Выполнила свою программу, посмотрела исторические фильмы об эпохе барокко, т.е. времена короля Баварии Людвига II. Охваченными оказались
"Людвиг Баварский", производства BAVARIA PICTURES, совместная работа Германии и Австрии, трилогия
"Сисси" Эрнста Маришки (Австрия) и пересмотрела
"Людвига" Лукино Висконти.
"Людвиг Баварский" показался мне откровенно слабым фильмом, ничего нового в раскрытии образов Людвига и его окружения Бавария Пикчерз не внесла. Сравнения с Висконти просто не выдерживает, хотя бы даже по бюджету. Видно, что у итальянца гораздо более дорогой и добротный фильм. И как невозможно влить море в напёрсток, так и охватить в одной серии все события правления Людвига II. в общем, фильм скомканный и невнятный. Образы, как я уже сказала выше, не раскрыты. Актёры меня тоже не впечатлили, даже портретного сходства с оригиналами почти не просматривалось. XIX век всё-таки не XIV, была уже фотография, и свидетельств эпохи дошло предостаточно, чтобы создать правдоподобные образы. К тому же, фильм - не художественное переосмысление, а "тянет" на документальную реконструкцию.
Тема гейства Людвига показана в сюжете, когда король целует своего красивого слугу, и тут же, раскаявшись, как наожный католик клянётся именем Бога сам и заставляет поклясться его, что больше ни-ког-да не будут целоваться. )) Причём клятва звучит так двусмысленно, что может означать - не целоваться ни с кем. Впрочем, Людвиг её в полной мере выполнил, в том числе и по отношению к женщинам.
Почему-то в фильмах о Людвиге тема принцессы Софии Шарлотты совершенно не раскрыта. Её показывают вечно плачущей, она сидит дома и тоскует, потому что Людвиг не проводит с ней время. Однако это не совсем так, у Софии была своя богатая жизнь. И причиной её разрыва с королём может статься вовсе не нетрадиционная ориентация Людвига, а любовь Софии к другому. Но это уже тема для другой мелодрамы. ) Моя думай, эгоист Людвиг настолько вынес ей мозг своим Вагнером, что Софи была только рада от него избавиться. Такие увлечённые собой мужики мне напоминают вот эту картинку. )) Когда влюблённость проходит, приходит понимание, что там - пустота. )
Однако Софи продолжают изображать страдающей принцессов. видимо, очень хочется ,чтобы у романтичного короля была своя романтичная love story, но в случае с Людвигом она никак не выходит. У Людвига по жизни было всего две любви всей его жизни - это Рихард Вагнер и Людовик XIV. ) Если одного он боготворил, то второму старался подражать, как только мог.
В общем, низачёт Бавария Пикчерз, достойного ответа немцев итальянцу Висконти не получилось. Даже съёмки "на натуре", как то в Резиденции, Нойшванштайне, Линдерхофе и др. фильм не спасают. Людвиг там законченный эгоист, полностью ушедший в свой сказочный мир.
Также не соответствует истине сцена ареста Людвига министрами. По свидетельствам современников, Людвиг был спокоен, и на обвинение в сумасшествии отвечал вполне здраво, чем ставил докторов в тупик. Там же он ведёт себя точно как псих, так что у Висконти в этом отношении фильм правдивее.
"Людвиг" Висконти добротный, красивый фильм, в оригинальных интерьерах, грим актёров близок к их подлинным фото. Фильм разбит на 5 частей, каждая из которых показывает определённый этап жизни романтичного короля. Рекомендую для вдумчивого просмотра, хотя бы ради "духа эпохи". Единственно теме гейства уделяется слишком большое внимание, хотя Висконти не отважился таки сделать более откровенными сценами. Историческая справедливость такого, что единственное документальное свидетельство есть в дневнике самого короля, когда он записал, что нашёл привлекательным мужчину, однако тут же устыдившись своего порыва. назвал это противоестественным. Так что с того, почти все люди когда-либо находили привлекательным человека своего пола.
Пока что лучшего об этом баварском короле ничего не сняли, и трудно было бы превзойти работу итальянца, он таки многое в вложил в этот фильм. Образ принцессы Софии также не раскрыт, см. выше. Также, влить море в напёрсток не получилось, отдельной темой может быть как дружба Людвига с Вагнером, там и австро-прусская и франко-проусская войны, в которых Бавария была вынуждена участвовать. Для эстета Людвига это было тяжёлое испытание, он ненавидел такие грубые забавы, где кровь и смерть, войну и охоту. К тому же, желал править не войной, а искусством. Однако политика была такова, что даже мирная Бавария не могла остаться в стороне от войн.
Трилогия "Сисси". Несмотря на то, что жизнь Елизаветы, принцессы Баварской и императрицы Австрийской не была такой уж радужной, фильмы оставляю скорее позитивное чувство, нежели иначе. Режиссёр решил снять красивый фильм о прекрасных принцах и принцессах, и о романтической любви, преодолевающей все трудности. Первый фильм "Сисси" посвящён юности принцессы Елизаветы (да, на дворе пока что ещё романтичный XIX век, когда женщинам было принято давать дураццкие прозвища, типа Сисси, Нэнэ, Тата и прочая Муму Фру-Фру, что сейчас малость бесит. Если сокращение от Хелены - Нэнэ, ещё как-то аналогия просматривается, то вот скажите, что общего у Елизаветы с Сисси??? Елизавета-Бет-Бетси-Сисси??? ).
