Дневник бегущего кролика
RunningRabbit
дневник заведен 11-05-2004
постоянные читатели [29]
3_62, ANN_in da club, ASA, BiGG_BeNN, Bladewalker, chris, Creative emotion, Dolor, fragment, I_R, LEG, Mrazz, pagan, Schastie, sickness, Thinking of U, Trisha, twilight_cat, UnorthodoxManifesto, vitacha, ZuB-X, Альхен, Букля_, Великое Ничто, ПАРАД УРОДОВ, Скромняга, Скромняга-2, Сонечка, Чешир
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Россия, Санкт-Петербург
интересы [9]
антиресы [7]
04-07-2005 17:22 Справедливости ради
Сказал о Жане хорошее – нужно добавить и о плохом. Будучи первым теоретиком "психастении" (т. е. невроза) Жане в то же время положил начало порочной тенденции подменять собственно патологию "невротическим" складом характера. Достаточно вспомнить что он считал "психастению" наследственным заболеванием, как, впрочем, практически все психиатры той эпохи, даже самые либеральные. Огромным прогрессом было уже то что он хотя бы отделил психастению от истерии (т. е. невроз от психоза). Только Фрейд решился связать этиологию неврозов со средой, а не наследственностью, и вот за это ему действительно спасибо.

Сам термин "психастения" Жане толкует таким образом что свойственная психастеническим личностям повышенная утомляемость имеет причиной недоразвитие высших психических функций, которые индивид пытается компенсировать перенапряжением более примитивных. Но что именно Жане считает высшими функциями, а что низшими? Здесь нас поджидает огромный сюрприз. Низшей функцией Жане объявляет – что бы Вы думали? – мысль. А высшей – сенсорное восприятие. Психастеник потому много мыслит что обладает недостаточной способностью к непосредственной ощущению мира. То есть эволюцию организмов от каких-нибудь червяков до человека следует, по логике Жане, признать регрессом, поскольку высшая функция перцепции неуклонно вытеснялась низшей функцией мыслетворчества.

Каким же образом Жане аргументирует столь эксцентричный тезис? Оказывается, мысль является низшей функцией по той причине что, в противоположность ощущениям, недостаточно тесно связывает индивида с окружающей средой, т. е., в терминах самого Жане, приводит к "потере чувства реальности", что выражается – опять внимание и покрепче на стуле! – во-первых, в отвлечении от "практических" забот в пользу философских умствований, во-вторых, в аскетизме, снижении зависимости от вещественных благ, и в третьих, в том что связанные со столь порочным образом жизни страдания придают, по мнению Жане, психастеничным индивидам ещё одну патологическую черту характера, а именно эмоциональность. Причём не чрезмерную, как вы могли бы подумать, а эмоциональность вообще, в любых количествах, и термин "патология" озвучивается в этом контексте без всякой иронии. На полном серьёзе Жане объявляет эмоциональность психической болезнью, по существу идентичной психастении. В общем, короткое такое и изящное доказательство что всякий кто не жлоб является дегенератом и невротиком. Куда там нынешним попсовым гуру до гениального классика.

Для полного же, по-видимому, абзаца Жане замешивает в кашу инфантилизм ("задержку развития функций") – идея передранная Фрейдом и эпигонами – причём "отставание в развитии" может проявиться, согласно Жане, в любом возрасте включая старость, поскольку каждый период жизни ставит перед индивидом новые задачи, решение которых требует очередного скачка в развитии. Кто-то, например, успешно развивался до 25 лет, пока у него не проявилась наследственная расположенность к неудачной женитьбе. А другой обнаружил задержку развития к 60 годам, когда овдовел и запил с горя. (Современные теоретики инфантилизма, опять же, утирают сопли.)

Но книга, что самое парадоксальное, всё равно просветляющая. Потому как классика и первоисточник, написанный ещё в дремучие позитивистские времена, когда – страшно подумать – считалось добродетелью выражаться ясно, а стало быть все загибоны и извращения изначально заложенные в дискурс видны как на ладони в своём первозданном обличии, не замутнённом многоэтажной схоластикой.
Закрыть