Дневник бегущего кролика
RunningRabbit
дневник заведен 11-05-2004
постоянные читатели [29]
3_62, ANN_in da club, ASA, BiGG_BeNN, Bladewalker, chris, Creative emotion, Dolor, fragment, I_R, LEG, Mrazz, pagan, Schastie, sickness, Thinking of U, Trisha, twilight_cat, UnorthodoxManifesto, vitacha, ZuB-X, Альхен, Букля_, Великое Ничто, ПАРАД УРОДОВ, Скромняга, Скромняга-2, Сонечка, Чешир
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Россия, Санкт-Петербург
интересы [9]
антиресы [7]
Вторник, 20 Июля 2004 г.
22:06 Облагораживающее христианство
Влияние христианства на некоторые народы следует признать облагораживающим, как, скажем, в случае викингов, ирокезов или ацтеков с их человеческими жертвоприношениями. Рядом с последними даже Кортес был, пожалуй, носителем культуры и гуманности.

Христианство имело смысл только там где имело дело с варварством, грубостью, насилием. Съеденные миссионеры – единственная славная страница в истории христианства. В остальных случаях, т. е. применительно к народам миролюбивым и цивилизованным, христианство само было варварством. Его кроткость была уже не кроткостью, а рабскостью.

В эпоху расцвета Римской империи христианство, как известно, не приветствовалось. Оно и логично, цезарям нужны были воины, а не смирные овечки. Как только силы иссякли – отношение к христианству разительно изменилось. Рим принял удобную позу кроткой, а следовательно культурной, нации, имеющей призвание укрощать, а следовательно окультуривать, свирепых соседей. Кроткостью, впрочем, культура и исчерпывалась. В остальных отношениях наступил глубокий регресс.

В Европе христианство имело какой-то смысл только до XIX в., т. е. пока европейское общество не изжило варварство в себе самом. Обычно обращают внимание на интеллектуальный аспект этого феномена, на то что успехи науки и просвещения обнажили несостоятельность христианской (как и любой другой религиозной) онтологии. Крах последней затронул, конечно, и христианскую этику. Коль скоро Бога нет, приписываемые ему моральные заветы не имеют силы. Но кроме того социальный прогресс отстранил христианскую этику напрямую. Христианская проповедь добродетели опиралась на трансцендентные и лирические мотивы, т. е. на божественную заповедь и сострадание. Но в цивилизованном обществе эти мотивы уступают место более весомым – разуму и закону, причём закон из репрессивного инструмента превращается в защитника принципов гуманности. Абсолютизм сменяется представительской системой власти. Отменяются рабство и крепостничество. Выходят из употребления пытки, телесные наказания, изуверские казни. Объявляется равенство людей перед законом. Устанавливается свобода слова. Моральная проповедь христианства становится излишней и даже вредоносной. Викторианское и поствикторианское христианство – выродившееся христианство, у которого не осталось других целей кроме как искать греховность под одеялом.
Закрыть