несколько часов сигнал AIS пропадает вновь, а на публикацию информации об этом сигнале (которая в принципе сама по себе ни о чем не говорит) французы реагируют очень болезненно, утверждая, что никакого Arctic Sea в Бискайском заливе нет, а есть лишь три российских военных корабля, с одного из которых и передаётся этот сигнал. Это уже означает что-то совсем странное и подозрительное.
Примерно в это же время финская полиция объявляет, что неведомые похитители требуют выкуп - 1.5 миллиона долларов. Позднее владельцы судна эту информацию опровергают.
16го августа состоялось экстренное заседание Военного Комитета НАТО, посвященное проблеме.
17го августа появляется сообщение о том, что Arctis Sea найден в 200 км от островов Зелёного Мыса российским противолодочным кораблём "Ладный". Экипаж жив и невредим, находится уже на борту"Ладного". Полпред Рогозин выступает с еще одним феерическим заявлением о том, что все те слухи, которые ходили по ходу спасательной операции, были целенаправленной попыткой дезинформации, предпринятой российскими властями.
Нахождение и состояние самого судна и его груза не озвучивалось, вначале было сказано, что следов пиратов обнаружено не было.
18го августа появилась информация, что пираты таки захвачены и находятся там же, на борту всё того же "Ладного". Что это якобы четыре гражданина Эстонии, два гражданина Латвии и два гражданина России. Про местонахождение самого судна по-прежнему ни слова.
Больше никакой информации пока нет. Интересно, что автор сайте "Морской Бюллетень - Совфрахт" Михаил Войтенко, который, пожалуй, играл роль главного информационного источника во всей этой истории, после разрешения ситуации с экипажем публично отказался от дальнейшего раскапывания информации по всей этой истории - "копать не собираюсь, тем более что уверен, это бесполезно..Кроме того, мне надо все-таки думать и о своей шкуре. Понимайте как хотите." Вот уж действительно, как хочешь, так и понимай.
Вообщем, неясностей тут больше чем всего остального. Неясно сколько было захватов - один или два; неясно, почему молчали владельцы, которые явно с самого начала знали больше чем говорили. Непонятна роль российских ВМФ и официальных лиц. Последняя история с передачей сигнала AIS Arctic Sea с борта одного из российских боевых кораблей вообще вызывает очень мрачные подозрения.
Главная загадка, похоже, в том, что же такое именно везли на этом корабле и из-за чего его, собственно, захватили. То, что это не обычный пиратский захват ради выкупа как такового за груз, корабль и экипаж, а-ля навязшие в зубах истории у побережья Сомали, по-моему, вполне очевидно: Балтийское море - это далеко не Аденский залив, и банде шпаны захват такого уровня (с последующим незаметным проводом захваченного корабля по всем европейским проливам) не под силам. Не говоря уж о том, что 1,5 миллиона долларов (а именно столько выкупа за корабль якобы просили) - это деньги явно несерьезные - сама операция по его захвату должна была стоить дороже. Была версия про то, что корабль вёз какие-нибудь наркотики и его перехватила конкурирующая наркомафия тоже особого доверия не вызывает - опять же, не тот уровень, да и нету смысла ради захвата такого груза, как наркотики, уводить корабль в Африку.
С другой стороны, варианты типа того, что "вез Arctic Sea какую-нибудь ядерную хрень для мирной державы типа Сирии или Ирана, и его с этим повязали" ЦРУ или Моссад ((с)
отсюда) у меня тоже вызывают сильное недоверие: ну куда и что мог везти корабль, с портом назначения Беджайя (Алжир)? До Ирана вокруг Африки он бы незаметно не дошел, а через Суэцкий канал его бы никто просто так не пустил. Другие реалистичные варианты тоже в голову совершенно не приходят.
Вообщем, гипотезы - велкам.
мои пять копеек
[Print] 1 2
William Wolos