pakt
20-06-2005 05:29 Кара-Мурза, "Столыпин — отец русской революции", цитаты
...Многие вещи, вроде бы предназначенные для какой-то «полезной» цели, на самом деле дороги нам как образы, знаки, отражающие человеческие отношения. Старая чашка, модное платье, мотоцикл — все это образы, не сводимые к материальным функциям, но они воплощены в вещах. В жизни крестьян потребность в образах в огромной степени удовлетворяется как бы сама собой — связью с природой и людьми, типом труда. В городе эта потребность покрывается производством огромного количества вещей-знаков, «ненужных» вещей. В советское время престарелые идеологи клеймили вдруг вспыхнувший в нашем скромном человеке «вещизм». Стоявшую за ним потребность подавляли средствами государства — и она в конце концов вырвалась из-под гнета уже в уродливой форме.

Как решил (или хотя бы на время смягчил) эту проблему Запад? В целом городское общество Запада стало безрелигиозным, но наполнилось огромным числом фетишей (вещей-образов). Отношения людей приобрели форму отношений вещей и были ими замаскированы. Поскольку речь шла прежде всего об образах, стало возможным наращивать их потребление с относительно малым увеличением материальной основы — пойти по пути создания «виртуальной (несуществующей) реальности».

Важнейшей частью жизни Запада стали витрины — вид вещей, которые потреблялись уже только как образы, без покупки их носителей. На Западе подавляющее большинство посетителей крупных универмагов просто ходит, разглядывая витрины, не собираясь ничего покупать. Почти столь же нематериальным, но очень важным стал на Западе искусственно и целенаправленно создаваемый мир запахов. Он сильно поражает, когда впервые приезжаешь на Запад, придает особое качество всей городской окружающей среде и сильно действует на настроение. Кстати, пока Запад к этому пониманию не пришел и не создал целую индустрию образов, целых полтораста лет начальной индустриализации рабочие массы создавали себе «виртуальную реальность» сами — беспробудно пили.

Следующим шагом стала современная реклама: образ создавался прямо в пространстве, в эфире. Суть рекламы — вовсе не в информации о реальных товарах, которые человек должен купить. Главное — создание изобилия образов, они и есть «бутерброды». Только кажется, что это — отражение изобилия вещей и возможностей. Реклама — иллюзия, часть той вымышленной («виртуальной») реальности, в которой живет человек Запада.

В перспективе этот путь ведет к опустошению человека, к утрате им связи с миром и другим человеком, к нарушению хода его естественной эволюции. Запад как «пространство фетишей» породил уже особого человека. Возможно, на этом пути Запад зашел в тупик, но временно он ответил на новые потребности человека и «погасил» их изобилием суррогатов. Та культура, которая была создана для производства дешевых и легко потребляемых образов, «овладела массами». Буржуазный порядок завоевал культурную гегемонию. Огромную силу и устойчивость буржуазному обществу придало и то, что оно нашло универсальную (для его людей!) знаковую систему — деньги. Деньги стали таким знаком, который был способен заменить любой образ, представить любой тип отношений. Все — покупается! За деньги можно получить любую вещь-знак, удовлетворить любую потребность.

Как же ответил на потребности нового, городского общества советский проект? Большая часть потребности в образах была объявлена ненужной, а то и порочной. Это четко проявилось уже в 50-е годы, в кампании борьбы со «стилягами». Они возникли в самом зажиточном слое, что позволило объявить их просто исчадием номенклатурной касты. В действительности это был уже симптом грядущего массового социального явления. Никак не ответив на жизненные, хотя и неосознанные, потребности целых поколений молодежи, родившейся и воспитанной в условиях крупного города, советский строй буквально создал своего могильщика — массы обездоленных.

В 1989 г. 74% опрошенных интеллигентов сказали, что их убедят в успехе перестройки «прилавки, полные продуктов» (так же ответили 52% опрошенных в среднем, из всех слоев населения). В этом ответе выражена именно потребность в образе, в витрине. Это ответили люди, которые в целом благополучно питались, на столе у них было и мясо, и масло. Им нужны были «витамины»-образы. И сегодня многие из них, уже реально недоедая, не хотят возвращаться в прошлое с его голодом на образы.

