00:38 27-01-2014
 
Информационное пространство* создаем мы сами, но влиять на него не можем. Так же, как язык создается коллективно людьми, но отдельный человек не способен его изменить. Или как движение земной коры, вызываемое комплексом изменений состояний вещества, не зависит конкретно ни от одного из этих состояний.
Однако есть индивидуальные и коллективные информационные пространства, существующие в каком-то смысле изолированно и легче подлежащие изменению. Суть в том, что информационное пространство, изменяясь, вкладывает эти изменения в материальную жизнь, которая, взаимодействуя с информационной областью, закрепляет их в ней. Таким образом, изменения становятся необратимы и служат почвой для новых изменений в том же направлении. Например, исходя из представлений о юноше, подобным описанному в «Честном зерцале» и подобных протестантских (с моральной точки зрения) кодексах, мы, сообразно, таким представлением реагируем на его разные поступки и выказываем соответствующие своему представлению чаяния. Но, подвергнувшись впечатлению, что «нынче юноши все такие» (несоответствующие описанному идеалу), мы меняем реакции, чаяния и отношение к юношам, тем самым давая им повод отступить от идеала еще дальше.
При этом представление о желательном результате у нас все-таки связано с идеалом, вырабатывавшемся веками, в котором юноша "бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, как маятник в часах" и "над едой не чавкает, как свинья, и головы не чешет". Проявляя слабодушие, поддаваясь впечатлению, что нынче юноши уже не такого хорошего качества, что прежде, и действуя с ними сообразно, мы отбираем у молодежи возможность быть не хуже предшественников и надежду удержаться хотя бы на текущем уровне.
Почему информационное пространство в данном случае так подвержено нашему влиянию (по крайней мере в рамках социума)? Потому что наши действия сонаправлены могучему и вечному давлению человеческой глупости и лени и обусловлены нежеланием признавать свои ошибки и помнить о проблемах, неохотой предпринимать воспитательные действия и вступать в конфликты, растерянностью и страхом.

* Приблизительно так: информационное пространство - просто все, что мы осознаем.
19:03 20-01-2014
 
Володька поймал снегирей!


Ловил он их не просто - присмотрел сначала куст, где ошивалась самочка и в другой день увязался с нами туда в лютый мороз (на крещенье дело было). Лазал-лазал вокруг - и на тебе!
00:46 13-01-2014
 
С балкона пропали синицы. (Засрали балкон сначала, разумеется, а потом пропали). На балконе живут воробьи. Как-то раз они уже строили там гнездо. С гнездами и воробьиными, и ласточкиными я расправляюсь. Теперь они прячутся в досочках на полках.
С грустью смотрю на балкон. И понимаю, что на меня из-за угла оконной рамы в упор смотрит воробей. Слегка нагнув голову, как бык на арене. Поняв, что его видно воробей перемахнул через досочку и присел за ней, только макушка покачивается. Через 30 секунд он понял, что его макушку видно, и без суеты ушел по доскам на ту сторону кучи.
Второй вылез из-под школьной доски на шкафу, подлетел к кормушке, выбрал себе семечку и улез с ней обратно в щель под доской, строго посмотрев на меня по дороге.
Ведут они себя странно.
Один из воробьев сидел на кормушке и таскал семечки. Вынул семечку - молча посмотрел на меня и... раскрыл рот. Семечка упала. Он достал еще одну и, глядя мне в глаза, так же медленно и бесстастно кинул ее на пол. Что он хотел этим сказать? Что хочу, то и делаю? Хочу - семечки ем, хочу - раскидываю? Хочу - шкаф с балкона кину?
00:37 11-01-2014
 
