Долгая дорога домой
дневник заведен 26-02-2003
постоянные читатели [168]
закладки:
цитатник:
дневник:
05-08-2008 08:41 Варяг
Сбита высокая мачта,
Броня пробита на нем.
Борется стойко команда
С морем врагом и огнем.

Подвиг команды "Варяга" был в том, что когда пришла пора исполнять долг, делать дело, они не искали причин "отъехать", или виноватых в неблагоприятных условиях, не жаловались на несправедливость, не искали предела, после которого можно уже достойно спустить флаг и остаться в живых, а просто исполняли свой долг, пока были силы, просто делали все, что могут без всяких условий.
В наше время умение звенеть языком ценится больше готовности исполнять долг или умения делать дело. В данном смысле не так важно, насколько эффективно действовала команда, или сколько ошибок совершил капитан. Важно то, что они знали, что такое долг. Мы - нет.
Комментарии:
05-08-2008 09:02
Камрад
Я где-то тут совсем недавно читал про долг... абсолютно противоположное.
05-08-2008 09:39
Камрад
? Удивлен.... Эх, поиск отключен. Очень интересно, что же я мог такое написать.
05-08-2008 09:53
Камрад
z_g
Да нет, не у тебя... на Дж.ру читал...ща найду.
05-08-2008 10:20
Камрад
Нашел, вот, я там выделил:

>>Вот говорят «история ничему не учит». Ерунда!
Есть человек, история которого научила меня многому. Это командующий генеральным штабом Германии Вильгельм Кейтель.
Нет, я сейчас не о том, что он был военным преступником, которого осудили на Нюрнбергском процессе.
В данном случае он заинтересовал меня совсем другим: Кейтель был человеком, который ВСЕГДА поступал не так, как хочется.
И речь не о выполнении военных приказов. Следует ли военному выполнять безнравственные приказы, отдельная большая тема. И здесь нет шаблона: например, фон Бек, поняв, к чему идёт дело в Германии – ушёл в отставку, а фон Манштейн – единственный немецкий офицер подал официальный протест против знаменитого «арийского параграфа», в результате которого евреи получили поражение в правах, в частности лишались военных наград и званий. Так что даже тот факт, что ты – военный не лишает выбора.
Но я сейчас не о воинском долге, не о ситуациях, где надо было проявить героизм или пожертвовать собой, чтобы остаться человеком.
Я сейчас даже не о нравственных дилеммах. Парадокс в том, что большая, бОльшая часть случаев, когда Кейтель шёл против себя, была никак не связана с высокой моралью или мужественным героичеством.
Юноша Кейтель хотел стать землевладельцем (да что там, безумно мечтал об этом), но по воле отца, плача (в прямом смысле этого слова), пошёл учиться военному делу (землевладельцем он, надо сказать, был хорошим, крестьяне вспоминали его добрым словом не один десяток лет после Второй мировой). Когда отец умер, офицер Кейтель хотел оставить военную карьеру и вернуться в поместье, но жена Лиза, ценившая светскую жизнь, настояла на том, чтобы он занимался нелюбимым, но таким престижным делом. Этот выбор вставал несколько раз, и каждый раз Лиза убеждала его поступиться желаниями. Боевые товарищи так же объясняли, что военная служба гораздо больше даст ему в жизни, чем какая бы то ни было форма штатского существования (интересно, ведь не на паперть должен был пойти: в собственное богатый дом; хотя страшно было, ясное дело).
Позже он хотел отказаться от унизительной (не зря его прозвали «Лакейтель») и разрушавшей его службы при Гитлере, но «дорогой фюрер» лестью и объяснениями, что это его долг перед Германией и игрой на патриотизме несколько раз подряд убедил его остаться.
Интересно, что Кейтель никогда не делал чего-то для себя: всегда для других отец, жена, Германия («Всё для Германии» - его предсмертные слова), начальство (в данном случае фюрер, да).
Военный историк Гвидо Кнопп пишет о Кейтеле так «На самом же деле именно судьба Кейтеля является наглядным примером того, как человек, совершенно не склонный к преступлениям, без какого-либо намёка на демонические черты характера, оказался виновным в совершении столь чудовищных злодеяний».
Пожалуй, трудно представить человека, менее склонного к порокам, чем Вильгельм Кейтель. Он не был садистом, подлецом, даже карьеристом по сути не был. Он просто… умел пересиливать себя и всегда считал нужным это делать. Путь, приведший его на скамью подсудимых (и стоивший жизни огромному количеству людей: военнопленным, евреям и немецким солдатам) был предельно бескорыстным. В его письмах постоянно мелькает слово «долг». Долг перед отцовской волей, супругой, Родиной. Очевидно, ему даже в голову не приходило, что себе он тоже что-то должен.
Разумеется, он не умел не только исполнять свои желания.
Он не умел видеть, что происходит: «Я поверил, я ошибся. В этом – моя вина» - сказал он в своей последней речи в суде. Неумение видеть привело к тому, что он пропустил момент, когда «неприятно, но я должен» перешло в «преступно».
Цепочка уступок привела его на виселицу.
Когда читаешь его биографию, постоянно ловишь себя на одной мысли: а ведь ему достаточно было просто НЕ ДЕЛАТЬ ТОГО, ЧТО ТАК НЕ ХОТЕЛОСЬ ДЕЛАТЬ. Просто быть собой. Следовать за своими желаниями.
Он мог свернуть с пути, который привёл его на виселицу, в любую минуту. Стоило только хоть раз сделать то, что хочется.
Он бы остался жив. Даже был бы благополучен. Возможно, счастлив.
Последним желанием Кейтеля было, чтобы его расстреляли.
«Смертный приговор меня не поразил, однако способ приведения его в исполнение меня сильно потряс… Я обращаюсь к Вам… с просьбой выступить с ходатайством о замене повешения казнью, достойной солдата – расстрелом» - писал он своему защитнику Отто Нельте.
В последнем желании Кейтелю было отказано.
Во всех остальных желаниях он отказал себе сам.
В каком-то смысле логично…
Он слишком поздно вспомнил о долге перед собой. Обычно это значит, что другие тоже не будут о нем помнить.
Мне есть чему поучиться, глядя на историю жизни Вильгельма Кейтеля.<<
05-08-2008 10:27
Камрад
У каждого свой долг.
Камрад
умение хорошо делать дело - одно, а долг: по отношению к кому? К Родине?
06-08-2008 00:37
мичман<br>в отставке
z_g
>> не искали предела, после которого можно уже достойно спустить флаг и остаться в живых

