03:30 15-10-2006
По работе
Объясняю ученикам, что умение говорить на любом языке - хоть родном, хоть иностранном - это выражение мыслей с помощью тех слов и выражений, которые знаешь. Надо не циклиться на единственной фразе, а искать другой способ высказаться.
Делаем перевод на порядок слов: цитаты из русской классики с неполными предлоениями.
Бажов:
Стоит, и обе ящерки остановились, на него смотрят, будто ждут...
Ученики (забыв слово lizard, напряженно ищут другой способ высказаться ):
'Two small crocodiles...'
03:06 15-10-2006
Междусобойчик, коллективно сочинявшийс на даче, развлечь ребят, болевших бронхитом
Мама собралась обложить клумбу кирпичом. Она очень любила свою клумбу и три с половиной года растила на ней две маленькие мыльнянки, одну лаванду и шалфей не того цвета, который был обещан на пакетике. Все это буйство цветов и красок мама прятала в высоких зарослях сорняков.
Она с большим трудом привезла на тачке три красных кирпичика и восемь желтых, посмотрела и поняла, что придется привезти не меньше тридцати таких же тачек.
С клумбы послышалось противное хихиканье, но мама подумала, что это дождевые червяки. Всем известно, что червяки не умеют себя вести, потому что растут без присмотра, получившись из маминых половинок, когда ее разрубают лопатой.
Вот мама привезла еще кирпичей и начала аккуратно класть их вокруг лопухов и крапивы, которыми она маскирует две маленькие мыльнянки, одну лаванду и шалфей не того цвета. Но стоило ей на две секунды отвернуться, чтобы погрозить пальцем непослушным детям (а другая бы мама таких детей давно в тюрьму бы отдала, между прочим) - смотрит, а кирпичи валяются уже, как попало. Бедная мама снова аккуратно положила кирпичи и снова две секунды грозила пальцем детям - вместо того, между прочим, чтобы вызвать милицию - а кирпичи опять лежат в беспорядке.
- Ах, вы, мои непослушные кирпичи - хуже подлых детей, - говорит мама. - То есть я хотела сказать подлые кирпичи - лучше моих непослушных детей! В общем неважно, что я хотела сказать! Вы почему расползаетесь без команды?
- А мы не крокодилы, чтобы без лап расползаться! - отвечают кирпичи. - Нас колеблет движение мокрой земли! Ты нас сначала вкопай, а потом уже пальцами своим хулиганам грози. Можешь даже с ремнем за ними погоняться.
Бедная мама достала из сарая лопату, срезала по всему кругу дерн и вырыла канавку. Копала она до вечера, а вечером положила в канавку кирпичи и через пять минут они снова с хохотом поползли во все стороны.
- Будете вы на месте лежать или нет?! - закричала мама в великом горе.
- Не будем! Пока не насыпешь под нас десять сантиметров чистого песка, чтобы исключить вспучивание грунта в условиях зимнего промерзания.
- И откуда вы только взялись такие на мою голову?!
- Ты нас сама на помойке насобирала, - обиделись желтые кирпичи. - Никто не заставлял, между прочим.
- А нас в печке из старого дома выковыряла, - сказали красные. - Мы тебя слушаться не обязаны - чека нету, за нас деньги не плочены.
Мама не выдержала и ушла спать, а наутро выкопала канавку поглубже, привезла песку тачек сто, разровняла его в канавке, полила сто раз из лейки, попрыгала, потопала и снова сунула ненавистные кирпичи в канавку.
Кирпичи пошептались и хриплыми голосами затянули такую издевательскую песню:
- Давай, давай,
копай, ровняй,
А мы повеселимся!
Кирпич свободой дорожит,
Нигде, как надо, не лежит...
Можешь хоть неделю нас тут укладывать.
- И что у вас за рифма, - говорит им мама. - Глупость сплошная вместо последней строчки.
- Ну и что? - отвечают довольные кирпичи. - Мы - кирпичи, а не этот ваш великий русский поэт Пуськин. Или как там его.
- Ярослав! - крикнула мама. - Иди-ка сюда, мой старший сын, мамин лучший помощник, подержи вот эти два кирпича.
- Мама, - сказал ей мамин лучший помощник и ушел подальше. - Там червяк.
Маму чуть инфаркт не хватил. Ее старший сын - большой, как таежный лось, школьник из 2Б (уже почти 3Б) класса, на днях надевавший трусы 44-го размера, которые она по ошибке купила - этот матерый человечище боялся червяка.
- Хи-хи-хи, - сказали кирпичи, - а он еще и уколов боится.
- А вы-то откуда знаете? - обиделся Ярик.
- Один кирпич с Мадагаскара позвонил, - заявили кирпичи. - Ты так орал, что на Мадагаскаре слышно было!
- Сын, - со стыдом и горечью сказала мама. - Это даже не червяк, а одна половина. Я его совком разрезала.
- Конечно, - согласился Ярик и забрался на крыльцо. - А вторая половина сидит в лопухах в засаде. И из каждой сейчас вырастет по взрослому червяку. А то и по болотной гадюке.