Нужны ли компьютеры в школе?
Согласитесь, когда на этот вопрос отрицательно отвечают труженики Силиконовой долины, славящейся своими компьютерными разработками, это, по крайней мере, кажется странным. И тем не менее именно здесь, в Калифорнии, успешно работают около сорока частных, так называемых Уолдорфских, школ, в классах которых не встретишь ни одного светящегося экрана.
Одна из них, Waldorf School of the Peninsula, расположена в небольшом спальном городке Лос-Альтос неподалеку от Сан-Франциско. А подавляющее большинство родителей ее учеников трудятся в таких высокотехнологичных компаниях, как Google, Apple, Yahoo, eBay, Hewlett Packard… При этом школа не только наглухо закрыла свои двери для персональных компьютеров, но и осуждает тех своих питомцев, кто использует их и другие цифровые устройства у себя дома.
Но что еще удивительней, дети современных пап и мам вовсе не тоскуют по хитроумной технике. Наоборот, расстраиваются, когда видят, как их родители и родственники сходят с ума от новейших смартфонов и прочих навороченных видео, аудио и фото гаджетов.
А как не расстроиться, если даже твои кузены-одногодки не видят ни тебя, ни друг друга, упершись глазами в свои электронные игрушки, как не обращали они внимания на пришедшего к ним в гости одиннадцатилетнего Орада Кумкара. Его заметили только после того, как мальчик досадливо взмахнул руками и громко крикнул: «Привет, парни, я здесь!»
Не одобряет компьютеры и 10-летний Финн Хейлиг, чей отец работает в Google. Сын утверждает, что с ручкой и бумагой ему легче контролировать свой прогресс за прошедшие годы: «Ты можешь оглянуться назад и увидеть, каким корявым был твой почерк в первом классе. С компьютером этого не сделаешь, в нем буквы всегда одинаковы. К тому же, если пишешь на бумаге, не боишься пролить воду на клавиатуру или что в доме отключат электричество».
Почему же эта и другие уолдорфские школы, а их число в стране все время растет и уже дотигло 160, так чураются компьютеров? Дело в том, что со времени возникновения первых из этих учебных заведений около ста лет назад все они основываются на принципе «неопережения» развития ребенка и стараются предоставить ему все возможности для умственного и духовного созревания в собственном, присущем только ему темпе.
При оборудовании таких школ предпочтение отдается натуральным материалам, самодельным пособиям и игрушкам, а учебно-воспитательный процесс сосредоточен на физической активности и обучении в процессе решения творческих, практических задач.
В то время как другие школы в регионе хвастаются высокотехнологичным оборудованием своих классных комнат, Waldorf School of the Peninsula использует простую обстановку в стиле ретро — доски с цветными мелками, книжные полки с энциклопедиями, деревянные парты с лежащими на них обычными карандашами и учебными пособиями…
Дети учатся здесь лепить, вышивать, рисовать, вырезать из дерева, шить. И постигают не только такие обязательные предметы, как математика или литература, но также музыку, искусство движения и танца, знакомятся с основами драматургии. При этом сами ставят спектакли и участвуют в концертах.
Те, кто поддерживает такой подход, уверены, что компьютеры препятствуют развитию у детей креативного мышления, концентрации внимания, наконец, простому человеческому общению. Да, говорят они, при помощи компьютера можно получить огромное количество информации. Но нужна ли она школьнику? И отвечают – не только не нужна, но даже вредна, поскольку восприятие информации — это не обучение, а то, что ему мешает, что его исключает. Как сказал один из ярых сторонников альтернативного обучения, «если в школе будут не учиться, а получать информацию, — это будет конец света».
Того же мнения придерживаются немецкие ученые, установившие, что чем больше ученики пользуются компьютерами в школе и дома, тем меньше их успехи в изучении языков и математики. А причина в том, что компьютеры заменяют другие, более эффективные формы обучения. К ним, кстати, можно отнести и Уолдорфскую педагогическую систему. Свои выводы исследователи из Германии сделали на основании изучения показателей ста тысяч 15-летних подростков в 32 европейских странах.
Только в Уолдорфской школе при преподавании математического материала детям могут предложить «увидеть» его во время танца, шитья или… ланча. Учительница Энди Кэти Вахид, работавшая раньше в должности инженера по вычислительным машинам, всячески старается сделать преподавание захватывающим и живым. С этой целью она объясняла детям арифметический раздел «Дроби в математике» на примере стоящей перед ними еды — яблок, пирогов и других порционных блюд, разделяя их на четвертинки, половинки и шестнадцатые доли.
«В течение трех недель мы «съели» весь наш путь через дроби, — рассказывала она. — Когда я делила пирог на несколько частей,чтобы досталось каждому сидящему за столом, как вы думаете, могли они отвлечься на что-нибудь другое?»
И только в Уолдорфской школе дети изучают языковые навыки, стоя в кругу и одновременно перекидываясь мячом. И это не оригинальничание или эксцентричность, а использование эффективного упражнения для выработки синхронизации деятельности тела и мозга. Попробуйте добиться этого с помощью компьютера. Вряд ли это удастся.
«Я категорически не согласен с тем, что средняя школа нуждается в технологических пособиях, — настаивает Алан Игл, чья маленькая дочь, Энди, занимается в начальной Уолдорфской школе, а сын – в такой же неполной средней. Доводы в пользу того, что приложение на iPad может быстрее научить моих детей читать или справляться с арифметическими задачками, кажутся мне смешными».
А папа Алан, имеющий степень по компьютерным наукам и работающий в отделе операционных систем в компании Google, знает, о чем говорит. Для него самого iPad и смартфон – привычные инструменты. Но его дочка-пятиклассница, по его словам, «не знает, как использовать Google», а сын только учится обращаться с этой поисковой системой. И это хорошо, считает мистер Игл, поскольку «у техники должно быть свои время и место».
Однако пора уже сказать о результатах, которых добиваются педагоги, работающие в Уолдорфской системе образования. А они, прямо скажем, впечатляют.
Когда Ассоциацию школ Уолдорфа Северной Америки (Association of Waldorf Schools of North America) просят предъявить доказательства эффективности ее школ, она указывает на исследование, показывающее, что в период с 1994 по 2004 год 94 процента выпускников ее школ в Соединенных Штатах поступили в такие престижные частные колледжи высшей ступени, как Оберлин в Огайо, Вассар в штате Нью-Йорк, в один из лучших университетов страны — калифорнийский Беркли.
Конечно, при этом нужно учитывать, что большинство детей, поступивших в эти частные школы, происходят из достаточно обеспеченных образованных семей, имеющих средства для оплаты обучения. А оно в них не дешевое. Родителям учащихся таких школ Силиконовой долины, как школа в Лос-Альтос, приходится ежегодно, до восьмого класса включительно, выплачивать почти 18 тысяч долларов за ребенка, а в последние годы учебы в средней школе (high school) эта сумма увеличивается до 24 с лишним тысяч.
Понятно, что, имея в своем распоряжении такие средства, уолдорфские школы могут привлекать к работе лучших учителей. Таких, например, как уже упомянутая Кэти Вахид или Моника Лоран, жена бывшего работника компаний Intel и Microsoft, на которую местная школа, где учатся трое их детей, произвела столь сильное впечатление, что она стала одним из ее учителей.
Кроме высокой платы за обучение, противники Уолдорфской системы мотивируют ее неприятие тем, что достаточно трудно отделить эффективность учебных методов, не использующих высокие технологии, от других факторов. Вероятно, нужно прислушаться и к доводам таких специалистов, как директор образовательных технологий в Национальной ассоциации Советов по школьному образованию (National School Boards Association) Энн Флинн. «Если школы имеют доступ к компьютерам, могут предоставить их своим ученикам, но не делают этого, — говорит она, — они обделяют наших детей».
Ей возражают родители учеников уолдорфских школ. Учитывая, как легко овладеть навыками работы на компьютерах, считают они, не нужно спешить. Не согласны они и с мнением, что люди, которых в раннем возрасте «отняли от груди» электронных устройств, не смогут потом приспособиться к ним.
«Мы стараемся делать эту технику такой простой и удобной, — уверяет Алан Игл из Google, — что можно не сомневаться – дети запросто освоят ее, когда станут старше».
Его поддерживает Пол Томас, бывший учитель и адъюнкт-профессор Университета Фурмана, который написал более десяти книг об образовательных методах. «Обучение – это овладение человеческим опытом, — говорит он. – А техника – отвлекающий раздражитель в то время, когда мы больше всего нуждаемся в грамотности, количественном и критическом мышлении».
А закончить дискуссию можно следующей цитатой: «Компьютеры в школе нужны только для решения заранее определенных задач, которые трудно или невозможно решить без них». Вспомните свои школьные годы и подумайте, много ли было у вас таких задач?
И последнее, может быть, самое убедительное – рост числа уолдорфских школ во всем мире. Только за последние тридцать лет их количество увеличилось в пять раз и достигло тысячи. Вряд ли это произошло, если бы у их создателей не было уверенности в собственной правоте, а у родителей – веры в правильный выбор для своих детей.