Они именно так и сделали. Сделали заведомо безуспешную вылазку, вернулись, утопили корабли, сели на поезд, и уехали домой.
06-08-2008 00:57
Кибернетическая сосиска
Не вижу особого смысла в подобном героизме. Утопить довольно дорогой корабль, уничтожить дорогих в образовании офицеров и матросов, причем учитывая то, что можно было сдаться в общем-то с тем же результатом.
06-08-2008 01:07
Камрад
morbid Ну, в таком случае, наверное, вообще не имеет смысла строить корабли, готовить матросов и офицеров. Распустить армию и сдаваться любому желающему
06-08-2008 01:16
мичман<br>в отставке
morbid из 535 человек погибло 30. Корабль японцы подняли, и ввели в строй.
06-08-2008 02:18
Камрад
Ромм Вывод из статьи не сложный: "люби себя, цени себя, служи себе".
Оишбка Кейтеля была в том, что он позволил другим манипулировать собой. "Долг" в данном случае был лишь прикрытием, оправданием для разрешения собой манипулировать.
Примеро исполнения долга в истории, тем более - в военной истории, полно, и отделить долг, честь, совесть от манипуляций вполне возможно.

pakt "Всего за время сражения «Варяг» выпустил 1105 снарядов: 425 152-мм, 470 75-мм и 210 47-мм. В сохранившемся вахтенном журнале «Варяга» отмечено, что его комендорам удалось потопить вражеский миноносец и нанести серьезные повреждения 2 японским крейсерам. По данным иностранных наблюдателей, после боя японцы похоронили в бухте А-сан 30 убитых и имели на кораблях более 200 раненых. Согласно официальному документу (санитарному отчету за войну), потери экипажа «Варяга» составили 130 человек — 33 убитых и 97 раненых. Всего в крейсер попало 12 —14 крупных фугасных снарядов.."
http://rusjapwar.narod.ru/varkor_1.htm


Не мне судить об эффективности действий команнды и капитана. И тебе стоило бы быть осторожнее в оценках. Они в той ситуации делали, что могли, дрались, а не стонали о заведомой безуспешности, технических проблемах, предательстве со стороны правительства и т.д. и не сдавились в плен.
В Великую Отечественную тоже много было и трагедий, и ошибок, и должностных преступлений. Но солдаты все равно воевали. Потому и победили. Если бы все были очень "умными" и в безнадежной ситуации сразу сдавались или бежали, нас бы как Францию за 2 недели сделали.
06-08-2008 08:16
мичман<br>в отставке
z_g с чего бы мне быть осторожней в оценках? «Русские не сдаются» - это национальная традиция под государственной протекцией, тут экипаж «Варяга» не был чем-то особенным, он просто выступил на уровне. И им было куда отступать - шикарное преимущество по сравнению с людьми из Брестской крепости, или домом Павлова. Но, в моём понимании, это не какой-то там исключительный эпизод в истории России. Тогдашним пиарщикам нужен был повод для укрепления боевого духа - ну, они его и получили. А при Цусиме всё равно пришлось подымать белые флаги.
06-08-2008 08:44
Не помню, рассказывал ли, но у меня в городе есть отличный пример пиара, полностью аналогичного "Варягу" - улица под названием "героев "Тумана". Каждый год на 9 мая выходят в море, возлагают венки на месте его гибели. Корабли рядом с этим местом приспускают флаги. Официальные герои.