Тогда мама с надеждой спросила своего младшего сына, абитуриента младшей группы детсада N 1287 Вовку:
- Владимир, ты ведь не боишься каких-то червяков?
- Я либю челвяков, - обрадовался Вовка. - Я есё миклобов либю. Я съел тли миклоба. Ой, какая доложка! Я поеду в Макдонайдс.
Вовка ловко шлепнулся на синий грузовичок с отломанным кузовом и, буксанув на месте, устремился вдаль, пиная в стороны кирпичи по бокам.
- Давай, Вован! - обрадовались кирпичи. - Жми на газ, вон мамаша за тобой с ремнем бежит.
Мама выкинула с дорожки абитуриента Вовку и синий грузовичок и опять осталась одна-одинешенька против несметных полчищ желтых и красных кирпичей.
Два дня она ползала вокруг них, вставляла во все щели мелкие камушки, подсыпала, где надо еще песку, а где не надо - подкапывала ямки. Так строят дороги со времен Древнего Рима: большие плиты укрепляют обломками и щебнем для прочности. Древний Рим был отсталой общественной формацией, там применялся рабский труд: одни рабы клали плиты, другие - крошили щебень, третьи - возили его на тележках, а остальные выступали в Колизее. А мама совсем не отсталая, она ночью сидит в интернете и умеет писать через "е" слово "экстремальный" - так что она сама и укладывала, и крошила, и возила, и засовывала, игнорируя сердитое кряхтение стиснутых со всех сторон кирпичей. Попав в такое незавидное положение, они признали свое бессилие и задушенными голосами воззвали к Вовке:
- Вован, Вован, поди сюда! К соседу-майору дяде Саше две внучки приехали. Выковыряй-ка вот этот камушек. Знаешь, как приятно зафиндилить девчонке под глаз? Такие гости - и без салюта! Артиллеристы мы в конце концов или не артиллеристы?
Но Вовик, маленькая вредина, ответил "Неть!" и убежал подглядывать, как бабушка раздевается в душе.
- Мамаше расскажем, что ты в карты жухаешь! Десятку пик кто в пододеяльнике зажал?! - закряхтели кирпичи, но их было плохо слышно, потому что мама вывалила на дорожку несколько тачек песка и большой совковой лопатой растаскивала его по кругу. Песок она снова полила водой, чтобы пролился в щели, а потом, обойдя на корточках всю дорожку, утрамбовала щепочкой.
Как раз в это время разверзлись хляби небесные и на землю семь дней и семь ночей лил дождь, так что все мамино таскание лейки оказалось необязательным. Клумба превратилась в лужу, кирпичи все оказались на дне и злобно булькали под водой.
Мама надела голубой дырявый плащ-дождевик, попрощалась с семьей и ушла в дождь и сумрак таскать землю обратно на дорожку. Она затирала щели у десяти-пятнадцати кирпичей и приходила сушиться. Вовик провожал ее на трудовой подвиг, а потом, растопырив ладошки, маячил у окна, пачкая стекло сопливым носиком.
Из лужи начали вылезать дождевые червяки и растягиваться во всю длину на кирпичах, чтобы отдохнуть, отдышаться и снова отважно нырнуть в залитые дождем тоннели.
- Сползи с меня, беспозвоночное! - кряхтели кирпичи. - Вдруг Ярик, мамин главный помощник, соберется нас поковырять.
- Хи-хи-хи, - отвечали червяки и глупо ухмылялись беззубым ртом, приспособленным эволюцией, чтобы пропускать внутрь червяка перегной и мусор органического происхождения. Неразвитые, бестолковые создания с убогими культурными запросами, у которых в детстве никого не было, чтобы почитать им вслух хорошую книжку. (Даже старшего брата, который нарочно читает так, что его слушать неинтересно.)
- Ярик, иди сюда, чего скажем! Лопату возьми. И лом. И кувалду. Да не бойся ты, это не червяк. Это... чем его приманить? Это сто рублей лежит. Честное слово! Иди поближе, посмотри... Эх, ты, на кой ты такой нужен семье и родине, если ты червя... ста рублей боишься?!
- Хи-хи-хи, - глупо сказал червяк и перевернулся на спину.
Сверху обрушилась новая тачка размельченной земли - чтобы заполнить последнюю пустоту между кирпичами и вырастить в трещинах зеленый мох для декоративного и уплотнительного эффекта.
Кирпичи возмущались все тише и тише, пока окончательно не стали геологией, а также археологией. Они наконец успокоились - по крайней мере до первого землетрясения. (Или до вспучивания грунта в условиях зимнего промерзания.)
Любимую мамину клумбу опоясывала ровная оранжевая дорожка - работа умелых и сильных рук. Если бы все у нас так работали, не трескался бы каждую весну асфальт на всех дорогах!
Не опаздывали бы электрички и междугородные автобусы. Космические станции не падали бы в море. Автомобили Жигули были бы лучше БэЭмВэ и Фордов... Ну и так далее.
Закрыть