Юрий Колесников

http://russian-bazaar.com/en/content/20128.htm
02:33 06-01-2014
 
Этим летом.
Ярик уехал копать Суздаль, обещал звонить, хрен он кому позвонил.
Я поднимаю на уши сонный летом ГИМ, тетки начинаю бегать и спрашивать друг у друга телефон Ш. Я извиняюсь перед всеми, но опять звоню, меряю шагами комнату и опять звоню. Конечно, на улице бушует буря и все суздальское ополье превратилось в грязевую ванну, в которой купаются с головой местные УАЗики.
Я звоню знакомым, я думаю, кого найти в Суздале, чтобы он с рюкзачком сходил (ничего не ездит по такой грязи) за 30 км сквозь бурю в эту деревню гадюкино и посмотрел, хорошо ли там моему мальчику. В это время Дальний Восток тонет, Прага тонет, Варшава тонет, Дунай и Висла выходят из берегов. В Орехо-Зуевском районе молнией посреди поля убило четыре коровы и стукнуло пастуха.
Наконец, звоню Ш.
А он в Москве! Никуда и не думал ехать.
- Я сейчас позвоню, - говорит Ш. и все узнаю.
Я говорю: - Ах мне неудобно! (тридцать третий раз за день я это говорю - как будто меня пропустили сквозь строй из тридцати трех богатырей, не считая Черномора, и перед каждым мне было неудобно) Дайте, говорю, телефон, я сама туда позвоню.
- Ах что вы, ну в чем же тут неудобство, - говорит Ш., не желая сдавать контакта. - Сейчас я все выясню.
Звонит в Ополье.
Звонит мне.
- Все, говорит, - хорошо. Он жив и прекрасен и сам вам позвонит. Я отругал его лично.
По голосу я понимаю: врет.
- Он трезвый? - кричу я.
- Как стекло, - не задумываясь, рапортует Ш. - Не пьет и не курит, все как вы желаете. У него, наверно, телефон разрядился.
( Или мой ребенок - форменная скотина.)
- Вы звоните мне еще, если возникнут вопросы. Я сам скоро поеду и все буду знать.
- Я там буду раньше вашего, - отвечаю я.
Ш. содрогается (как я надеюсь).
(Поеду, думаю, и выведу всю эту околонаучную кодлу на чистую водку.)
Звонит Ярик. По причине неровной связи и отсутствия интереса к моим мнениям Ярик не услышал ничего из того, что я хотела до него донести, но успел вдохновенно сообщить, что нашел две бусины... уникальные.... с золотеньким кружочком.... наверно, арабская работа.
Закрыть