Das Leben. Es ist Gut.
дневник заведен 14-01-2003
постоянные читатели [28]
Alexvn, Antique, be cool, itha, lisxi, Mamihlapinatapei, mania_aisthesis, me, Moni, ofreak, pesnya_vetra, photo, pittore, Silkovaya, Summerly, Ula_la, yamca, Yuz, асимптота, Бальгар, Букля_, девчонка под вуалью, Женич, Зеленый Ёжик, маруся, Москви4ка, ПАРАД УРОДОВ, СовершенноЛЕТНЯЯ
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Иркутск, Москва, Россия
интересы [6]
31-08-2004 16:35 Про ложную и наведенную память.
Доктор Варендонк входил в школьный класс в Бельгии и просил учителя выйти. В классе было 19 школьников семилетнего возраста. Доктор спросил, какого цвета борода у их учителя. Шестнадцать школьников сказали, что борода черная. Варендонк повторил опыт в классе, где было 20 восьмилетних детей. На этот раз 19 школьников предложили разные варианты цвета учительской бороды.

Всего 35 школьников из 39 сказали Варендонку, какого цвета борода у их учителя. На самом же деле у учителя никакой бороды не было! Что же происходило? Мы не совсем уверены, но, по всей вероятности, ребята не придумывали бороду, а помещали ее на лица своего учителя специально, чтобы доставить удовольствие доктору Варендонку. Наиболее вероятно можно объяснить это следующим образом:

Доктор Варендонк не спрашивал, есть ли у учителя борода; он спрашивал, какого цвета борода. Поэтому, очевидно, у учителя должна быть борода. Какого она цвета? У большинства бельгийцев волосы и борода темные. Если у учителя есть борода, она почти наверняка будет черной.

(1911 г.)

- - -

В 1973 г. психологи Джордж Гетелс и Ричард Рекман провели в старших классах школы в Массачусетсе серию экспериментов. Сначала школьникам дали тест на предпочтение, чтобы определить их отношение к бурно обсуждавшейся проблеме – тогда это была тема дня, - должны ли школы быть смешанными или же необходимо поддерживать их расовую и социальную сегрегацию. В последнем случае предполагалось возить детей из одного района в предназначенные им школы на специальных автобусах. Эта проблема получила название «автобусных перевозок».

Экспериментаторы разбили школьников на две группы: 42% школьников, поддерживающих такие перевозки, были помещены в одну группу, и 53%, возражавшие против них – в другую. Оставшимся 5% было все равно, и они были исключены из эксперимента. Каждую группу затем в больших количествах снабжали материалами, направленными на то, чтобы они изменили свое мнение на противоположное. Кроме того, в каждой группе была «подсадная утка», лидер группы, которого заранее проинструктировали, чтобы он поддерживал определенную точку зрения.

Неудивительно, что, подвергнутые такому натиску искусной аргументации, многие школьники изменили свою точку зрения на перевозки. Но что действительно удивило, это то, что, когда школьников попросили вновь ответить на вопросы анкеты и воспроизвести свою исходную точку зрения, их ответы оказались гораздо ближе к их нынешней точке зрения, чем это было исходно. Когда им показали ответы на первую анкету, все они были поражены, что не смогли правильно вспомнить свои ответы, данные за несколько недель до этого.

- - -

Читаю популярные книжки про память и мозги. И не удивляюсь например взорванным самолетам.

Вот тут есть про мнемотехнику, но скачиваются тексты ужасающе медленно.

http://www.mnemotexnika.narod.ru/lib.htm
Закрыть