Ни один из людей не видел и впредь не познает ясного образа
Lemieux
дневник заведен 11-08-2007
3 CaHuTaPa, 8-) СТИКС, Angel_Y8, arbuzik, bbs_girl, Busi, carpe diem, croix, CXPOH, Divankin, Dolphin, Endless, Enta, everestic, Fable, Filly, Fotuna fox, Free flying, heavenly girl, Hill, Horse, Innuendo, Kiddo, Lemieux, Liberta, marti-nn, Minako, Mostack, moxnatii slon, Natsume Maya, Nessy, Niceman, partisanov-svar, Ptenchik, Pulka, Samum, Seattle, SelenaMoon, Shantra, SharoWar, shoo, Simon, sky_unltd, stad, Stamina, the_Dark_One, vorvirgo, Winterlady, wirken, Альфа, Аффтар ЭД4МКу, Безумный рыбник, Беркут, Быть Любимым, Герасим, Герр Зайчег, Динго, Док, Ирэна, Корней, Котенок, Кьянти, Марика, Молитва, Морячка, Мотылешка, не точка, Обаяшка, ОК, простая, Пушинка, Роман Михайлович, Ромм, Скорпио, Статус занят, Счастье есть, Тетя Федор, Тигрра, Томми, ТотКтоЯеСтЬ, Украдка, Фордовский, Черное и белое, Экспрессия, Эстетка
Железнодорожный, Москва, Россия, Электроугли
10-01-2012 00:11 5762 отпускных километров / Часть 6
День пятый, 21 августа

Вот такая общая картинка получилась на карте в этот день. Маршрут: Пятигорск-Даргавс-Голубые озера-Аушигер-Пятигорск. Встали в 5 утра, выехали с дома в 5.40. А зачем рано? Это мы вечерком до этого посчитали, чтобы мы приехали в Даргавс к открытию музея утром, надо вот в такое время проснуться и выезжать. Это примерно 250 км от Пятигорска.

Выехали через Южный въезд на трассу "Кавказ" и уже через полчаса рассвело окончательно. Очень хорошо ехалось из-за раннего утра, первый пост ДПС на границе Ставрополья и Кабардино-Балкарии прошли беспроблемно, просто глянули в салон через стекло и все. А вот на следующем посту ДПС у Баксана нас остановили и выдвинули обвинение в том, что грубо нарушили ПДД. Права забирают и готовятся выписать временные права. Я с Нуллом вообще ничего не поняли, где мы нарушили и по какому поводу. Один сотрудник там, прапорщик, очень долго объяснял где и как. Похвала ему, полчаса на нас, глухих потратил, настырный какой, но мы предельно ясно поняли, что это голословно. Откупились. Об этом позже, я постараюсь отдельную главу сделать, в которой будут описаны все наши "нарушения".

Большая часть рек - очень чистая вода, с отдающей синевой. Пока в Кабардино-Балкарии только с правой стороны видны горы

А потом, в Осетии, чем ближе к Владикавказу, тем горы явственнее стали вокруг нас окружаться. В утренней дымке как хорошо они смотрятся. Вспомнился примечательный случай. Осетинский гаишник очень меня прибодрил на трассе, спасибо ему. А стоял он там, где длинный участок под 40 км/ч в течении 3-5 км, встречние машины мигают мне, а я не вижу его и очень примерно еду чуть ли 10 минут, а он оказывается ого вот там стоит, на конце "медленного" участка, и вдруг остановил меня. Это разозлило меня (ну, сколько можно нас останавливать), но все оказалось очень мирно, за руку даже поздоровался и документы не просил. Спрашивал о том, выспался ли я и где ночевали, потом спрашивал о моей мрачном настрое, и меня прорвалось на дружелюбие. Я ему рассказал о инциденте на баксанском посту, выражал негодование, он только улыбался, делал небольшие замечания и кивал голову, потом я стал его спрашивать про дорогу в Даргавс, о состоянии дороги, о различном варианте маршрута. В конец мне пожелал успехов. Прям это было как неплохая психологическая процедура для меня. Буду долго помнить добродушного и улыбающего толстячка )

Вместо мечетей в Кабардино-Балкарии стали показываться кресты в Осетии. Церквушки большей части небольшие, внешне похожи на грузинские и армянские, но это в самом деле не так. Я подробно не разбирался, и мне кажется, что у осетинцев свой стиль православия (аланский? византийский?)