...

Предпосылки для этой узости советского проекта заключались и в крестьянском мышлении большевиков, и в тех тяжелых четырех десятилетиях, когда человека питали духовные, почти религиозные образы — долга, Родины. Когда я пришел в университет, там даже некоторые преподаватели еще ходили в перешитых гимнастерках и сатиновых шароварах. У них не было потребности в джинсах, но через пять-то лет она возникла. Выход из этого состояния провели плохо. Не была определена сама проблема и ее критические состояния. В конце заговорили о «проблеме досуга», но это не совсем то, да и дальше разговоров дело не пошло. Важной отдушиной был спорт, что-то нащупывали интуитивно (стали делать первые сериалы; уже огромный успех «Семнадцати мгновений весны» должен был насторожить).

...

Беда советского строя была не в том, что проблему фетишей плохо решали — ее игнорировали, а страдающих людей считали симулянтами и подвергали презрению. Так возникла и двойная мораль, и озлобление (сама-то номенклатура образы потребляла, и люди это видели).

К проблеме голода на образы тесно примыкает другая объективная причина неосознанного недовольства жизнью в городском советском обществе начиная с 60- х годов — избыточная надежность социального уклада, его детерминированность. Порождаемая этим скука значительной части населения, особенно молодежи, — оборотная сторона высокой социальной защищенности, важнейшего достоинства советского строя. В СССР все хуже удовлетворялась одна из основных потребностей не только человека, но и животных — потребность в неопределенности, в приключении.

Как биологический вид, человек возник и развился в поиске и охоте. Стремление к «приключению» заложено в нас биологически, как инстинкт, оно было важным фактором эволюции человека. Поэтому любой социальный порядок, не позволяющий ответить на зов этого инстинкта, будет рано или поздно отвергнут. У старших поколений с этим не было проблем — и смертельного риска, и приключений судьба им предоставила сверх меры. А что оставалось, начиная с 60-х годов, всей массе молодежи, которая на своей шкуре не испытала ни войны, ни разрухи? БАМ, водка и преступность? Этого было мало. Риск и борьба возникали при трениях и столкновениях именно с бюрократией, с государством, что и создавало его образ врага и привлекало к этой борьбе.


=================================================
Комментарии:
20-06-2005 08:35
Камрад
В 1989 г. 74% опрошенных интеллигентов сказали, что их убедят в успехе перестройки «прилавки, полные продуктов» (так же ответили 52% опрошенных в среднем, из всех слоев населения). В этом ответе выражена именно потребность в образе, в витрине. Это ответили люди, которые в целом благополучно питались, на столе у них было и мясо, и масло. Им нужны были «витамины»-образы. И сегодня многие из них, уже реально недоедая, не хотят возвращаться в прошлое с его голодом на образы.
Т.е. люди хотели не жрать колбасу, а смотреть на нее. Сильный довод. Пример: когда в нашем городе пустили первуй конвеер с нормальным мороженным и мой отчим купил ящик, то на улице к нему приставал народ и предлагал любые деньги за это мороженное. Если по тексту, то люди хотели принести мороженное домой и зырить на него, втыкать, онанировать, но ни в коем случае не кушать, нет! :))
Отчим тогда бесплатно роздал пол-ящика.

20-06-2005 10:02
мичман
в отставке
Zloy Goblin а что не так? Людям почему-то казалось, что "прилавки, полные продуктов" автоматически означают возможность любому их приобрести. Когда выяснилось, что это совсем не одно и то же - было уже поздно.

20-06-2005 10:08
мичман<br>в отставке
Я помню группу войск в Германии. Когда люди получали нормальные пайки с нормальным мясом, тушенкой, на сберкнижку им шёл второй оклад (т.е. две зарплаты получали), получали в союзе квартиры, ставили на многолетнюю бронь - и все равно завидовали немецким прилавкам. Хотя на самом деле жили обеспеченней многих немцев.