Обстоятельства дела: рыбацкий траулер, пятьдесят человек экипаж. С началом войны на него поставили два пулемёта, и отправили наблюдать за прибрежной полосой и полётами авиации. В начале августа попался трём эсминцам. Пытался уйти под защиту береговых батарей. Немцы расстреляли его за десять минут (два пристрелочных залпа, одно накрытие), и ушли. 15 человек погибло, экипаж спустил шлюпки, ушел к берегу. Корабль затонул.

Как об этом пишется? Угу:

"...Но экипаж маленького тихоходного сторожевика, имевшего только две легкие пушки, не дрогнув, вступил в единоборство с тремя новейшими эсминцами типа «Редер», каждый из которых имел на своем вооружении по пять 127-мм орудий и мог развивать 36-узловую скорость [...] В 5 часов 50 минут волны Баренцева моря сомкнулись над израненным кораблем, с гордо поднятым флагом [...] Это были разные люди, однако всех их объединяет одно - ВЫПОЛНЕННЫЙ ими 10 августа 1941 года ВОИНСКИЙ ДОЛГ. И они заслуживают того, чтобы их имена всегда помнили".
06-08-2008 09:56
Камрад
pakt
1) "под государственной протекцией" это тут причем? Не путай манипуляции с долгом, а государственные интересы с совестью. Просто в нормальном государстве гос.интересы должны совпадать с совестью.
2) "он просто выступил на уровне" Это пример, да, один из многих. Ну так посмотри, насколько сегодня он, и такие, как он, необходимы: упоминание о них вызывает бурю эмоций и попыток дегероизации.

Еще раз: суть подвига в том, что они просто выполняли свой долг, как могли. Посмотри, что сегодня пишут о таких случаях "умники": "быдло", "идиоты", "мясо". Ага, вот если бы они сдались, как английские морпехи инарцам, тогда тоже были бы "умными". Проигранный бой, даже проигранная война еще не означает смерти России, а вот преобладание таких "умников" - да, может означать. Мы не Европа, за Турцией и океанами не отсидимся.
07-08-2008 06:43
мичман<br>в отставке
z_g Выполняли воинский долг? Да, несомненно. Но у меня другие представления о подвиге. А долг я и сам умею выполнять, и наплевать мне на умников.
07-08-2008 07:46
Камрад
pakt Т.е. подвиг без победы, подвиг в неблагоприятных условиях, не подразумевающих славы или хотя бы отсутствия ошибок - это не подвиг?

По-моему подвиг, это когда человек выполняет свой долг не смотря на обстоятельства. В том числе на эффективность своих действий или возможность быть положительно оцененным хоть кем бы то ни было.

Человек, отказывающийся выполнять приказы на том основании, что они "не эффективны", "не верны" и т.д. способен разлагать армию не хуже большевиков в Первую мировую или журналистов в первую чеченскую.

Здесь во-первых нужно ответить на вопрос: что первично? Победа, слава, эффективность и проч. или долг и честь. Если первое, то безусловно и команда "Варяга", и Матросов и еще множество солдат, например ходивших в атаку на укрепрайоны без артподготовки, зубами цеплявшиеся за каждый клочек земли, бросавшиеся в безнадежные атаки на превосходящие силы противника - идиоты. Если второе, то становится понятно, почему они не бежали в 41-м, как французы, и почему оказался возможен и 45-й.

отредактировано: 07-08-2008 07:59 - z_g

07-08-2008 16:13
z_g Выполнение долга - не подвиг, а выполнение долга. Героизм - "перевыполнение" долга. То, что мог не делать, но сделал. "Варяг" не имел права сдаваться. И корабль Руднев не взорвал по просьбе английского и французского капитанов. А надо было бы. Приказ был - прорываться к базе. Я бы их считал героями, если бы они выполнили приказ, а так - нет, не герои. В отличие от Матросова, которому никто не приказывал, но он сделал то, что было нужно сделать.
08-08-2008 02:00
Камрад
Гость В наше время выполнение долга - уже подвиг. Нам нужны примеры выполнения долга, потому это вопрос выживания нашего государства.
А перевыполнение долга, героизм, зарождается на базе и начинается с выполнения долга. Это следствие, если можно так выразиться, бонус.

Ваш комментарий:
Камрад:
Гость []
Комментарий:
[смайлики сайта]
Дополнительно:
Автоматическое распознавание URL
Не преобразовывать смайлики
Cкрыть комментарий
Закрыть