Свернули с магистрали на дорогу, ведущий в сторону г.Алагир, а там через Куратинское ущелье и Какадурский перевал в Даргавскую котловину. И попали в такую тихую, но очень кривую, дорогу, вглубь гор, чьи виды вокруг становятся замечательными. В самом деле фотографий этого дня чуть ли не перевалило за двести, отбираю и показываю. Так начинается Куратинское ущелье, по которому течет река Фиагдон (слева видно)

У моста одной речки остановились на передышку, переодеваемся на теплые вещи и вокруг гуляем. Даже сходили попробовать воду этой реки

Вот так выглядят наши машинки со стороны моста

И окончательно ныряем в ущелье...

... так и катимся по отличной дорожке внутри гор, много раз пересекая одну и ту же реку Фиагдон.

Периодически то я, то Нулл останавливали машинку, и кому-то из нас приходится тоже останавливаться, дожидаясь. А то! Виды такие для равнинных жителей не каждый день увидишь

Опять ныряем в камни и дальше едем...

... и видим теснину, где проходит очень бурная река. Когда моя шнивка остановилась у этой теснины, я заметил, что сзади в полсотни метров тоже остановилась патрульная машина, из которой никто не выходил. После того, как пофотал эту Куратинскую теснину, я отъехал - они тоже за мной. Так и ехали с патрулем до съезда с трассы на перевал. Очень подозрительно что-то, но мне кажется, что они берегли-защищали нас.

Красивый заборчик какой-то зоны отдыха с кафешками

Вот и вышли с ущелья и попали на Фиагдонскую котловину, теперь наша задача состояла в том, чтобы найти левый поворот на перевал.

А с этим нет проблем, вам указатель покажет направление на Даргавс и Кармадон (ага, там же Сергея Бодрова накрыли льдом). Дорога грунтовая, поднимаемся навверх...

... и почти кружимся серпантинами. Прощаемся с одной стороной, с Фиагдонской долиной.

Объезжаем на самом вверху перевала гору Хакуна (или Уаллагсых)...

... и мы увидим ледники Миграбдина и Майли. Это ледяные вершины известной горы Казбек (почти в центре) и неизвестной горы Майлихох (правее).

Спускаемся вниз, те же серпантины, глотаем пыль от встречной машины. Вперед на Даргавскую котловину!

По многочисленным разветвляющим местным дорогам проходим несколько мостов и деревень и попадаем окончательно в Даргавс, а там издалека видно уникальный "мертвый город". Про это, вы лучше почитайте, например, в Википедии

Я предполагал, что музей откроется в 9.00, но из-за инцидента на баксанском посту, частой остановки для любования окружающего мира и преодоления горного перевала (а он серпантинный) мы приехали в 9.45. Музей был открыт двумя мужиками, которые привезли немного стройматериалов, так что мы прошли как самые первые посетители. Конечно, мы заплатили за вход и накупили магнитиков позже, когда женщина в кассе начала раскладывать по нашему выходу из музея. Музей открыт с 10 часов утра.

Красиво? Да! Я купил магнитку именно с таким видом, и сейчас она живет на поверхности холодильника.

Боевая башня Аликовых на фоне горы Чизджытыхох. Такие башни могут себе позволить строить только богатые семьи, так как один большой отесанный камень для угловой кладки стоил в одну овцу. Ну, разумеется, позволить себе строительство такой башни могли только многочисленные, сильные и экономически крепкие фамилии, которые есть в каком-нибудь небольшом селении. Такие башни вы увидите во многих местах юга Северной Осетии.

Усыпальницы, усыпальницы, усыпальницы... Очень искусно построили, на века. А внутри косточки и черепушки

Черная река Гизельдон, вода такого грязного цвета

Вот и я! С Дашей!

Подошли к боевой башне, и компания, точнее - я, Хорсе и Ееремка -, поднялись навверх. В одном из проемов сфотнул отару овец, мирно пасущихся в долине

На верхушке башни ветер дует неслабо. Сфотал оставших внизу ребят...

... а это кто-то снизу нас сфотал )

Обзор на башне отличный, только гора Рабиныраг с восточной стороны мешает обзору. Юг - ледники Мидаграбина, отсюда носятся грязные воды...

... на север, в Гизельдонское водохранилище с ГЭСом.

Спустились с башни обратно на землю и сфотали западную часть. Вполне пастбищные места и прикрытые облаками гора Тбау-хох

Опять я! Опираюсь на башню, на фоне селения Даргавс и черной реки

На долине реки пасутся лошадочки...

... а на склоне гор овечки. Основной животный мир там, доступный глазам.

Мы поспрашивали у мужика дорогу через Кармадон в сторону Владикавказа, и он сказал, что дороги по-прежнему нет, еще не очистили от схода ледника Колка. И он говорил, что можно поехать (можно будет? не так поняли) по дороге тут, в сторону Кобан. И мы решили попробовать поехать в сторону Кобан, а отсюда легко можно объехать закрытую Кормадонскую дорогу.