Юность Сисси можно назвать идиллической, как и всю жизнь семейства герцога Макса Баварского в Поссенхофене. Прекрасная природа, вдали от суеты и дворцовых интриг, жизнь счастливого семейства протекает, как в сказке. Вот он, рецепт счастья - домик в лесу на берегу озера, и при этом вовсе не обязательно быть герцогом или принцем, достаточно лишь иметь столько денег, чтобы о них не думать. Сисси обожает лес, животных, лошадей, живёт на свободе, не заморачиваясь условностями. Ну и после такой жизни быть счастливой в насквозь зарегулированном венском дворе будет очень сложно. Однако любовь зла, режиссёр принимает версию о том, что молодой император Франц Иосиф I по уши влюбляется в Сисси, а она - в него. впрочем, на первых порах так и было, как сообщают источники, император был очарован огонь-девкой Сисси и предпочёл её старшей сестре Нэнэ. Однако потом дела государства отняли у него всё время. У Висконти Сисси говорит Людвигу, что желала отдать всю свою любовь мужу, но выяснилось, что она ему не нужна.
Второй фильм "Молодая императрица" освещает первые годы жизни Сисси в Вене, конечно, невозможно было обойти вниманием тяжёлые отношения её со свекровью Софией Фридерикой, которая была её тётей и также происходила из семейства Виттельсбахов. Императрица-мать, несомненно, женщина незаурядная (ей явно лавры Марии Терезии покоя не давали), к сожалению, вошла в историю как грымза-свекруха, терроризирующей бедную сноху из-за ревности к сыну. Верх жестокости было отобрать у матери первенца, когда Елизавета ещё не успела наиграться в материнство и души не чаяла в своей дочке. Выглядит отнюдь не как забота, а тупая ревность и зависть бабки, желающей как можно больнее досадить молодой снохе за то, что та подвинула её в роли первой дамы при дворе и при сыне.
Трилогия снята в духе "Анжелики", Сисси прекрасна и мери-сьюшна, и одной улыбкой пленяет всех и каждого, и мирит Австрию с Венгрией одним своим обаянием. Венггрия очарована Сисси, Сисси очарована Венгрией. венгерские костюмы также прекрасны и антуражны. Сцена коронации Франца Иосифа и Сисси в качестве короля и королевы Венгрии снята очень красиво, и их костюмы в венгерском стиле выполнены великолепно, см. тут 1 и 2. Вот часто думала, эта венгерская курточка через одно плечо, как она держится?! которая также использована и в гусарской форме, когда-нибудь использовалась по назначению, или болталась исключительно как декоративный элемент? Ни разу не видела, чтобы её надевали. ))
Да, Сисси переодевается в фильме в каждом кадре, что наша Амидала. Любителям красивых костюмов в стиле барокко картинка придётся весьма по вкусу.
Третий фильм "Трудные годы императрицы" можно уже было не смотреть, практически там тоже самое. Однако вдруг неожиданно сюжет сворачивает на болезнь Сисси (в реальности я не слышала, что она чуть не померла), я ожидала дальнейшего противостояния со свекровью и дружбы с королём Людвигом II, однако о нём лишь упомянули. Людвиг одалживает свою яхту герцогине Людовике, матери Сисси, чтобы навестить больную императрицы на Мадейре, вот и всё. Хотя страшного слова "туберкулёз" произнесено не было, врачи давали плохой прогноз, что Сисси не переживёт зиму, однако жаркий и сухой климат Мадейры, Греции и Италии возвращает ей здоровье. Вероятно, она подцепила пневмонию, что в то время было достаточно тяжёлым диагнозом (антибиотики были созданы лишь к концу Первой Мировой войны), но не приговором, как туберкулёз.
Также наблюдается эксплуатация детского ангельского образа: брат Сисси, женившийся на актрисе, мирится с матерью, выпустив вперед себя маленькую дочь, в широком платьице и лентой в волосах, а Сисси завоевывает сердца суровых итальянских бабулей тем, что Франц Иосиф в Венеции выпускает впереди дочь - ангельскую девчонку с льняными волосами. Зело сентиментально на мой взгляд, не уверена, что сейчас бы это сработало.
Кино заканчивается примирением Австрии с Венецией, однако ж это ещё далеко не вся история Сисси и Австрии. Противостояние императрицы со свекровью продолжалось до конца жизни Сисси. Ей ещё предстояло пережить смерть сына, отчуждение мужа, найти утешение исключительно в путешествиях, и, наконец, погибнуть от руки анархиста. 10 сентября 1898 года, когда Елизавета в сопровождении одной из своих фрейлин, шла по набережной Женевы, анархист Луиджи Луккени ударил её заточкой в сердце. Сисси даже не поняла, что случилось, полагая, что это был обычный грабитель, захотевший вырвать у неё украшение, но через пару шагов она почувствовала слабость... На суде анархист клялся и божился, что не знал о том, что убил императрицы, просто он ненавидел всех аристократов-мироедов, и, увидев богатую даму, решил отомстить за всех обиженных и угнетённых.
Фильмы снимались в середине 50-х, и 50-е оставили видимый отпечаток, вплоть до цвета губной помады, модной в те годы. Дамы и кавалеры в костюмах барокко, тем не менее, все 50-тники! Обилие пышных кринолинов и прихотливые причёски дам, а также блеск драгоценностей украшают кадр, однако серьёзного исторического кино не получилось. Смотреть можно разве что из-за общего позитивного настроя и красивостей, не вдаваясь сильно в исторические реалии. в общем, сохранить кино на диск желания не возникло, снесу нафиг, вряд ли когда-либо захочу пересмотреть.
Вот как-то так. на подробный анализ времени не будет. Начальство предупредило, что вскоре на Смоленке будет тренировка "по фукусиме", надо будет подготовится, сделать кое-какие анализы, ибо в процессе (как у нас было хотят) на это время не будет. Завтра возьмусь, хорошо бы успеть сделать с газом и без газа с воздухом и без него, дабы весь процесс был перед глазами.
С Днём Атомщика!
[Print]
Лоллия Паулина