Сегодня ночью над Ростовом-на-Дону разбился Боинг 737-800 авиакомпании FlyDubai. Глубокие соболезнование всем родственникам погибших пассажиров и экипажа. Ещё жертвы в нашу плату за прогресс и высокие скорости. В качестве основных причин предварительно называют сложные погодные условия. То, что погода у нас непредсказуема и может резко меняться от состояния "ясно" до "пурга с камнями", достаточно выглянуть в окно.
Судя по прогнозам, которые слышу между делом, почти на всей европейской территории - снег, снег, снег. Однако почему погода должна приводить к катастрофам в небе, что мешает современному лайнеру уйти на другой аэродром. Самолёт два часа кружил в зоне ожидания, за это время можно было долететь до Краснодара, Сочи и др. городов, где есть подходящие аэродромы и погода лучше. Вызывает подозрение, что на пилотов могла оказывать давление "политика компании", если вдруг уходы на другие аэродромы не приветствуется... Какие конкретно были инструкции экипажа не известно, но такое упорство вызывает сильные сомнения в правильности решения садиться. Если у пилотов не было опыта/уверенности в своих силах в данном случае, не стоит рисковать. Лучше 5 минут быть "трусом", чем навсегда покойником.
Напоминает о катастрофе польского самолёта под Смоленском
накануне дня ПВО. Тогда пилот также не был уверен в успешности посадки в имевшихся погодных условиях, однако на него было оказано давление большими дядями. Результат также оказался плачевным.
Конец ноября 1975 г, вывод на энергетический уровень мощности первого энергоблока Ленинградской АЭС, который являлся головным блоком с реактором РБМК, первым из построенных энергетических реакторов такого типа, по сути экспериментальным. Ибо одно дело проект и бумага, совсем другое - реализация в "железе". На 20% (от номинала) мощности в реакторе начались колебания мощности по активной зоне, вызванные ксеноном, что имеет место быть в больших реакторах. На сегодняшний момент эффект изучен и с ним научились бороться. В то время в таком масштабе, подозреваю, столкнулись впервые.
Также в те времена большей частью отсутствовали автоматические системы управления, реакторами управляли вручную операторы-виртуозы. Что на канальных реакторах выглядело примерно как игра на органе со множеством труб и регистров. Так, в ноябре 1975 г. операторам никак не удавалось справится с колебаниями мощности, как описывают участники событий, СИУРы (старшие инженеры управления реактором) на пульте управления лихорадочно работали в аварийном режиме так, что их лица и тела покрылись обильным потом. Чтобы спасти реактор, они должны были внимательно следить за тепловыделением по всему его объёму и срочно вводить управляющие стержни в те части его активной зоны, где начинался перегрев топлива и выводить их из тех частей, где цепная реакция угасала. Спрашивается, а зачем такая лихорадка, когда ясно, что в таком режиме надо останавливаться и до выяснения причин разбаланса и разработки мер, как с ним бороться, не пытаться проявлять героическую инициативу. Однако "политика партии", а по рассказам старичков, присутствие на пуске большой шишки из Средмаша не позволило это сделать на первом блоке ЛАЭС. В результате "доигрались" до разрыва каналов, когда реактор уже был заглушен аварийной защитой автоматически. Имел место довольно большой выброс активности в вентиляционную трубу. Подробнее об этой аварии на ЛАЭС можно посмотреть тут.
В те времена (да и сейчас, чо уж, и не только у нас) принято было секретить все данные о происшествии на таких вот стратегических объектах, поэтому никаких точных данных по аварии 1975 г нет, либо они погребены где-то в недрах архивов Курчатника, либо уже уничтожены, так что точный хронометраж, действия операторов и работу автоматики и оборудования, изменение параметров реактора уже не восстановить. Участники событий могли уже забыть детали, либо не видеть всей полноты картины из-за того, что каждый был занят своим делом, и не было времени следить за тем, что происходит у коллеги и др. Кроме того, человеческая память имеет особенность не фотографически запоминать события, а реконструировать их по "реперным точкам", откуда также могут появиться неточности. Иногда с друзьями начинаем вспоминать какие-то события, имевшие место несколько лет назад, так вот оказывается, что в деталях наши воспоминания расходятся. Также, возможно, каждый отдельный участник тех событий 41-летней давной на ЛАЭС не мог видеть всей картины объективно. Однако снова появляется человеческий фактор - давление на оператора, непосредственно принимающего решения по управлению сложным техническим объектом. Также, в других источниках читала, что на ЛАЭС в тот пуск имело место неоднократное срабатывание АЗ по росту локальной мощности в активной зоне, однако мощность реактора продолжали поднимать снова и снова с упорством, достойным лучшего применения, вместо того, чтобы остановиться и подумать. Впрочем, такое же упорство имело место и при аварии на Чернобыльской АЭС.
С Днём Атомщика!
[Print]
Лоллия Паулина