19-11-2010 05:42 Про день открытых дверей
Вчера побывала у Ванилинчика в школе на дне открытых дверей. День, когда всем желающим родителям разрешается присутствовать на уроках. Да, советская школа практиковала нечто подобное. Одному родителю разрешалось посидеть на задней парте и посмотреть на свое чадо во время урока, и выглядело все как показательные выступления одного мученника, которого пытали у доски все 5 уроков подряд. В американской школе показательных выступлений не проводят. Самый обычный день в самой обычной школе.
Американская школа начинается с наглядных пособий. Их ОЧЕНЬ много и все они развешаны по стенам, окнам, доскам и дверям, чтобы ребенк мог в любое время найти необходимый материал, не ковыряясь в недрах памяти. Вы скажете, что помять надо тренировать и будете совершенно правы. Но существует разная память--произвольная и непроизвольная. Один вид принудительного запоминания информации, а другой нет. Если стописят раз в день смотреть на спряжения глаголов второй степени, то хочешь--не хочешь, а запомнишь! Как видно из моих грамматических ошибок, в моей школе из наглядности было только два плаката "Они читают лучше всех" и "Он не достоин быть октябренком".
Второе, что бросается в глаза в американской школе--это решение пространства. Парт в привычном нашем понимании нет, как нет и единой классной комнаты. Пространство поделено на "рабочие зоны": ковер, на котором дети сидят во время об'яснения; столы, за которыми они работают группами; и библиотека--для индивидуальной работы. Так, во время урока дети переходят из одной "зоны" в другую, постоянно меняя вид деятельности, а не сидят пеньками 45 минут.
На детей в американской школе не повышают голоса и не призывают к тишине и порядку. Моя школа в Зажопинске отличалась тем, что при попытках нарушить дисциплину учителя открывали огонь на поражение. На полном серьезе я помню несколько драк учеников с учителями во время урока. Да что там, немка толкнула меня так, что я летела от парты до двери со свистом.
А еще американская школа любит практический подход к обучению: все можно потрогать, понюхать и даже лизнуть если не очень противно. На уроке природоведения дети смотрели, что ела на обед сова: они потрошили шерстяной шарик, который не переварился у совы и вытряхивали оттуда кости и черепа мелких хищников. Это вам не пестики--тычинки, это--правда жизни))))
Потом был урок танца. Это, конечно, не полковая мазурка, но баланс и координация развиваются. А большего нам и не надо. Где-то посередине урока танцы сменились пением. После чего я поинтерессовалась, будет ли латынь и греческий:--слишком уж классическое получается образование.
После танцев толпа родителей начала заметно рядеть. Я тоже решила испариться под шумок.
Завтра день открытых дверей в группе продленного дня...