Но это оказалось не так, как мы поняли. Строят еще дорогу! Один эскаватор-бурильщик работает! Доехали до самого края строящей дороги

А внизу ущелье с Даргавским порогом и вполне пешеходная дорога в сторону села Кобан. Вот информация о том, что дорогу строят с Даргавса до Кобан. Обещают к 2013 году? Да вряд ли! А вот другая инфоромация по поводу, что заново строят дорогу с Кармадона. Неплохо. На два фронта работают.

Вернулись назад и мы устроили завтрак у подножия горы Тбау-хох. Солнышко уже прогрелось. Тепло стало. Сытно поели и насладились видами зеленой долины

И поехали к следующей цели путешествия. На въезде сфотались на прощание. Спасибо, Даргавс!

После того как проехали перевал, мы еще остановились у останков Хилаксткой стены и сфотали котлован с селением Верхний Фиагдон. Там же стоят уникальные памятники Ленину и Сталину, а также Аланский Успенский монастырь. Все это мы не видели, не знали же, не подготовились же (

Наши машины у руины стены

А это и есть часть стены с башней издали

"Мир и радость Вам, Живущие!" Такое я два раза видел на Кавказе, это в Кабардино-Балкарии и в Карачаево-Черкессии. И оба раза крупными буквами на скалах. Откуда это крылатое выражение? Быстрый гуголь мне не помог, наткнулся только на песню Александра Серова. Ну и ладно!

А в Кабардинии-Балкарии деревни очень богатые, красивые и аккуратные. В обратную сторону я неправильно ехал: вместо того, чтобы повернуть в Алагир, я свернул в сторону Владикавказа, что Нуллу пришлось догнать нас и обругать меня. По рации было невозможно связаться с нами из-за плохо настроенной волны и фонящих других рации. Пришлось в Гизеле повернуть не назад, а на север, на Ардон, наперерез. Потеряли 14 км, сделали крюк. Это ладно! А по карте смотрю, мне интересно стало, можно было бы по-прежнему ехать по долине Фиагдон, почти напрямик, вышли б на ту дорогу, где мы обрано ехали в Ардон с Гизеля. Это надо потом учесть вам, если вы там будете

С трассы Кавказ мы свернули на Черекскую долину, где мы добрались до указателя, что налево "Верхнее Голубое" а направо "Нижнее Голубое". Мы подумали, что самое глубокое озеро в Европе мб высоко, в горах, а это значит - на Верхних. Вот и туда поехали, точнее пробирались отвесно

А это не так! Сразу сомнение вызвало то, что дорога слишком тяжела для "автобусных" туристов. А во вторых - температура воды, озеро вообще нехолодное, явно не +9, а +18. Ну, подумали: "Нас наебали"

Там было кафе, заказали чебурешков и чая. Пока чебуреки готовились, я с Нуллом даже покупались, освежились очень хорошо

После того, как покушали, мы спустились вниз к дорогам и поехали на Черекскую теснину. Отличная прогулка! Тунели, скалы, пропасти! Одно из живописнейших мест!

На фоне теснины вся моя семейка

Всю теснину не стали проезжать, на середине мы свернули назад. Мы стали думать, где же самое глубокое и голубое? Скорее всего, это Нижнеголубое, потому что оно у трассы

И остановились у обочины неподалеку у Нижнеголубого озера. Оно самое!

Холодная вода, цвет совсем странный, местами странный запах сероводорода. Значит, цель достигнута, голубое озеро увидели.

Следующей целью стала термальная ванна у Аушигера. Мы только знаем, где находится этот населенный пункт, но где источник горячей воды - мы не знаем. Думали, что найдем его с помощью генштабовской карты - берем один родник и туда едем. Выехали с дороги, поехали в лес и доехали до родника. А родничок мелкий, на вкус попровали: нет, пресная вода. Пришлось обратно ехать на дорогу и доехать до Аушигера. В деревне поспрашивали двух человек и они нам подсказали, как надо доехать до термальных источников. Без знания не так просто ехать! Никакого указателя нет! Доехали! Очень долго мы купались на этом горячем озере! Там народа много в это время.

Почти в полночь мы выехали отсюда и через ночной Нальчик проехали в Пятигорск. По пути, на том же самом баксанском посту я не заметил свой поворот (там очень темно) и пересек сплошную линию, чтобы вернуться на свою полосу. Так и знал, что догонят, чтобы наказать. Ага, с люстрой догнали. Долго торговался и сумел их убедить, чтобы нас отпустили. Ненавижу я Баксан! ) Но день удался!