20-06-2005 10:19
Камрад
pakt это исключение. Не стану гадать, в каких условиях жил автор, но похоже он или не знал или "подзабыл", что большинство граждан уже на моей памяти в 80-х колбасу ели редко и та, что была, состояла из мяса меньше, чем сейчас, а соя все же лучше картона. Народ не покупал, он доставал, и "доставальные" профессии были весьма престижными.

20-06-2005 10:49
мичман<br>в отставке
Zloy Goblin детство автора пришлось на эвакуацию и послевоенные годы. Не думаю, что то время было сытным.

Восьмидесятые - это уже пошла реализация программы слива страны и легализация номенклатуры. План "дефицит" как инструмент.

Вершу НТР с 9-ти до 5-ти
pakt Что характерно в Кара-Мурзе имхо его книги никого ни в чем не могут убедить, тот кто думал приблизителльно так же со всем согласится и будет доволен, тот кто думал по другому, скорее наоборот: будет искать аргументы против и скорее всего результатом будет раздражение... Не знаю почему такой эффект...

В этом смысле абсолютно противоположен ему Резун со своим "ледоколом" он так конструирует книги, что в его тезисы верит как закореннелый сталинист, так и хитрый либерал... хотя если вчитаться и подумать, то ведь полный бред...

А вообще то написано о том, что распределение будет всегда... изменятся только методы...
А в России народ дважды убедили, что можно: чтобы всего хватило на всех... А так не бывает ибо "всего мало, а всех много"

21-06-2005 01:06
Камрад
pakt

21-06-2005 01:08
Камрад
pakt Если уже в 80-х пошла программа, то почему бы не начать с татаро-монгольского ига? Значительно больше это похоже на паранойю или на целенаправленную прокачку своей теории, чем на разумный честный подход

21-06-2005 09:33
мичман
в отставке
Zloy Goblin ёлки, да почитай ты книгу-то. Или хотя бы Орвеллский "Скотный двор".

21-06-2005 09:42
Камрад
pakt времени жаль, потому как вижу, что пытается кинуть. Наверное все же прогляжу до конца. "СД" читал.

21-06-2005 09:45
мичман
в отставке
Советский инженер исходные предпосылки. Тот, кто считает, что вместе с союзом выплеснули младенца, согласен с автором. Тот, кто считает, что убили монстра - не согласен.

21-06-2005 09:56
мичман
в отставке
Zloy Goblin Особенность соцреализма - господствующий класс нужно перетряхивать чистками. Ноги китайской культурной революции оттуда же растут. Чтобы не терял связи с народом. Иначе - перерождение из номинального хозяина в фактического, желание закрепить за собой блага по наследственному признаку. Что мы и получили. Поэтому татаро-монголов не трогаем, а смотрим, когда началось массовое рекрутирование детей элиты в номенклатуру.

21-06-2005 10:19
Камрад
pakt угу, тогда зри в корень: почему эта тенденция так быстро привела к краху? Ответ: система была изначально неустойчива, действовала сумма причин, а не одна какая-то. Не говорю: "мертворожденна", тот же СУ-27 - "неустойчивый планер", т.е. без работы движка просто падает.

Угу. А если я считаю, что выплеснули и что СССР в том виде, который застал я, т.е. с 80х, был не жизнеспособен, то мне куда? Разорваться? :)

21-06-2005 10:36
мичман
в отставке
Zloy Goblin
>>> Ответ: система была изначально неустойчива
Во-первых, точно так же неустойчива, как и китайская. Во-вторых - а мы что, поменяли ее на устойчивую? То есть вот когда всё доделаем - это будет стабилизированное, не разрываемое противоречиями общество? Более-менее устойчивую систему можно только в полной изоляции построить, т.е. замкнутую. Но тогда иммунитет на внешние угрозы падает, злобный вирус придет и заборет (ацтеки, индия, мы).

22-06-2005 01:12
Камрад
pakt Повторюсь: Не говорю: "мертворожденна", тот же СУ-27 - "неустойчивый планер", т.е. без работы движка просто падает. И все еще падаем.

Ваш комментарий:
Гость []
[смайлики сайта]
Автоматическое распознавание URL
Не преобразовывать смайлики
Cкрыть комментарий
Закрыть